Структура парламентского права
1. Парламентское право, как подотрасль права
2. Структура парламентского права
3. Порядок формирования парламента
4. Внутриорганизационная деятельность парламента
5. Закрытый процесс парламента
6. Политическая ответственность парламента
№1 Парламентское право, как под отрасль права:
Совокупность взаимосвязанных институтов, нормы которых регулируют порядок организации и деятельности парламента.
Классификация институтов о парламенте:
1. Нормы, регулирующие формирование парламента
2. Совокупность норм, закрепляющих внутреннюю структуру парламента
3. Нормы, закрепляющие компетенцию парламента
4. Конституционно-процессуальные нормы, регулирующие законодательный процесс
5. Нормы, определяющие взаимоотношения парламента с главой государства и иными государственными органами
6. Нормы, закрепляющие конституционно-правовую (политическую) ответственность парламента
№2 Структура парламентского права:
Источники парламентского права:
1. Конституция – в ней содержаться фундаментальные нормы о парламенте, определяется его структура, численный состав конституционно-правовой статус
2. Закон о выборах депутата парламента
3. В законах о статусе депутатов парламента
4. Парламентские обычаи
5. Нормы, закрепленные в регламентах работы парламента
Классификация парламентов:
1. По степени выборности:
a. Назначаемые - в странах с абсолютной монархией, такие парламенты обладают только законосовещательными функциями
b. Частично выборные – депутаты занимают свои места по своему праву, или же часть депутатов назначаются (Великобритания, Индия, Танзания)
c. Выборные
2. В зависимости от внешней структуры:
a. Однопалатные
b. Двухпалатные (Франция) – в таких случаях верхняя палата является тормозом для демократизации и выражения нижней палаты. Нижняя палата является народным представительством. А верхняя палата является представительством субъектов
c. Трехпалатные (Туркмения)
3. В зависимости от объема компетенции:
a. С абсолютно определенной компетенцией – все его полномочия закрепляются в Конституции и за пределы этой компетенции он выйти не может
b. С относительно определенной – компетенция закреплена не только в конституции и КЗ, но и в иных нормативно-правовых актов (Германия)
c. С абсолютно неопределенной компетенцией – законами сформулирована норма, что парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос отнесенный к компетенции государства в целом.(Великобритания, Индия)
4. По социальному составу:
a. Чисто буржуазное (США)
b. Чисто народные
5. По партийному составу:
a. Однопартийные
b. Двухпартийные
c. Беспартийные
d. Многопартийные
6.
a. Организованные – обязательное посещение всех пленарных заседаний; выделяются специальные лица, которые наблюдают за депутатами;
b. Неорганизованные – депутаты могут свободно посещать заседания, происходит свободное голосование
7. По степени политической или конституционно-правовой ответственности:
a. Парламенты, которые не несут ответственность за свою деятельность, и они не подлежат роспуску (США)
№3 Порядок формирования парламента:
Конституция не указывает с достаточной степенью четкости способ формирования Совета Федерации - избрание, замещение по должности, назначение членов этой палаты Федерального Собрания. В ней лишь указывается исходный принцип: в Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Любые изменения в численности субъектов РФ (увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном составе Совета Федерации. В настоящее время Конституция (ст.65) содержит список из 89 субъектов РФ. Следовательно, Совет Федерации должен насчитывать 178 членов.
Часть 2 ст.96 Конституции делает отсылку к федеральному закону, который определяет порядок формирования Совета Федерации. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступивший в силу в декабре 1995 г. закрепил способ формирования Совета Федерации путем замещения постов членов Совета Федерации главами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по должности. Назначение члена Совета Федерации предусматривается только в случае, если орган законодательной власти субъекта РФ состоит из двух палат. Тогда обе палаты совместным решением назначают своего представителя - члена Совета Федерации. Состав Совета Федерации будет постепенно обновляться по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.
В отношении Государственной Думы, численность депутатского корпуса зафиксирована в ч.З ст.95 Конституции - 450 человек. часть 2 ст.96 Конституции РФ содержит отсылку к федеральным законам, устанавливающим порядок выборов депутатов Государственной Думы. Выборы депутатов регулируются целым комплексом федеральных законов. Важнейшие среди них: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (вступил в силу в декабре 1994 г.), Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (вступил в силу в июне 1995 г.), Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» (вступил в силу в августе 1995 г.).
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания» депутату государственной думы ибираются населением путем прямого тайного голосования. Из них 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Это исключение из общего правила обусловлено федеративным устройством государства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в РФ на 225 одномандатных избирательных округов.
225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных в федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.
Выборы в государственную думу назначает Президент. Выборы в РФ проходят по пропорциональной системе. Членом государственной думы может быть человек старше 21 года, не имеющий судимость и дееспособный.
Правовой статус депутата определяется следующим законом «О статусе депутата и члена Совета Федерации». Он определяет права и обязанности депутата государственной думы и члена совета федерации и юридические гарантии его деятельности.
Члены совета федерации, депутаты государственной думы выступают:
1. Выступает как член представительного органа
2. Выступает как представитель власти
3. Как представитель политической партии региона или избирателей
Права:
1. Он может быть избран в любые органы парламента
2. Участвует в формировании повестки заседания парламента
3. Имеет право выступать в Пленуме, вносить предложения и рекомендации по всем вопросам повестки дня
4. Свободно голосует, если он не связан партийной дисциплиной, по все государственным вопросам
Обязанности депутата:
1. Должен участвовать в работе на пленарном заседании
2. Должен работать в одной из комиссий
3. Должен выполнять все поручения палаты или парламента в целом
Депутат, как представитель власти:
1. Может без ожидания пройти к государственному служащему
2. Он не может вмешиваться работу органов, суда, прокураторы, налоговой.
3. Участвует в рассмотрении жалоб граждан
4. Имеет право требовать немедленного прекращения нарушений
Во всех социальных республиках и княжествах действует императный мандат депутатов парламента.
Деятельность мандата:
1. Во время предвыборной компании проводится собрание с избирателями, могут быть выдвинуты, наказаны
2. Депутат обязан постоянно отчитываться перед избирателями (наказы, о работе посянного органа, где он работает, о своей личной работе)
3. Отзыв депутата избирателями из постоянного органа власти
Основания на отзыв депутата:
1. Недовольные его поведением
2. Если совершил аморальный поступок.
Если совершил преступление, то он лишается мандата и судится как обычный гражданин. В России больше нет императивного мандата
В местных представительных органах власти создаются партийные фракции. Депутаты не могут вести дискуссии, они должны решать местные вопросы.
№4 Внутренняя структура парламента:
1. Прежде всего избирается председатель парламента (спикер), если однопалатный парламент. Если двух палатный то в каждой избирается председатель, наделен узкими, в основном формально-юридическими правами (предоставляется слово, не может давать оценки, и голосует только если голоса депутатов разбились поровну, председатель обычно выходит из партии), а спикер – должностное лицо, которое наделено более широкой компетенцией (предоставляет слово депутатам для выступления, строго следит за регламентом и за содержанием речей, если кто-то из депутатов откланяется от изложения, он лишает его слова, бросает реплики в зал, иногда высмеивающие выступающего, он комментирует все выступления и подводит итоги, он пользуется огромной властью при подсчете голосов, может ввести другую более жесткую систему).
2. Формирование совета думы (председатель, заместители, представители фракции)
3. Выбираются Лидеры парламентского большинства и меньшинства
4. Обязательно формируется партийные фракции и партийные группы (не менее 30-50 – фракция, если меньше, то группа).
5. Формируются постоянные комитеты и комиссии. Они формируются по важнейшим отраслям и сферам жизни общества и государства (Защите населения, по делам молодежи, по международным делам и т.д.). это постоянно действующие органы. Они создаются для разработки проектов законов, обсуждения профильных комитетов и комиссий, обсуждают проекты законов, гос бюджета и других важнейших финансовых актов.
Но в законодательстве могут быть предусмотрены формирование не только постоянный комитет, но и временные:
1. Комиссия по применению импичмента. Работает не более полугода.
2. Ревезионные и следственные комиссии и комитеты (в нашей стране их нет). Следственная комиссия создается по особо важным делам и обладает чрезвычайными полномочиями. По завершении работы передает эти материалы компетентным органам. Ревизионные комиссии создаются если есть предположения, что бюджетные средства используются не по целевому назначению, или происходит «разбазаривание» средств, либо по сложным социально-экономическим вопросам.
3. У каждого парламента есть юридические управления. Это вспомогательный орган, но он играет большое значение.
4. Согласительная комиссия. Разногласия по проекту между гос думой и советом федерации
№5 Законодательный процесс:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — 1) в узком значении — урегулированный Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ порядок (процедуры) обсуждения, принятия и опубликования федеральных законов. Законодательный процесс в этом значении идентичен понятию законодательной процедуры (процедуры в значении «макропроцедуры», объединяющей совокупность конкретных, или «микропроцедур», связанных с разработкой, обсуждением и принятием законов);
2) в широком значении — совокупность предусмотренных законодательством процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов, а также соответствующих этим процедурам действий участников законодательного процесса.
В широком смысле законодательный процесс может быть представлен не только как набор процедур «производства» законов, но и как само это «производство» или деятельность — система взаимосвязанных и объединенных единым замыслов правотворческих действий законодателя. В этом значении законодательный процесс есть длящийся во времени процесс, который распадается на ряд этапов, именуемых стадиями законодательного процесса, т.е. относительно обособленных этапов разработки, принятия и опубликования законов, урегулированных нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. Стадии законодательного процесса детально регламентированы, роли участников законодательного процесса, сроки, порядок их действий, права и обязанности четко оговорены процессуальными нормами конституционного права. Игнорирование какой-либо из стадий либо пренебрежение процедурными правилами какой-либо из стадий означает нарушение законности в законотворчестве.
В конституции или в КЗ четко определяются субъекты законодательной инициативы, в конституции такими названы :Президент, палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Правительство и группа депутатов, а также законодательный (представительные) органы государственной власти. КРФ особенно ст. 71 и 72 определяют по какому кругу вопросов может законодательствовать Федеральное собрание РФ.
1. Есть закон «О внесении поправок в Конституцию»
2. Федеральные Конституционные Законы – принимаются на основе конституцию
3. Каждая из палат принимает регламент. Он строго регулирует весь законодательный процесс, а нормами материального права закрепляется структура палат
Стадии законодательного процесса:
1. Разработка законопроекта, другие считают первой стадией: объявление объективной необходимости принятия законопроекта. Внесение законодательной инициативы. Субъекты законодательной инициативы вносят проект закона. Председатель докладывает депутату о поступлении законопроекта. Он отдается профильному комитету, тот возвращает его с изменением в государственную думу. Проводя юридическую экспертизу закона: государственная экспертиза (проводит: министерство юстиции, правовое управление администрации президента); научная экспертиза (проводит: лучшие научные кадры страны); антикоррупционная экспертиза (проводит: министерство юстиции, ген прокуратура и представители гражданского общества - она может проводится в инициативном порядке)
2. Первое чтение: обсуждение закона по существу. На этой стадии все депутаты могут вносить свои поправки, изменения и в задачу проф комитета входит только тщательной обобщить эти поправки
3. Второе чтение: зачитывают поправки.
4. Третье чтение: запрещено вносить поправки по содержанию, только редакционные поправки. Но если проект срочный, то он может быть принят в тот же день. После третьего чтения законопроект ставится на голосование.
Компетенция Федерального Собрания:
1. Федеральное собрание утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении
2. в лице своих палат участвует в формировании других органов государства
3. Осуществляет контроль за деятельностью других органов. В частности председатель правительства обязан раз в году отчитываться перед депутатами ФС о своей работе
№6 Политическая ответственность Парламента:
Ответственность – наступает только за виновное конституционное преступление.
Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства – при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения – при любых.
Формы политической парламентской ответственности мы уже рассматривали. Это в конечном счете отказ в доверии и вотум недоверия за недолжную, по мнению парламента, политику. Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: неутверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра. Напомним, что во многих странах ответственность правительства за проводимую политику – солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить внутренние разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства.
Поскольку примеры конституционного регулирования парламентской ответственности правительства и его членов мы уже приводили, ограничимся примером такого регулирования ответственности перед главой государства. Согласно части первой ст. 111 хорватской Конституции «Правительство ответственно перед Президентом Республики и Палатой депутатов Собора Республики Хорватии», а ст. 98 управомочивает Президента Республики смещать с должности Председателя Правительства без каких-либо ограничений.
Что же касается ответственности за правонарушения, то в тех странах, где за членами правительства признается в той или иной мере иммунитет от судебного преследования, лишение этого иммунитета производится парламентом, после чего возможна обычная установленная законом ответственность.
Например, в Австрии, в соответствии со ст. 76 и ч. 1 и 2 (п. «b») ст. 142 Федерального конституционного закона 1920 года в редакции 1929 года членам Федерального правительства может быть предъявлено обвинение в совершении виновного правонарушения в ходе их официальной деятельности. Такое обвинение предъявляется Национальным советом в присутствии большинства его членов. Наличие такой конституционной нормы означает, что, несмотря на отсутствие в Федеральном конституционном законе прямого на то указания, члены Федерального правительства пользуются известным иммунитетом от преследования за должностные правонарушения и что предъявление обвинения нижней палатой парламента лишает члена правительства такого иммунитета. Согласно ч. 4 ст. 142 обвинительное решение Конституционного суда в этом случае влечет смещение с должности, а при особо отягчающих обстоятельствах – временное лишение политических прав. Если же деяние наказуемо в уголовном порядке, то Конституционный суд разрешает это дело в соответствии с уголовным законом, даже если оно ранее было начато в обычном суде (ст. 143).
Во Франции члены Правительства несут уголовную ответственность за должностные преступления и проступки в соответствии с уголовным законом перед Судом правосудия Республики. Согласно частям второй – четвертой ст. 68–2, включенной в Конституцию Франции в 1993 году, любое лицо, считающее себя потерпевшим от преступления или проступка, совершенного членом Правительства при осуществлении своих функций, может подать жалобу в комиссию по заявлениям, которая может передать дело генеральному прокурору при Кассационном суде для возбуждения производства в Суде правосудия Республики. Генеральный прокурор при Кассационном суде может и сам возбудить такое производство на основании заключения комиссии по заявлениям.
№7 Полномочия Парламента:
Ст. 112 КРФ.