Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 г. и ее значение для дальнейшей демократизации общественной жизни в России
Основным юридическим свойством Конституции России является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Именно верховенство определяет и все другие юридические свойства Основного закона.
Это свойство конституировано в положениях ст. 15 Конституции о том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации ». В Конституции, таким образом, содержатся основные начала всех иных законодательных актов, всех отраслей права.
Актуальная проблема.
В этой связи до настоящего времени представляется проблема приведения федеральных и региональных законов в соответствие c Конституцией.
Принятие новой Конституции влечет за собой коренную переработку всех отраслей законодательства. Вместе c тем анализ процесса конституционного строительства показывает, что соотношение между Конституцией текущей и текущим законодательством нельзя сводить только к определяющему влиянию Основного закона.
В этой связи, к сожалению, остаются актуальными до настоящего времени высказанные в послании Президента Российской Федерации от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох» пожелания о том, что законодательные органы власти, и в первую очередь Государственная Дума, призваны обеспечить максимально полную реализацию норм Основного закона в конституционных и федеральных законах. Именно от качества и темпов работы нижней палаты парламента в немалой степени зависит становление юридической базы правового государства, реализация заложенного в Конституции огромного потенциала.
Вторым юридическим свойством Конституции Российской Федерации является прямое действие ее положений.
Данное свойство имеет два значения.
1) Первое связано c тем, что в силу федеративного характера Российского государства Конституция имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Речь идет прежде всего о вопросах, отнесенных к исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71).
2) Второе значение рассматриваемого свойства состоит в том, что впервые в истории отечественного конституционного права Конституция России 1993 г. предоставляет гражданину право обращаться за защитой своих прав и свобод в суд, административную инстанцию, иной орган, ссылаться и опираться на конституционные нормы, как, впрочем, правомерна такая ссылка и со стороны этих органов при принятии ими решений.
Важным юридическим свойством Конституции является особый порядок ее принятия или изменения.
Этот порядок установлен в гл.9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции ». В Конституции установлен различный порядок для изменения глав 1, 2 и 9 и глав 3–8. Положения глав 1, 2 и 9 вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такие предложения поступят и будут поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание. Как известно, до 2008 г. в Конституцию 1993 г. изменения не вносились.
Актуальная проблема:
В этой связи в науке государствоведения является весьма актуальной проблема неизменности, незыблемости норм конституции.
Так, например, М. Митюков высказался против пересмотра и внесения поправок в Конституцию в зависимости от политических и правовых пристрастий, считая, что «беды в нашем обществе возникают не из-за несовершенства Конституции, а потому, что не используется ее громадный демократический потенциал, не раскрыты юридические возможности развития гражданского общества, государственных институтов и защиты прав и свобод человека и гражданина ».
Так, С. А. Авакьян считает, что попытку сделать Конституцию неизменной нельзя считать серьезной. Конституция развивается вместе c обществом, она должна меняться, если есть необходимость. Стабильность Конституции обеспечивается не тем, что в нее не вносят изменения, а тем, что она соответствует потребностям общества. Именно поэтому нам нужна новая Конституция – как показатель отсутствия этой вражды.
По нашему мнению, компромиссной и объединяющей приведенные мнения относительно неизменности положений Конституции можно считать позицию Президента России Д. А. Медведева, определенную в его ежегодном послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г., которое во многом было посвящено актуальным проблемам конституционного права. В послании, в частности, содержатся конкретные предложения о внесении поправок в Конституцию, но при этом, по мнению главы Российского государства, «речь идёт не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции ». Президент считает, что «Российская Конституция эффективна, она работает, и ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми ».
К числу таковых Президент относит: права и свободы граждан, суверенитет народа, государственный строй, федеративное устройство, принципы организации судебной власти и принципы местного самоуправления, другие основы конституционного строя. Представляется, что тем самым главой Российского государства определены те положения Конституции, которые могут изменяться, совершенствоваться (подвергаться корректировке), и те, которые составляют политические, экономические и социальные основы конституционного строя России, а поэтому являются незыблемыми.
К числу свойств Конституции может быть также отнесена ее особая правовая охрана и защита c помощью конституционного контроля и конституционного надзора.
Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту, который как глава Российского государства является гарантом Конституции. В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд Российской Федерации, являющийся органом конституционного контроля.