Понятие и формы реализации права. Под реализацией права в теории права традиционно понимается воплощение в жизнь
Под реализацией права в теории права традиционно понимается воплощение в жизнь предписаний правовых норм путем правомерного поведения различных субъектов общественных отношений[8].
Реализация права есть процесс претворения в жизнь уже имеющихся, созданных правовых норм.
Реализация права осуществляется путем правомерного поведения, соответствующего предписаниям норм права. Реализация права осуществляется всеми субъектами правоотношений. Не только государство является проводником права в жизнь, но и обычные граждане жизненно заинтересованы в реализации права. С помощью различных форм реализации права граждане могут использовать принадлежащие им права, исполнить возложенные на них обязанности, реализовать свои законные интересы.
Таким образом, субъектами реализации права являются государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения и граждане.
Реализация права представляет собой многообразную правовую деятельность, осуществляемую в различных формах. Существование различных форм реализации права обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, это специфика содержания норм права, различное содержание права влияет на их реализацию. Во-вторых, различный характер общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, общественные отношения по своей природе чрезвычайно разнообразны. В-третьих, различные средства и способы воздействия права на поведение людей. В-четвертых, особая характеристика субъекта реализации права, его место в системе правового регулирования.
По субъектам реализации права выделяют индивидуальную и коллективную формы реализации права. Каждый субъект правоотношений самостоятельно участвует в деятельности по реализации права, что предполагает индивидуальную форму реализации. Но некоторые правовые нормы реализуются только при совместной деятельности субъектов, например, инициатива проведения референдума по закону выдвигается определенным количеством граждан, обладающих избирательным правом.
Наиболее распространенной классификацией форм реализации права является их деление в зависимости от характера (направления) деятельности субъектов на три вида: соблюдение, исполнение, использование.
Соблюдение норм права — воздержание от их нарушения. Путем соблюдения реализуются существующие в праве запреты. Соблюдем норм наиболее привычный способ реализации права. В своей повседневной деятельности субъекты общественных отношений ежечасно реализуют правовые нормы, соблюдая их. Эта деятельность неприметна для постороннего глаза, но очень важна. Соблюдение норм права имеет особое значение при профилактике правонарушений, обеспечении законности и правопорядка. Главная особенность данной формы реализации состоит в том, что она является всеохватывающей, касается каждого правоспособного субъекта, пронизывает все стадии и стороны правореализационного процесса.
Исполнение норм права — деятельность субъектов по выполнению возложенных на субъектов обязанностей. Исполнение правовых норм предполагает активную деятельность. Путем исполнения реализуются обязывающие нормы. Например, каждый гражданин РФ, обязан уплачивать подоходный налог. Государственные органы и должностные лица в процессе своей деятельности исполняют нормы права, предоставляя гражданам необходимую информацию, тем самым содействуя гражданам в реализации их прав и законных интересов. Ненадлежащее исполнение правовых норм признается правонарушением и влечет различные виды ответственности (административную, дисциплинарную, уголовную и пр.).
Использование норм права — действия по осуществлению субъективных прав и свобод в целях удовлетворения государственных и общественных интересов. Путем использования реализуются дозволительные нормы. Исполнение правового предписания в отличие от соблюдения предполагает активное действие Субъект при использовании нормы права преследует только собственный индивидуальный или коллективный интерес. От использования правовых норм следует отличать злоупотребление правом. При злоупотреблении субъект, используя право, нарушает права и свободы других лиц, что недопустимо и является правонарушением.
В отличие от других форм реализации при использовании права субъект может сам выбирать вариант поведения. Например, право подозреваемого иметь защитника с момента, предусмотренного ч.ч. 2,3 ст. 49 УПК РФ, означает, что обвиняемый может этим правом воспользоваться своевременно, может не воспользоваться, может прибегнуть к помощи защитника на более позднем этапе (не на предварительном следствии, а в судебном разбирательстве либо в стадии кассационного производства).
Все три формы реализации права охватывают разностороннюю деятельность субъектов общественных отношений и представляют собой формы непосредственной реализации права. Для их совершения не требуется каких-либо разрешений компетентных органов: достаточно того, что разрешил сам закон.
Однако организующая работа государства по управлению делами общества предполагает осуществление и опосредованной формы реализации права — применения права, в тех случаях, когда для реализации юридических норм требуется вмешательство государства.
Связывая результаты правореализации с ее формами, можно заметить, что их оценка с позиции личных интересов субъектов и интересов общества не всегда совпадают. С позиции субъектов правореализации, результатом их поведения является при соблюдении – воздержание от правонарушения, при исполнении – активное или пассивное поведение, соответствующее субъективным правам управомоченных лиц. Применение права является наиболее сложной формой его реализации.
От уровня эффективности реализации права во многом зависит эффективность правотворческого процесса. Нормы права тогда достигают общественно-желаемой цели, когда они воплощаются в повседневных отношениях, когда с их помощью полностью осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для господства законности необходима большая организаторская работа по осуществлению содержания создаваемых правоотношений.
Применение права:
понятие, основание, формы (на примере органов внутренних дел).
В широком общефилософском и историческом контексте применение права представляет собой особый вид социальной деятельности. В теории права правоприменение рассматривается как сложная самостоятельная форма его реализации посредством деятельности компетентных органов, осуществляемая в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и в их взаимном проникновении.
Применение права является наиболее сложной формой его реализации. Оно одновременно включает в себя и соблюдение каких-то норм, и исполнение лежащих на правоприменителе обязанностей, и осуществление принадлежащих ему прав.
В литературе выделяется ряд случаев, с которыми связана необходимость применения права. Однако все они в принципе укладываются в рамки следующих трех случаев. Это: 1) когда предусмотренные правовыми нормами субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без властной деятельности компетентных органов. Например, органы внутренних дел осуществляют выдачу разрешений на создание частных детективных и охранных служб, подразделения ГИБДД производят регистрацию и учет автомототранспортных средств, выдают удостоверения на право управления транспортными средствами. Без вмешательства органов внутренних дел в перечисленных случаях возникновение прав и обязанностей у конкретных лиц просто невозможно;
2) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласованному решению. Например, руководитель органа внутренних дел решает споры, связанные с исполнением служебных обязанностей, распределением каких-то благ и т.п., возникающие между сотрудниками, сотрудниками и начальниками подразделений;
3) когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю соответствующую юридическую санкцию. Это основание связано с привлечением правонарушителей к административной и уголовной ответственности. В первом случае статья 23.3 Кодекса об административных правонарушениях содержит перечень составов административных правонарушений, которые рассматриваются органами внутренних дел и их должностными лицами. По составам, указанным в статьях они сами определяют предусмотренное законом взыскание. Во втором случае органы дознания и следователи органов внутренних дел согласно закону осуществляют правоприменение в связи с расследованием преступлений Наложение на сотрудника дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, строгий выговор и т.д.) начальником органа также относится к данному основанию.
Применение права – это организующая, властная деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц, осуществляемая в установленном законом порядке и формах, направленная на разрешение конкретного юридического дела по которому выносится индивидуальный акт, обязательный для его адресатов и обращается к исполнению (или исполняется).
В применении права всегда запрограммировано участие государственных органов, должностных лиц[9]. Важное отличие субъектов правоприменения от других участников правоприменительной деятельности заключается в том, что лица, осуществляющие правоприменение, никак не заинтересованы (во всяком случае, не должны быть заинтересованы) в том или ином решении дела (вопроса). Этим они в корне отличаются от субъектов других видов правореализации[10].
Применение права имеет следующие отличительные признаки:
1. Властный характер раскрывается в том что, во-первых, правоприменением занимаются только специально уполномоченные субъекты в пределах предоставленной им компетенции.
Во-вторых, правоприменение обеспечивается возможностью применения государственного принуждения. Например, сотрудники органов внутренних дел являются представителями власти. А власть, как известно, может использовать физические санкции или угрозу физических санкций в случае неподчинения повелению или приказу.
2. Правоприменение является организующей деятельностью. По своей юридической природе оно представляет собой, с одной стороны специфическую форму реализации правовых норм, а с другой - служит средством организации осуществления норм права и способом государственно-правового воздействия на общественные отношения.
3. Правоприменение обладает определенным волевым содержанием, является волевой деятельностью деятельностью[11]. Правоприменительный акт содержит в себе волеизъявление субъекта правоприменения. Конечно, нельзя говорить об абсолютной свободе субъекта правоприменения, поскольку в своем волеизъявлении он не вполне самостоятелен и в своей деятельности руководствуется нормами права, предписывающими ему тот или иной вариант поведения. Но в то же время в нормах права закреплено волевое содержание решения законодателя.
4. Важным свойством содержания правоприменения является его индивидуально-конкретный характер, так как оно направлено на установление конкретных последствий – возникновение субъективных прав, возложение юридических обязанностей, юридической ответственности[12]. Правоприменение является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных правовых предписаний, обращенных к персонально определенным лицам (обвинительное заключение, приговор суда и т.д.).
5. Применение права осуществляется в специально установленных законом формах, регламентировано процессуальными нормами, определяющими последовательность и порядок совершения тех или иных действий в ходе правоприменения. Причем эти нормы имеют всеобщий характер и не могут быть реализованы в каждом конкретном случае без вмешательства компетентных субъектов правоприменения[13]. Именно порождение государством конкретных отношений отличает правоприменительную деятельность от организационно-контрольной и иных форм деятельности государственных органов и учреждений в сфере реализации норм права.
6. Творческий характер как признак правоприменения признается большинством исследователей.[14] Конечно в тех случаях, когда в процессе разрешения юридических дел возникает необходимость применения норм, все структурные элементы которых абсолютно четко и ясно определены, говорить о каком либо творческом характере правоприменения далеко не всегда представляется возможным.
Целью применения права является удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества[15].