Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.
Правоприменительные акты обладают следующими признаками:
• они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;
• правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;
• акты применения права носят индивидуальный характер;
• правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.
Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов
• вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;
• описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;
• резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.
Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям
• по форме внешнего выражения;
• по субъектам, применяющим нормы права;
• по функциональному признаку;
• по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);
• в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;
• по способу принятия;
• по характеру решения;
• по юридическому значению;
• в зависимости от действия во времени.
По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить
• на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);
• акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).
По субъектам, применяющим нормы права, различают
• акты представительных органов;
• акты исполнительных органов;
• акты правоохранительных органов;
• акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);
• акты органов местного самоуправления.
По функциональному признаку выделяют:
• акты-регламентаторы;
• правоприменительные акты.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают
• акты конституционно-правовые;
• акты административно-правовые;
• акты уголовно-правовые;
• акты применения материального и процессуального права.
В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются
• на регулятивные;
• охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия акты применения права систематизируют
• на принятые коллегиально;
• принятые единолично.
По характеру решения правоприменительные акты бывают:
• запрещающие;
• обязывающие;
• управомочивающие.
По своему юридическому значению акты применения права подразделяются
• на основные;
• вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.
В зависимости от действия во времени различают
• акты однократного действия (наложение штрафа);
• длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Сущность права.
Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
• любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);
• интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:
1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.