Механизм действия судебного конституционного права и процесса
2. Соотношение права и политики в деятельности конституционных судов.
3. Конституционное правосудие и общественное мнение. Конституционный суд и средства массовой информаци.
4. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в общественной и государственной жизни.
1. Механизм действия судебного конституционного права и процесса
Действие судебного конституционного права и процесса можно представить в разных аспектах: в нормативно-правовом, поведенческом, управленческом, информационном, психологическом и тд.
Действие судебного конституционного права и процесса складывается из принятия и реализации конкретных норм данной отрасли права, ее подотраслей и институтов.
Юридический механизм реализации отрасли права включает:
нормы данной отрасли, воплощенные в соответствующих источниках права (нормативных актах и др.); субъекты норм данной отрасли права, условиями правомерного поведения которых служат обладание соответствующими правовыми качествами — правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью (правосубъектностью), пребывание в состоянии гражданства или иногражданства, безгражданства; юридические факты, являющиеся основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений; правоприменительные акты как особый вид юридических фактов, играющих организационно-вспомогатель
ную роль в динамике правоотношений; правоотношения (общие и конкретные), участники которых являются носителями индивидуальных (субъективных) прав и обязанностей; акты реального поведения (правомерного или неправомерного) субъектов складывающихся правоотношений.
Реализацию норм соответствующей отрасли права можно представить и в качестве стадий процесса такой реализации:
1) восприятие информации о нормах закона;
2) борьба мотивов субъектов права относительно реализации требований норм закона;
3) возникновение конкретных правоотношений;
4) реализация индивидуальных (субъективных) прав и обязанностей субъектами правоотношений;
5) наступление конкретного результата реализации требований норм закона.
Социальный механизм действия судебного конституционного права и процесса можно представить как замкнутую систему взаимоотношений условий общественной жизни, правовых норм данной отрасли и социальных результатов их действия на основе Прямых и обратных связей (см. схему 6), т. е. как сложную динамическую систему в кибернетическом понимании.
Исходной точкой в данном случае будут нормы закона, которые являются результатом объективно обусловленного законотворчества.
Процесс реализации норм закона включает как юридические средства, в совокупности составляющие юридический механизм их реализации, так и социальные аспекты: борьбу мотивов субъектов права, реальное их поведение и, наконец, социальные результаты поведения субъектов права и правоотношений. Этот срез действия закона основан на прямых связях в системе "право — общественные отношения".
В системе "право — общественные отношения" ("право и общественная практика") существуют и обратные связи, которые позволяют учитывать результаты реализации закона как в самом процессе законотворчества, так и в практике реализации закона, в особенности в правоприменительной практике государственных органов и должностных лиц.
Следовательно, необходимой стадией в системе обратных связей служит определение результатов действия закона, его эффективности с точки зрения достижения тех целей (гомеостатические, инструментальные), которые преследуются законом (законодателем).
Необходимо различать действие и реализацию закона. Неиспользование, к примеру, права лицом является тоже определенным социальным результатом.
Эффект действия юридической нормы может иметь любые последствия — изменение (увеличение, уменьшение), возникновение новых или исчезновение определенных явлений, их неизменность, "консервацию", причем как в поведении, так и только в одном сознании.
При определении эффективности норм закона необходимо сравнивать все последствия, наступившие в результате их действия с момента публикации закона, в том числе в результате реализации норм закона в поведении субъектов права.
Реализация норм закона может дать побочные результаты, которые не охватывались его целями. Это могут быть и непосредственные, и более отдаленные, не предусмотренные последствия их действия, как положительные, так и отрицательные по своему социальному значению.
При наступлении побочных результатов действия норм закона возникает задача "взвешивания". Заключается она в сравнении положительного запланированного результата с отрицательными, непредвиденными последствиями. Одновременно, по всей вероятности, необходимо "взвешивать" и побочные результаты - положительные и отрицательные — с тем, чтобы полнее выяснить эффективность норм закона.
Анализ эффективности правовой нормы требует не только выявления ее роли в получении определенного результата и его оценки, но и определения соотношения между этим результатом и целью, ради достижения которой данная норма создавалась1.
' Понятие "целесообразность" в этом случае будет означать соответствие результата действия закона его целям, достигнутое наилучшим путем, с наименьшими затратами, в оптимальном варианте. Таким образом, целесообразность и эффективность — однопорядковые явления, но не тождественные.
Степень эффективности норм закона тем выше, чем больше положительные последствия, как предусмотренные целями закона, так и не охватываемые ими, и чем меньше отрицательные последствия, не охватываемые целями данного закона. Эффективность норм закона есть результат подобного "взвешивания", есть достижение объективного общественно полезного результата.
Самостоятельной стадией обратных связей в системе "право -общественные отношения" является передача и восприятие информации, накопленной в результате реализации норм закона заинтересованными субъектами права (законодательными, пра-воприменительными органами и др.). Эта передача осуществляется .многими способами и средствами — печатью (общей и специальной), использованием законодательной инициативы, проведением конкретно-социологических исследований и т.д. О восприятии результатов реализации норм закона свидетельствует правоприменительная практика в виде решений Конституционного Суда, рекомендации высших судебных инстанций, разработка предложений об изменении действующего закона, проектов новых нормативных актов и т.д. Процесс совершенствования законодательства и правоприменительной практики идет непрерывно (см. схему 7).
Действие конституционного правосудия можно рассмотреть в более широком аспекте, в его связи с общественной практикой. Иными словами, речь идет, с одной стороны, о роли конституционных судов в жизни человека и гражданина, общества и государства, а с другой — о влиянии самой общественной практи-
ки на конституционное правосудие. Степень активности конституционных судов в общественной и государственной жизни зависит от их полномочий (компетенции). Наряду с этим образование и функционирование конституционных судов в посттоталитарных обществах имеет дополнительный смысл и назначение, определяемые особенностями переходного периода, в котором находятся государства Центральной и Восточной Европы..
Конституционные суды в своей деятельности встречаются с рядом трудностей объективного и субъективного свойства. Эти трудности вызваны, прежде всего, экономической, политической и правовой нестабильностью, характерной для посттоталитарных обществ, правовым нигилизмом, деформацией правового сознания должностных лиц, низкой правовой культурой населения — наследием тоталитарного режима.
В ряде государств Центральной и Восточной Европы пришедшая к власти новая политическая элита, зачастую рекрутируемая из прежней государственно-партийной номенклатуры, не заинтересована в последовательном утверждении демократических институтов, господства права. Ее устраивает так называемая "управляемая", "дозированная" демократия, в том числе "карманные" конституционные суды. Поэтому не всегда в постсоветских государствах деятельность конституционных судов достаточно эффективна, само их создание тормозится, либо сформированные конституционные суды находятся в ожидании ликвидации, или не имеют достаточных реальных гарантий своей независимости. Однако в большинстве стран конституционные суды вносят большой вклад в формирование правового государства, в защиту прав человека и гражданина.
Вместе с тем конституционные суды — детище своего времени, общества, которое прощается с прошлым и ищет рациональные пути построения будущего. По сути, в них происходят глобальные изменения. Нельзя не учитывать решающего воздействия комплекса объективных и субъективных факторов, чрезвычайно сложной экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации в переходный период, ее противоречивости, динамизма, непредсказуемости. Нельзя не учитывать и того, что судьи по своему мировоззрению, жизненному опыту, характеру и т.п. — разные люди, не лишенные и стереотипов прошлого. В то же время нужно признать, что деятельность конституционных судов является полезной даже в своем негативном опыте.
2. Соотношение права и полигики
в деятельности конституционных судов
В контексте действия норм о конституционных судах заслуживает особого внимания (особенно в посттоталитарных государствах) проблема соотношения в их деятельности права и политики. В законах о конституционных судах подчас специально подчеркивается, что конституционный суд не занимается политическими вопросами, а решает исключительно вопросы права с позиций соответствия объектов проверки конституции. Однако это не означает, что конституционные суды стоят вне политики, а их решения не носят политического характера, не влекут определенных политических последствий. Конституционный суд занимается политикой, но лишь в том смысле, что своими решениями он проводит политику, выраженную в конституции и законе о конституционном суде. Однако нельзя не учитывать, что конституционный суд, к примеру, вправе толковать конституцию, что открывает возможность правового выбора с учетом целого ряда факторов политического, социально-экономического и иного порядка. Иными словами, политика проникает в ткань толкования конституции, даваемого конституционным судом.
Быть вне политики, не переходить за границы права — это искусство самой практики конституционного суда. Оно зависит от личных качеств судей, их установок, жизненного опыта, мудрости, совести и даже мужества.
Вряд ли допустимо для разрешения конституционного кризиса подписание председателем конституционного суда политического соглашения с участием президента, парламента, да еще представителей соседнего государства, как это случилось в Республике Беларусь.
Главный недостаток в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в первый период его деятельности (1991-1993 гг.) состоял в постепенном его сползании с позиций права на рельсы политики, в постепенном превращении его из органа правосудия в орудие политической борьбы.
Для России вопрос взаимоотношения Конституционного Суда с другими высшими органами государственной власти был особо сложным в силу специфики расстановки политических сил, взаимоотношений Президента и парламента, по существу, их конфронтации. В условиях острой политической борьбы в российском обществе, постоянного и разрастающегося противостояния Президента и парламента, переходящего в прямой конфликт, деятельность Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции актов той и другой власти не могла не приобрести острополитического характера.
Начало политизации в слегка закамуфлированной форме было положено посреднической инициативой Конституционного Суда в острейшем политическом и конституционном конфликте Президента и законодательной вла-
сти на VII Съезде народных депутатов Российской Федерации'. Тогда миротворческая миссия Конституционного Суда всеми судьями Конституционного Суда была воспринята как единственная возможность для предотвращения непредсказуемых последствий. Положительно в целом этот шаг был оценен российской общественностью. Однако процесс политизации деятельности Конституционного Суда стал стремительно нарастать, в особенности после 20 марта 1993 года.
Решающую роль в эволюции Конституционного Суда от права к политике, что неизбежно вело к его деструктивной роли в жизни российского общества и государства, сыграли те судьи, которые открыто стали выступать в роли публичных политиков Все это не могло не привести к систематическим нарушениям процессуальных норм ради скоропалительного и избирательного реагирования на те или иные нормативные акты или политические акции (например, на обращение Президента Российской федерации к народу по телевидению 20 марта 1992 года).
3. Конституционное правосудие и общественное мнение. Конституционный суд и средства массовой информации
В становлении и успешном функционировании конституционного правосудия в посттоталитарных государствах важную роль играет общественное мнение, и прежде всего средства массовой информации. Не случайно СМИ квалифицируют как четвертую власть. Они активно формируют образ конституционного суда, дают оценку его решениям и деятельности в целом.
Закономерно положительное отношение общества к новому для него институту конституционного правосудия, осознание роли, которую играет этот институт в защите прав человека и гражданина, в становлении институтов демократии и правового государства. Отсюда — стремление СМИ к объективному освещению деятельности конституционных судов, к анализу ближайших и отдаленных результатов принимаемых конституционным судом решений.
Для формирования общественного мнения и организации сотрудничества соСМИ в аппаратах конституционных судов организуются и действуют соответствующие службы. Пресс-служба осуществляет аккредитацию при конституционном суде отечественных и иностранных журналистов, поддерживает рабо-
! См.: Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 декабря 1992 года "О предложениях Конституционного Суда Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 51. Ст. ЗОН.
чие контакты со средствами массовой информации, выпускает пресс-релизы о работе конституционного суда, организует пресс-конференции, готовит обзоры печати для судей и работников аппарата.
Формированию положительного общественного мнения о конституционных судах способствуют и официальные издания конституционных судов, в которых помещаются разнообразные информационные, аналитические и другие материалы, представляющие интерес не только для юристов и политиков, но и для широкой общественности.
В силу плюрализма в СМИ могут быть разнообразные (и не всегда лестные) оценки деятельности конституционных судов. В посттоталитарных государствах наблюдаются случаи необъективного и тенденциозного освещения деятельности конституционного суда, факты нападок на отдельных судей, что наносит вред престижу и авторитету конституционного суда.
Весьма актуален вопрос судебной этики в отношениях судей конституционного суда и средств массовой информации. Вряд ли этично, когда судьи начинают часто выступать в СМИ, давать интервью, в том числе по актуальным, острейшим вопросам политической жизни, раздавать свои оценки тем или иным событиям, далеко выходящие за рамки юридического анализа, более того - выступать в качестве инициаторов политических дискуссий. Заявления конституционного суда, видимо, допустимы, но они должны быть результатом предварительного обсуждения проблем судьями конституционного суда и его решения как коллегиального органа.
4. Роль Конституционного Суда Российской /_11^ Федерации в общественной ^^^f^c^c^e^-и государственной жизни (у
/Создание Конституционного Суда в России — своевременный и оправданный шаг в процессе формирования правового демократического государства, новой правовой системы, проведения судебной реформы.
Конституционным Судом Российской Федерации на основе Закона РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР" в 1992-1993 годах рассмотрено 27 дел, из них 19 - по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов, (законов, указов Президента и др.), восемь — по индивидуальным жалобам граждан.
Конституционным Судом были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации полностью или частично два постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации, шесть законов и постановлений, принятых Верховным Советом Российской Федерации, два постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации, восемь Указов Президента Российской Федерации, два постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации, четыре акта высших органов государственной власти республик в составе Российской Федерации. Кроме того, было дано два заключения на действия и решения Президента России Б.Н. Ельцина. По 15 постановлениям и двум заключениям было заявлено в письменном виде 21 особое мнение судей Конституционного Суда.
5 марта 1993 года Верховному Совету Российской Федерации было направлено Послание Конституционного Суда "О состоянии конституционной законности в Российской Федерации"'.
Конституционный Суд в своих решениях 1992-1993 гг.2 отстаивал действие конституционного принципа разделения властей как основы организации государства, при которой каждая ветвь власти самостоятельна и полновластна в рамках своих полномочий, не вторгается в компетенцию других властей, а отношения между ними строятся на взаимодействии, взаимном контроле и уравновешивании при ответственности за свои решения и действия. Принимая соответствующие постановления, Конституционный Суд выступал против превышения законодательной и исполнительной властями своих полномочий, против их вторжения в компетенцию друг друга, а также в полномочия судебной власти, против нарушения процедурных правил, обеспечивающих разделение властей и их сбалансированность.
Так, рассмотрев дело о проверке конституционности Закона РСФСР от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (по ходатайству Президента России), в соответствии с которым Антимонопольный комитет Российской Федерации был выведен из структуры федеральных органов исполнительной власти и подчинен Верховному Совету Российской Федерации с одно-
' См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 1
С.2-10.
2 Характеристика решений Конституционного Суда Российской Федерации
дается без учета особых мнений судей Конституционного Суда.
временным предоставлением ему права назначения Председателя Антимонопольного комитета, Конституционный Суд признал данное изменение Закона не соответствующим Конституции, поскольку Верховный Совет Российской Федерации, вторгшись в компетенцию исполнительной власти, нарушил принцип разделения властей (постановление от 20 мая 1992 года)'.
Ряд решений Конституционного Суда связан с игнорированием исполнительной властью прерогатив законодателя и судебной власти. В частности, признан не соответствующим Конституции Указ Президента от 19 декабря 1991 года "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР" (по ходатайству группы народных депутатов). Издав этот акт. Президент отступил от требований Конституции и других законов Российской Федерации, превысил свои полномочия и, по существу, вторгся в сферу ведения Верховного Совета (постановление от 14 января 1992 года)2.
Конституционный Суд признал неконституционными также ряд положений указов Президента Российской Федерации от 23 и 25 августа, 6 ноября 1991 года (№ 79, 90, 169), касающихся деятельности и имущества КПСС и КП РСФСР, в которых решались вопросы, относящиеся к компетенции законодательной и судебной властей (постановление от 30 ноября 1992 года)3.
Следует подчеркнуть положительную роль Конституционного Суда в решении конституционно-правовых коллизий, связанных с реформированием Российской Федерации. Чуть больше 1/3 постановлений Конституционного Суда за первый двухлетний период его деятельности посвящено проблемам федеративных отношений. Они стимулировали реализацию Федеративного договора, установление гармонии интересов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, были направлены на защиту равенства прав и свобод граждан независимо от национальности, прав национальных меньшинств и малочисленных народов. Одной из ведущих в правовой позиции Конституционного Суда была линия на сохранение целостности Российской Федерации и укрепление статуса ее субъектов.
' См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 2. С.13-21.
2 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 1. С.11-19.
3 См.: Вестник Конституционного СудаРоссийской Федерации. 1993. № 4-5 С.2-64: № 6. С.2-47.
Первая группа решений Конституционного Суда касалась суверенитета Российской Федерации, республик, входящих в ее состав, большинство из которых к этому времени приняли Декларации о независимости и государственном суверенитете. Речь, в частности, идет о превышении субъектами Российской Федерации власти за счет прав федеральных властей. Так, по делу о проверке ряда нормативных правовых актов, принятых в Республике Татарстан, Конституционный Суд выступил в защиту верховенства Конституции Российской Федерации, против ограничения действия законов Российской Федерации на территории Республики, поскольку Республика Татарстан состоит в Российской Федерации. В то же время Конституционный Суд подтвердил правомерность конституционно-правового пути достижения сбалансированного сочетания общегосударственных и региональных, национальных и этнических интересов (постановление от 13 марта 1992 года)1. Последствия решения Конституционного Суда могли бы быть более ощутимыми, если бы оно было полностью реализовано. Следует отметить, что это решение действует и сейчас и, на наш взгляд, играет большую превентивную роль.
В решениях Конституционного Суда давалась оценка фактам вторжения субъектов Российской Федерации в права федеральных властей со стороны Верховного Совета Северо-Осетинской ССР (постановление от 17 сентября 1993 года). Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики (постановление от 30 сентября 1993 года)2.
Вторая группа решений Конституционного Суда касалась защиты прав субъектов Российской Федерации от превышения полномочий со стороны федеральных властей, а также от нарушений со стороны других субъектов федерации.
Суть ряда принятых Конституционным Судом решений в значительной мере определяли положения Федеративного договора. Так, постановлением от 11 мая 1993 года признано право Чукотского автономного округа на непосредственное вхождение в Российскую Федерацию в качестве ее субъекта вне нахождения в Магаданской области. Конституционный Суд защитил право Мордовской ССР самостоятельно решать вопросы организации власти, отнесенные к ее компетенции (постановление от 3 июня 1993 года), право Челябинской области как субъекта Российской
1 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 1. С.40-52.
2 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. № 6. С.18-39.
Федерации (постановление от 7 июня 1993 года), право г. Москвы как субъекта Российской Федерации (постановления от 19 мая 1992 года и от 3 апреля 1993 года), права Иркутской области и Красноярского края как субъектов Российской Федерации (постановление от 7 июня 1993 года) и стимулировал процесс реализации Федеративного договора в части использования согласительных процедур по проблемам собственности (постановление от 10 сентября 1993 года)'.
Указанные постановления и Послание Конституционного Суда от 5 марта 1993 года "О состоянии конституционной законности в Российской Федерации" способствовали более четкому формированию конституционных основ федерализма в России.
Уважение и соблюдение прав человека и гражданина — один из главных показателей состояния конституционной законности в обществе и государстве. Почти все дела, разрешенные Конституционным Судом, так или иначе затрагивали вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан. Это относится как к делам о проверке конституционности актов Верховного Совета, указов Президента и других правовых актов, так и к делам по индивидуальным жалобам граждан о неконституционности пра-воприменительной практики, имеющей характер обыкновения. При рассмотрении таких жалоб Конституционный Суд исходил также из положений международно-правовых документов о правах человека.
Неконституционная правоприменительная практика относительно имущественных, трудовых, жилищных, авторских и иных прав граждан была обусловлена как неисполнением требований Конституции и законодательства, так и дефектами самих законов, вызванными, в частности, тем, что они своевременно не были приведены в соответствие с новыми конституционными положениями.
Конституционный Суд рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и признал не соответствующей Конституции право-применительную практику увольнения граждан с работы по воз-' расту, квалифицировав ее как дискриминацию (постановление от 4 февраля 1992 года), установления ограничений обжалования незаконных увольнений с работы, наложения дисциплинарных взысканий на работников прокуратуры, выселения из незаконно занятых жилых помещений с санкции прокурора без права об-
' См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 2-3. С.2-12; 1994. № 2-3. С.2-19, 53-59; № 4-5. С. 17-78.
жалования такой санкции, считая их ограничением права граждан на судебную защиту (постановления от 23 июня 1992 года, от 5 февраля и от 16 апреля 1993 года); ограничения возмещения причиненного ущерба определенным сроком выплаты при восстановлении незаконно уволенных на работе (постановление от 27 января 1993 года)'.
Одно из главных направлений деятельности Конституционного Суда в период перехода к рыночной экономике — защита прав граждан и юридических лиц как собственников, свободных предпринимателей, равноправных участников договорных отношений.
Конституционный Суд подтвердил принцип равенства государства и гражданина в договорных отношениях, признав конституционность требований граждан о выполнении государством обязательств по целевым чекам на приобретение автомобилей, по индексации денежных доходов и сбережений граждан (постановления от 9 июня 1992 года и от 31 мая 1993 года)2. Эти и другие решения Конституционного Суда имеют принципиальное значение. Они свидетельствуют о неконституционности практики несвоевременной выдачи заработной платы, пенсий и других платежей, невыполнения государством своих обязательств перед гражданами по целевым чекам, облигациям и другим ценным бумагам, по индексации вкладов населения, страховых сумм, по возмещению причиненного материального ущерба.
Конституционный Суд в полном соответствии с требованиями Международного пакта о гражданских и политических правах и Конституции Российской Федерации активно защищал политические права и свободы российских граждан: на объединение в партии и политические движения, на свободу слова и печати, на референдум (постановления от 30 ноября 1992 года, от 12 февраля 1993 года, от 21 апреля 1993 года, от 19 и 27 мая 1993 года)3.
На основе ныне действующего Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации в 1995—1996 гг. рассмотрел 41 дело, в том числе: по запросам о толковании Кон-
' См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 1. С.26-39: № 2-3. С. 41-64; 1994. № 1. С. 2-11; № 2-3. С.20-32.
2 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 2-3. С. 26-36; 1994. № 4-5. С. 2-16.
3 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 4-5. С.2-64: № 6. С.2-47.; 1994. № 1. C.I 1-24.; № 2-3. С. 33-52, 60-95.
ституции Российской Федерации; о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства Российской Федерации; о соответствии Конституции Российской Федерации уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; по жалобам граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов — о проверке конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретных делах\.
Конституционным Судом были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения четырех законов Российской Федерации, Гражданского кодекса РСФСР, Жилищного кодекса РСФСР, Уголовного кодекса РСФСР и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, ряд положений постановления Правительства Российской Федерации, а также двух уставов, двух законов субъектов Российской Федерации и одного постановления областной Думы.
Конституционный Суд активно реализует полномочие по толкованию Конституции Российской Федерации относительно ряда элементов законотворческого процесса, внесения поправок в Федеральную Конституцию и др. (постановления от 23 марта 1995 года, от 12 апреля 1995 года, от 31 октября 1995 года, от 28 ноября 1995 года)2.
Конституционный Суд продолжает защиту конституционных принципов суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, разделения властей и других основ конституционного строя. В этом ряду прежде всего следует отметить постановление Конституционного Суда от 31 июля 1995 года по так называемому "чеченскому делу"3, которым признано, что Президент Российской Федерации обязан принимать меры по
' Более подробно о содержании и значении решений Конституционного Суда Российской Федерации в охране основ конституционного строя Российской Федерации, конституционных принципов осуществления государственной власти, в развитии федерализма, в защите основных прав и свобод человека и гражданина можно ознакомиться по следующим публикациям: Комментарий Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".-М. 1966. С. 3-19 ( вступительная статья Н. В. Витрука ); Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992—1996. — М.: 1997. С. 6-18, 185-198, 506-523 (обзоры В. Г. Стрекозова, А. Л. Кононова и Б. С. Эбзеева).
2 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2—3. С.3-6, 17-22; № 6. С. 10-14, 37-41.
3 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 5. С.3-18.
охране суверенитета, независимости, безопасности и целостности государства и вправе поручить Правительству Российской Федерации исходя из его конституционных полномочий и реальных угроз безопасности использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований. Вооруженные Силы могут быть использованы для защиты национального единства и территориальной целостности государства.
Актуальное значение приобрели в настоящее время вопросы реализации конституционного принципа разделения властей в организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Его последовательному воплощению послужат постановления Конституционного Суда по делам о проверке конституционности отдельных положений Устава Алтайского края и Устава (Основного Закона) Читинской области', признанных не соответствующими конституционному принципу разделения властей в Российской Федерации.
Вопросы федерализма для России весьма актуальны, злободневны, они требуют к себе особого внимания. Дела, связанные с федерализмом, занимают значительное место в деятельности Конституционного Суда. В Конституционном Суде находят защиту, с одной стороны, права Российской Федерации, а с другой - права и законные интересы ее субъектов. Так, в постановлении от 30 ноября 1995 года Конституционный Суд указал, что поскольку по предметам ведения Российской Федерации ее субъекты не могут принимать собственные законодательные акты, а нормативные акты субъектов Российской Федерации по предметам их совместного с Российской Федерацией ведения должны соответствовать федеральным законам, постольку нормы Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, создающие особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, не соответствуют Конституции Российской Федерации2.
В то же время при рассмотрении дел о проверке конституционности некоторых положений Устава Алтайского края и Устава
' См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 1
С 13-21. 34-43.
2 См : Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6
С.42-47.
| Читинской области Конституционный Суд исходил из того, что 1 по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее s субъектов последние вправе самостоятельно осуществлять пра-1 вовое регулирование несмотря на отсутствие соответствующих федеральных законов, издание которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Зашита конституционных прав и свобод осуществляется Конституционным Судом не только при рассмотрении индивидуальных жалоб граждан, но и практически по всем категориям дел, идет ли речь о проверке конституционности законов и других нормативных актов, о разрешении споров о компетенции государственных органов или о толковании Конституции Российской Федерации.
Например, постановлением от 31 июля 1995 года Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружении незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа" положения о выдворении за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан, а также о лишении аккредитации журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта.
Одновременно Конституционный Суд констатировал, что в 1991—1994 гг. на территории Чеченской Республики имело место массовое нарушение прав человека. В связи с этим Президент и Правительство Российской Федерации предприняли меры (включая использование Вооруженных Сил), направленные на сохранение государственной целостности России, на обеспечение и защиту прав и свобод граждан. Однако в ходе реализации указанных мер подчас не соблюдались правила Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося зашиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.