Влияние бизнеса на власть
Целью бизнеса является получение прибыли, на которую влияет много факторов, в том числе и не в последнюю очередь расположение власти, что и заставляет бизнес искать пути и средства влияния на власть.
Благополучие экономики теперь полностью определяется функционированием частного сектора. В настоящее время 2/3 доходов страна получает от использования природных ресурсов, они отданы в распоряжение бизнеса, который взял на вооружение экспортно-сырьевую модель развития. Не только экономическая, но и политическая ситуация, в том числе в регионах, все больше определяется столкновением частных интересов, борьбой за ресурсы. Обзаведясь крупными состояниями, бизнесмены теперь смотрят на экономику с более широких позиций, размышляя о том, что они могут приобрести или потерять, если, например, власть возьмет ориентир на преимущественное развитие обрабатывающей промышленности.
В руках бизнеса находится экономическая власть, конкурентоспособность страны, производительность труда. Он участвует в разработке государственной экономической политики. Во многом от него зависит, преодолеет ли Россия негативные тенденции или останется сырьевой провинцией. Все это предопределяет возможность влияния бизнеса на власть и общество по многим направлениям.
Влияние бизнеса на власть может быть мягким и радикальным, прямым и косвенным, открытым и теневым. Мягкое влияние укладывается в рамки парламентаризма и безопасно для демократической исполнительной власти. Радикальное влияние приводит, как правило, к перестановкам в управленческой иерархии и даже смене курса.
Радикальное влияние может привести к установлению диктатуры или тоталитаризма (опыт Германии, Италии, СССР) или использованию военной силы для достижения экономических целей (опыт США). Прямое влияние бизнеса на власть осуществляется через адресуемые обществу и власти декларации, обращения, заявления бизнес-сообшеств по кардинальным вопросам развития экономики, подписание совместных с органами власти документов, организуемые в СМИ PR-кампании в защиту собственных интересов. Здесь бизнес действует жестко и сплоченно, забывая о внутриотраслевой конкуренции. Даже неосторожные высказывания государственных чиновников, затрагивающие интересы бизнеса, могут стать поводом для открытой кампании против официального органа, лица или для публичного протеста.
Одновременно три пивоваренные компании подали иск в суд на работника МНС России, в котором обвиняют чиновника в нагнетании обстановки вокруг отрасли и требуют опровержения его публичного высказывания по поводу возможного увеличения налогов на пивоваров. Разразился скандал. Несомненно, впредь чиновники будут более осторожны в высказываниях в отношении столь высокодоходных отраслей.
Известный бизнесмен С. Лисовский неоднократно осуждал позицию Минэкономразвития РФ о необходимости вступления России в ВТО, квалифицировав вопрос ошибочно приоритетным.
Бизнес, естественно, не довольствуется декларациями и при необходимости осуществляет давление на власть, понуждая ее к конкретным действиям. Для этого используются в основном косвенные, в том числе теневые, методы влияния. Косвенное влияние осуществляется через посредников (лоббирование), делегирование своих представителей во властные структуры (в сенаторы, депутаты, губернаторы, министры и т.д.), неформальные личные связи с государственными чиновниками. Лоббирование, особенно связанное с «походами во власть», естественно, требует от бизнеса дополнительных затрат. Финансовые возможности позволяют это делать, тем более что расходы сторицей окупаются.
Бизнесу нужна полностью адекватная его интересам экономическая система, при которой каждая сторона делает свое дело: власть создает условия для бизнеса, а бизнес организует производственные процессы и платит налоги. Поэтому бизнес стремится максимально сузить границы участия государства в экономике.
В период накопления (концентрации) капитал свободнее себя чувствует в обстановке анархии, неразберихи, произвола. В России это первая половина 1990-х гг.
Окрепнув и идентифицируясь, капитал нуждается в стабильности, гарантиях неприкосновенности частной собственности, порядке. Бизнесу необходим монолитный центр. И власть перестраивается в сторону централизации, формирует нужное бизнесу единое экономическое пространство, ограничивает прерогативы региональных лидеров.
Бизнесу нужно право свободного распоряжения своим капиталом внутри страны и за рубежом, т.е. снижение бюрократической нагрузки. Этому препятствуют, в частности, меры валютного регулирования, поэтому оно либерализуется и почти полностью отменяется.
Бизнес добивается от власти также реализации государственных программ развития инфраструктуры как необходимого условия функционирования капитала, повышения конкурентоспособности, мер по борьбе с бедностью, имея в виду опасность высокой доли среди бедных слоев населения лиц с высшим образованием, технической интеллигенции.
Главное для бизнеса — все же налоги. Снижение налоговой нагрузки — основное направление влияния бизнеса на власть. Для этого используются:
• лоббирование в парламенте законопроектов, предусматривающих снижение налогов; власть на это обычно идет под предлогом необходимости стимулирования экономического роста, хотя вовсе не обязательно, что средства, полученные от экономии платежей, предприятия направят в инвестиции;
• выбор в рамках законодательства этически неприемлемых схем налоговых платежей (оффшоры, искусственно создаваемые посредники, фирмы с работниками-инвалидами и др.);
• откровенные махинации криминального характера, связанные с сокрытием прибыли, искажением финансовой отчетности и т.д.
Лазейки для ухода от налогов используют как мелкие предприниматели, так и крупные корпорации.
Руководители многих градообразующих предприятий так минимизируют налоговые платежи, что население городов лишается возможности пользоваться элементарными жилищно-коммунальными услугами.
Бизнес добился поворота общественного мнения в сторону признания чрезмерности налоговой нагрузки, а также открытых заявлений органов власти о необходимости снижения налогов. В конечном счете, он побеждает, налоги снижаются или переносятся с производственного сектора на потребителей.
Знаковой победой бизнеса стало почти полное снятие с него социальной ответственности, без создания правовых основ для контроля со стороны трудовых коллективов за распределением доходов, оттоком прибыли и капитала в теневой сектор и за рубеж. Уходу бизнеса от социальной ответственности способствует ряд законов:
• о передаче при приватизации предприятий объектов их социальной инфраструктуры в ведение местных органов власти;
• о введении плоской шкалы взимания подоходного налога с физических лиц, что не позволяет направлять часть сверхдоходов бизнесменов на помощь социально незащищенным гражданам;
• о минимальном размере оплаты труда не увязываемого даже с прожиточным минимумом. Собственники и руководители (менеджмент) предприятия ориентируются на МРОТ, а не на цену труда, искусственно завышая (но, публично не оглашая) прибыль и расходуя ее в узкокорпоративных и личных целях. Фонд оплаты формируется субъективно и в малой степени зависит от конечных результатов. Даже квалифицированные работники нередко получают заработную плату лишь на уровне прожиточного минимума.
Влияние бизнеса на власть проявляется и в том, что бизнес-элита участвует на всех этапах формирования властных структур, предопределяя тем самым формы последующего сотрудничества с властью. Она контролирует, чтобы нужные ей порядки сохранялись независимо от того, какие лица стоят у власти. А выборы даже популярного политика нередко означают лишь укрепление прежней или приход новой элиты, которая реально и формирует власть.
При необходимости для усиления влияния на власть бизнес может инициировать административные реформы. При этом ставится цель устранения имеющихся барьеров, ограничивающих экономическую свободу.