Г.Г. Гиоргадзе. Хеттское царство
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
М., 1982. Т. I. Ранняя древность. С. 211-213
В процессе сельскохозяйственного производства в государ-
ственном секторе складывались и развивались экономические
отношения двух типов: собственно рабовладельческого харак-
тера и крепостнического типа (подразумевавшего отработоч-
ную повинность). Способы эксплуатации были в основном ра-
бовладельческими, с которыми сочетались формы эксплуата-
тации крепостнического типа. Поэтому непосредственных произ-
водителей государственного сектора можно назвать «зависи-
мыми людьми рабско-крепостнического типа». При этом сле-
дует учитывать, что хеттские «крепостные» не составляли клас-
са, обособленного от рабов, и сами хетты, хотя и отличали их
от частных рабов обычного типа, все же обозначали и крепост-
ных как «головы рабов и рабынь». Поэтому сейчас их часто
рассматривают как подразделение одного и того же класса не-
свободных.
Хеттские законы делят хеттское общество на свободных
людей и на противопоставленных им несвободных («рабов»).
С самого начала «свободными» назывались лица, освобожден-
ные царем (дворцом) от государственных повинностей саххан
и луцци не только в пользу царя (дворца) или крупных госу-
дарственных служащих, но и в пользу храма, а также других
культовых учреждений. Свободные от всех повинностей люди
постепенно становились «знатными, почетными, благородны-
ми», т. е. социально свободными. Из них образовался верхний,
господствующий слой общества (царские служащие, воена-
чальники, разные представители администрации, храмовые
служащие и другие, владевшие крупными земельными участка-
ми), для которых трудовая деятельность становилась уже по-
зорным занятием или одной из форм наказания.
«Несвободными» были лица, не освобожденные от трудовой
деятельности – от выполнения хотя бы одной из государствен-
ных повинностей – и вследствие этого рассматривавшиеся как
социально несвободные. Если такого человека освобождали от
обязанностей, например, в пользу царя и крупных государст-
венных служащих, то он должен был трудиться в пользу хра-
ма, т. е. оставался все же несвободным, зависимым. «Несво-
бодные» охватывали широкие круги непосредственных произ-
водителей (пахарей, пастухов, ремесленников, садовников и
многих других), составлявших низший социальный слой Хатти.
Они включали в себя собственно рабов, крепостных, наемников
и др., то есть людей, находившихся в разных формах зависи-
мости.
Война обеспечивала хеттское общество подсобной рабочей
силой и материальными благами. В походах хетты захватыва-
ли много пленных. Только Мурсили II привел из арцавских
стран 66 тыс. пленных, названных в «Анналах Мурсили II» шу-
мерским термином нам-ра (по-хеттски читается как «арнува-
ла»), то есть «депортированные» (уведенное в плен население
покоренной территории). Часть из этих депортированных об-
ращали в рабов различных категорий, других поселяли на
землю в качестве обязанных повинностью подданных хеттского
царя (иногда их зачисляли и в войско). По истечении опреде-
ленного времени они оказывались приравненными к трудово-
му населению самой страны Хатти.
Существовали различные категории непосредственных про-
изводителей материальных благ. Одни из них целиком были
лишены прав владения или собственности на средства произ-
водства и принуждались к труду на хозяина прямым насилием.
Это были рабы, обычно выступавшие лишь как объекты пра-
ва. Они использовались в качестве прислуги, для обработки
земли «дома» или ухода за скотом и т. д. Другие располагали
средствами производства, однако только с условным правом
владения, но не собственности. Экономически (но, видимо, не
сословно) от них отличались те, которые, обычно выступая как
субъекты права, имели свои «дома» (хозяйства), включавшие
в себя семью, земельный участок (как правило, только на пра-
вах владения), определенное количество собственного скота и
рабочий персонал-своих рабов. При всем этом создавалась
экономическая возможность для известной материальной заин-
тересованности и хозяйственной инициативы мелких произво-
дителей материальных благ. С правовой точки зрения все ка-
тегории непосредственных производителей составляли единый
эксплуатируемый класс-сословие «зависимых, несвободных,
подневольных людей» хеттского общества.
КОММЕНТАРИИ
а Имеется в виду колония ассирийских и аморейских купцов на терри-
тории Малой Азии-в Канише (Кюль-тепе).
б Речь идет о 173 (II табл. ХЗ); точное значение употребленного в
тексте выражения неизвестно.
в В хеттских клинописных текстах широко использовались шумерские
идеограммы - знаки, выражавшие понятия. Читались идеограммы по-хеттски
(об этом можно судить по тому, что они сопровождались фонетическими
дополнениями, указывающими на окончания слов). Из-за данной особенно-
сти хеттской клинописи не известно звучание многих слов, выраженных в
тексте идеограммами; кроме того, не ясно, в какой мере значение шумер-
ской идеограммы соответствует ее употреблению в хеттском.
г То есть Суппилулиумы.
д Арнуванды II (в сонременной историографии его именуют Арнуван-
дой III).
е Пекулиум (пекулий) – в римском праве «стадо мелкого скота, впо-
следствии - имущество любого вида, которое домовладыка предоставляет
для самостоятельного ведения хозяйства сыну или рабу. чтобы тот распоря-
жался им по своему усмотрению и пользовался доходами от него».
ж Речь идет о дарственной грамоте Арнуванды.
з Термин гишTУКУЛЬ – «человек орудия/оружия» в науке трактовался
и как «ремесленник», и как «воин».
и АГРИГ и СИПА-идеограммы, переводимые обычно как «надсмотр-
щик» и «пастух» но предлагались и иные толкования, исходящие из упо-
требления слов в шумерсом языке (для АГРИГ, например, «смеситель
благовоний»). В любом случае речь должна идти не столько о профессио-
нальных занятиях лиц, сколько о весьма низком социальном статусе.
к См. продолжение цитаты в приведенном ранее фрагменте из книги
О. Герни.
л ИР - шумерская идеограмма, применяемая для обозначения «раба».
м Гипессар-около 176 м2.
и Буквальное значение глагола «суваи» - толкать, в данном случае он,
очевидно, означает «передавать», «платить».
Раздел IV