Аншлюс Австрии и позиция европейской дипломатии. Судетский кризис и Мюнхенское соглашение 1938 г
Мюнхенское соглашение 1938. Соглашение о расчленении Чехословакии, достигнутое 29-30 сентября в Мюнхене главами правительств Великобритании (Н. Чемберлен), Франции (Э. Даладье), нацистской Германии (А. Гитлер) и фашистской Италии (Б. Муссолини). Легкость, с которой Гитлер осуществил в марте 1938 аншлюс Австрии, поощрила его на дальнейшие агрессивные действия, теперь уже в отношении Чехословакии.
После распада Австро-венгерской империи, Чехословакия в короткий срок превратилась в одну из наиболее процветающих стран Центральной Европы. На ее территории располагались многие важнейшие промышленные предприятия, в том числе сталелитейные заводы Шкода и военные заводы. При населении накануне Мюнхенского соглашения в 14 млн. человек, в стране проживало помимо чехов и словаков около 3,3 млн. этнических немцев. Немецкоязычное население, т. н. судетские немцы постоянно громогласно заявляли о дискриминационных мерах по отношению к ним со стороны чехословацкого правительства. Почти половину из 1 млн. безработных в стране составляли судетские немцы. Центральные власти принимали всевозможные меры, чтобы снизить накал недовольства в Судетской области: представительство в Национальном собрании, равные права в отношении образования, местное самоуправление и др., но напряжение не спадало.
Гитлер решил воспользоваться нестабильной ситуацией в Судетской области и в феврале 1938 обратился к рейхстагу с призывом "обратить внимание на ужасающие условия жизни немецких собратьев в Чехословакии". Он заявил, что судетские немцы могут рассчитывать на Третий рейх, который защитит их от чехословацких притеснителей. В германской прессе поднялась волна обвинений в адрес чехословацких властей, якобы осуществляющих зверства в отношении судетских немцев. Воспользовавшись небольшим пограничным инцидентом, в результате которого погибло несколько немцев, Гитлер выдвинул германские войска к границе с Чехословакией, в надежде оказать политическое и военное давление на страну, чья армия составляла всего 400 тыс. человек. Но Советский Союз и Франция предупредили Германию, что исполнят свои обязательства по отношению к Чехословакии, и Гитлер был вынужден отвести свои войска от границы.
Однако осторожный Чемберлен заявил, что он не может гарантировать поддержку Великобритании в случае германской агрессии против Чехословакии. Воодушевленный нерешительностью британского правительства, Гитлер решил опереться в своих планах на "пятую колонну", которую представляли судетские немцы и пронацистская Судетская немецкая партия. По его указанию лидер этой партии Генлейн выдвинул ряд требований, по существу предполагавших отказ Чехословакии от суверенитета над Судетской областью (24 апреля). 30 мая Гитлер созвал секретное совещание генералитета в Ютербоге, на котором заявил: "Мое непоколебимое стремление - уничтожить Чехословакию в результате военных действий в самое ближайшее время". Затем он огласил приказ о проведении операции "Грюн" не позднее 1 октября 1938. Дальнейшие события, непосредственно предшествовавшие подписанию Мюнхенского соглашения, выглядят следующим образом: маневры англо-французской дипломатии с целью оправдать перед общественным мнением подготавливаемую сделку с Гитлером и попытки склонить Чехословакию к капитуляции; мятеж судетских нацистов 13 сентября, подавленный вооруженными силами Чехословакии; Берхтесгаденское свидание 1938, в ходе которого Чемберлен, в принципе согласившись с требованием Гитлера о передаче Германии пограничных чехословацких территорий, лишь выразил просьбу не начинать боевых действий (15 сентября); англо-французский ультиматум (18 сентября) о передаче Германии части чехословацкой территории ("необходимо уступить Германии районы, населенные преимущественно судетскими немцами, чтобы избежать общеевропейской войны"), принятый 21 сентября президентом Чехословакии Э. Бенешем; встреча Чемберлена с Гитлером в Бад-Годесберге для обсуждения новых, еще более тяжелых для Чехословакии требований германского правительства (22 сентября).
В момент наивысшего напряжения Муссолини посоветовал Гитлеру созвать четырехстороннее совещание с целью уладить все возникшие проблемы. Согласившись на это предложение, Гитлер выступил 26 сентября на массовом митинге во Дворце спорта в Берлине с речью. Он заверил Чемберлена и весь мир, что если проблема судетских немцев будет решена, то он не станет выдвигать дальнейших территориальных претензий в Европе: "Мы подходим сейчас к последней проблеме, требующей своего разрешения. Это последнее территориальное требование, которое я выдвигаю перед Европой. В 1919 году три с половиной миллиона немцев были отрезаны от своих соотечественников группой сумасшедших политиков. Чехословацкое государство выросло из чудовищной лжи, а имя этого лгуна - Бенеш". Чемберлен в третий раз направился в Германию, в Мюнхен, буквально умолять Гитлера о мире. Он писал: "Я хотел еще раз попытаться сделать это, поскольку единственной альтернативой становилась война".
Советский Союз и Чехословакия не были допущены на переговоры. Чемберлен и Даладье приняли условия Гитлера и совместно оказали давление на чехословацкое правительство. Текст соглашения, составленный 29 сентября, был подписан на следующий день. Соглашение предусматривало передачу Германии в срок с 1 по 10 октября 1938 Судетской области Чехословакии (со всеми сооружениями и укреплениями, фабриками, заводами, запасами сырья, путями сообщения и др.), удовлетворение за счет Чехословакии в течение 3 месяцев территориальных притязаний Венгрии и Польши, "гарантию" участниками соглашения новых границ Чехословакии против неспровоцированной агрессии (вторжение в Чехословакию германских войск в марте 1939 выявило фальшивый характер этих "гарантий").
30 сентября чехословацкое правительство приняло без согласия Национального собрания мюнхенский диктат. Чемберлен, вернувшись в Лондон, радостно заявил в аэропорту, размахивая текстом соглашения: "Я принес мир нашему времени". Потрясенный подобной политикой попустительства агрессору Уинстон Черчилль сказал: "Я напомню тому, кто хотел бы не заметить или забыть, но что тем не менее приходится констатировать, а именно - мы пережили всеобщее и явное поражение, а Франция снесла еще больше, чем мы... И нет никаких оснований надеяться, что этим все закончится. Это лишь начало расплаты. Это только первый глоток из горькой чаши, которая будет предложена нам со дня на день, если не наступит невероятное восстановление нравственного здоровья и военной мощи, если мы вновь не очнемся и не сделаем ставку на свободу, как в былые времена" Соглашение, подписанное в Мюнхене, было одним из наиболее ярких проявлений политики "умиротворения", проводившейся накануне 2-й мировой войны правительствами Великобритании и Франции с целью добиться сговора с нацистской Германией за счет стран Центральной и Юго-Восточной Европы, отвратить гитлеровскую агрессию от Великобритании и Франции и направить ее на Восток, против Советского Союза. Мюнхенское соглашение стало важной вехой в подготовке 2-й мировой войны.
3. Казахстанско-российские отношения: этапы становления, проблемы, перспективы. Проблема казахсанско-российских отношений после распада СССР (граница, язык, гражданство)
На Юго-Востоке постсоветского пространства жизненно важную геополитическую роль для России и всего СНГ играет Казахстан, от развития прочных связей с ним многое зависит в укреплении безопасности России. Выгодное геополитическое положение республики делает ее своеобразным буфером между Россией, Средней Азией, Дальним Востоком и Китаем.Установление дипломатических отношений между двумя странами было оформлено 22 октября 1992 года, и сегодня мы с удовлетворением и гордостью можем констатировать, что минувшие годы двустороннее сотрудничество интенсивно развивалось по всем направлениям.
Странам совместно удалось сделать очень многое. Поэтому нет ничего удивительного в том, что отношения Казахстана и России многими экспертами рассматриваются как образцовые.Конечно, первостепенным фактором, возведшим такую трактовку в ранг аксиомы, стали дружеские отношения между народами Казахстана и России, складывавшиеся на протяжении столетий, обусловленная не только географическим соседством, но и культурной близостью двух стран, искренним стремлением сообща преодолевать вызовы судьбы.После распада СССР наши страны мобилизовали усилия для того, чтобы минимизировать ущерб от дезинтеграционных процессов и строить свои отношения на основе общности интересов, добрососедства и взаимного уважения. Подписанный 25 мая 1992 года президентами двух стран Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи заложил прочный фундамент официальных межгосударственных взаимоотношений, стал правовой базой практически всего спектра двустороннего сотрудничества.В документе зафиксировано, что Казахстан и Россия опираются на исторически сложившиеся прочные связи и строят дружественные отношения как государства-союзники на принципах взаимного уважения государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы и угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного исполнения обязательств.
Важной вехой становления юридических основ взаимодействия стало подписание 28 марта 1994 года Договора о военном сотрудничестве. Наряду с Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года этот документ заложил основы обеспечения стабильности на евразийском пространстве, а также открыл горизонты для дальнейшего совершенствования механизмов поддержания мира.Вне всякого сомнения, к стержневым документам, составляющим договорно-правовую базу российско-казахстанских отношений, следует отнести Декларацию о вечной дружбе и союзничестве от 1998 года, в которой подчеркивается, что вечная дружба между нашими странами является гарантией национальной безопасности, политической стабильности, межнационального согласия и процветания обоих государств. В начале 2005 года был подписан Договор о государственной границе, имеющий огромное значение для углубления доверия между нашими странами. В этом году приступила к работе Совместная российско-казахстанская демаркационная комиссия.
Общепризнанно, что политический диалог является наиболее эффективным средством достижения взаимопонимания между державами. В этом плане Россия и Казахстан могут служить примером, достойным будущих учебников по истории дипломатии. Только с начала 2006 года по настоящее время президенты наших стран встречались около 20 раз на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений. Что особенно приятно, российско-казахстанские саммиты каждый раз получают субстантивное наполнение в виде конкретных проектов.Результаты видны невооруженным глазом. Ежегодно растет товарооборот между нашими странами. В 2006 году его объем составил 12,8 миллиарда долларов, а за январь — август 2007 года — превысил 10,6 миллиарда. По самым скромным оценкам, по итогам года эта цифра составит порядка 16 миллиардов долларов.Ключевая роль здесь принадлежит приграничному и межрегиональному сотрудничеству, на долю которого приходится более 70 процентов товарооборота. Сегодня 76 субъектов Российской Федерации имеют торгово-экономические связи с казахстанскими партнерами. Развитию взаимодействия между регионами Казахстана и России способствует проведение форумов приграничных областей с участием президентов двух стран.
Среди традиционных сфер казахстанско-российских отношений центральную роль занимает энергетическое сотрудничество. Казахстанская нефть, направляемая через трубопроводы Атырау — Самара и КТК в Европу, является важной составляющей обеспечения международной энергетической безопасности.Россия представлена на нефтяном рынке Казахстана двумя крупными компаниями: ОАО "Лукойл" и ОАО "НК "Роснефть". "Лукойл" участвует в четырех геологоразведочных проектах на шельфе Каспия, семи проектах по добыче на суше. Среди них — разработка Кумкольской группы месторождений, участие в работах на Карачаганаке и Тенгизе, а также в ряде проектов в Актюбинской и Мангистауской областях РК. Кроме того, "Лукойл" совместно с НК "КазМунайГаз" участвует в проектах "Тюб-Караган" и "Аташский" в казахстанской части Каспийского моря. "Роснефть" ведет работы на Адайском блоке месторождений, а также является участником проекта "Курмангазы".
В последнее время для российско-казахстанских отношений характерен упор на реализацию инновационных проектов. Это прежде всего относится к космической и атомной областям.В январе 2004 года в Астане президенты России и Казахстана приняли решение о продлении срока аренды космодрома до 2050 года. В соглашении оговаривается расширение участия Казахстана в реализации космических программ и проектов, осуществляемых на космодроме "Байконур" путем долевого участия в финансировании и реализации проектов по созданию и использованию новых, экологически безопасных ракетно-космических комплексов, других космических программ и проектов по модернизации инфраструктуры космодрома.
С принятием в Казахстане государственной программы "Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005—2007 годы" для сотрудничества в космической области открылись новые перспективы, что подтверждает успешный запуск и вывод на орбиту казахстанского спутника связи "KAZSAT-1" в июне 2006 года. В планах — осуществление проекта космического ракетного комплекса "Байтерек", запуск второго казахстанского спутника. Еще ряд проектов находится в стадии обсуждения и проработки.В октябре 2006 года Казахстан и Россия подписали документы, учреждающие три совместных предприятия: по добыче урана на территории Казахстана, по обогащению урана на территории России и по разработке и продвижению на рынок Казахстана, России и третьих стран инновационных проектов энергоблоков с атомными реакторными установками малой и средней мощности. Как представляется, объединение усилий наших стран в атомной сфере будет не только способствовать мировой энергетической стабильности, но и служить ярким примером перспективности мирного использования атома.
Отдельного рассмотрения заслуживает активное участие Казахстана и России в интеграционных проектах, созданных на постсоветском пространстве. Во многом благодаря курсу, ориентированному на стратегическое партнерство, нашим странам удалось быстро адаптироваться к условиям глобализации и достичь серьезных экономических успехов. В результате сегодня ставшее уже привычным определение тандема Казахстана и России в качестве "локомотивов интеграции" как нельзя лучше соответствует реалиям.
Многосторонняя дипломатия прочно укоренилась в качестве системообразующего вектора внешнеполитической деятельности Астаны и Москвы. Казахстан и Россия внесли значительный вклад в разработку Концепции дальнейшего развития СНГ и плана по ее реализации, утвержденных недавно в Душанбе. Тем самым заложена практическая основа для постепенного выведения Содружества на новый уровень взаимодействия.Создание других, более узких по составу участников организаций показывает, что идея "разноуровневой" интеграции в полной мере оправдывает себя.Организация Договора о коллективной безопасности сегодня видится основным гарантом обеспечения стабильности в зоне ответственности, включая Центральную Азию.
В этом отношении представляется чрезвычайно важным развитие военно-политического сотрудничества, имеющего целью создать единую, эффективную систему безопасности. Речь идет о развертывании Объединенной группировки войск Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, формировании объединенных систем военного назначения и в конечном счете — Коллективных сил организации.ОДКБ, установив полезное взаимодействие с ООН, вносит весьма заметный вклад в усилия, направленные на борьбу с терроризмом. Не секрет, что в Центрально-Азиатском регионе, учитывая близость Афганистана, сосредоточены и иные современные вызовы и угрозы: незаконная торговля наркотиками, нелегальная миграция, религиозный экстремизм. Это предопределяет необходимость комплексного взаимодействия разных интеграционных структур — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.
Конструктивным шагом в этом направлении стало подписание накануне саммита в Душанбе Меморандума о взаимопонимании между секретариатами ОДКБ и ШОС.Планомерно эволюционирует экономическая составляющая интеграции, главным образом в рамках ЕврАзЭС. На днях в ходе проведения Межгосударственного совета этой организации состоялось подписание первоочередных международных договоров, являющихся частью правовой базы Таможенного союза. Президенты Беларуси, Казахстана и России скрепили своими подписями Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, фиксирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним. Кроме того, утвержден перечень соответствующих международных договоров и План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС до окончательного завершения работы в 2010 году.
Весьма симптоматично, что построение казахстанско-российского сотрудничества на симметрично-прагматичной основе, ориентация, прежде всего, на взаимовыгодные, деполитизированные проекты привлекает и другие государства. В совместные проекты вовлекаются новые страны, новые партнеры. С этой точки зрения можно рассматривать результаты визита В. Путина в Астану в мае текущего года, а также договоренности трехстороннего саммита в Туркменбаши.
Казахстан представляет интерес для России и с гуманитарно-этнической точки зрения в силу полурусского состава населения. Из примерно 15,5 млн. жителей казахи составляют около 48%, а 52% - это русские (6,5 млн. человек), украинцы, белорусы, немцы, татары и другие говорящие по-русски граждане. Русское население абсолютно преобладает в шести северных областях Казахстана: Карагандинской, Кустанайской, Кокчетавской, Семипалатинской, Усть-Каменогорской, Целиноградской, где численность казахов не превышает 20%.
Это содружество — залог безопасности, стабильности и развития наших двух государств. Одновременно это вклад в дальнейший прогресс обширного евразийского региона, единство и взаимодействие государств этого суперконтинента.
Билет 14