На производстве и профессиональных заболеваний
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве возникло в Германии, как и другие виды такого страхования. Закон «О страховании от несчастных случаев на производстве» в этой стране принят одним из первых — в 1884 г., вслед за законом о страховании на случай болезни (1883 г.). В конце XIX и начале XX в. подобные законы, близкие по своему содержанию к германскому закону, принимаются во многих других европейских странах: в Великобритании в 1887 г., Италии — 1898 г., Швеции — 1901 г. и т.д. В России Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» принимается в 1912 г., одновременно с Законом «Об обеспечении рабочих на случай болезни». Эти законы действовали всего несколько лет. С конца 1917г. система социального страхования полностью ликвидируется, страховые органы упраздняются, в стране вводится (1918 г.) государственная система социального обеспечения.
Попытка возродить обязательное социальное страхование наемных работников была связана в нашей стране с новой экономической политикой, которая проводилась ограниченное время. В этот период возникают различные формы собственности на средства производства и вводятся страховые платежи работодателей по отдельным видам страхования, причем они дифференцируются в зависимости от степени опасности и вредности производства и существенно снижаются для государственных предприятий. Предусматриваются также меры (повышение или понижение страховых тарифов), стимулирующие улучшение условий труда на производстве.
Впоследствии произошел переход к государственной системе социального страхования. Обязательное социальное страхование как обособленная страховая система обеспечения наемных работников и их семей практически перестало существовать с начала 30-х годов: отдельные страховые риски не выделялись, государство устанавливало страховые тарифы для всех рисков, бюджет государственного социального страхования составлял часть союзного государственного бюджета и страховые взносы являлись одним из источников доходов этого бюджета. Страховые кассы были ликвидированы, а управление государственным социальным страхованием формально передано профсоюзам; фактически же им управляло правительство, которое распоряжалось всеми финансовыми ресурсами страны.
Обязательного социального страхования наемных работников, пострадавших на производстве, и их семей, как самостоятельного вида страхования, практически не существовало. Для них предусматривался лишь максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и несколько более высокий размер пенсий.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г., устанавливали следующее: если работнику в связи с исполнением им трудовых (служебных) обязанностей причинено увечье или иное повреждение здоровья по вине организации или гражданина, обязанных уплачивать за него взносы по государственному социальному страхованию, эта организация или гражданин должны возместить потерпевшему вред в части, превышающей сумму полученного им пособия или назначенной ему после повреждения здоровья и фактически получаемой им пенсии. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имели лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Такие же нормы содержались в ГК союзных республик (в ст. 468 ГК РСФСР).
В СССР затем издавались различные нормативные правовые акты по данному вопросу. Однако возмещение вреда в прошлом всегда регулировалось на основе гражданского законодательства, хотя действовали некоторые особые правила, регулирующие главным образом процедурные вопросы. Российские Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утверждены Верховным Советом РФ 24 декабря 1992 г.[223] Они действовали с некоторыми дополнениями и изменениями до 2000 г. и также основывались на гражданском законодательстве. «Отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами», — так указывалось в ст. 1 названных Правил.
Надо иметь в виду, что в отдельных странах до сих пор сохраняется хорошо отлаженная гражданско-правовая ответственность работодателей. Россия до 2000 г. была в числе таких стран, но регламентация гражданско-правовой ответственности у нас страдала рядом серьезных недостатков.
Что же побудило Россию перейти от гражданско-правовой ответственности к обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Причин много, и проблема введения данного вида страхования назрела давно. Она резко обострилась в последние годы в связи с переходом к неупорядоченным, хаотичным рыночным отношениям, следствием чего стал катастрофический спад производства, ликвидация и реорганизация многих предприятий, смена их собственников, тяжелое финансовое положение большинства предприятий, задержка выполнения ими долговых обязательств, в том числе перед пострадавшими на производстве и их семьями. Практически в стране ныне сложилась ситуация, близкая к той, которая обусловила введение этого вида страхования в других странах Европы десятки лет назад, когда недостаточно упорядоченная гражданско-правовая ответственность отдельных работодателей перед наемными работниками не могла гарантировать стабильность обеспечения и эффективное предотвращение несчастных случаев на производстве.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает экономические и организационные основы этого вида страхования и вместе с тем определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим законом случаях.
В Законе от 24 июля 1998 г. определены задачи данного вида обязательного социального страхования. Они соответствуют тем, которые провозглашены в законах других стран. Это:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Следует иметь в виду, что этот закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в соответствии с законодательством РФ в части, превышающей то обеспечение, которое предоставляется по данному закону. Это означает, что граждане, пострадавшие на производстве (а в соответствующих случаях и члены их семей) вправе требовать возмещения причиненного вреда их здоровью и жизни в общегражданском порядке, если вред за счет средств обязательного социального страхования возмещен не в полном объеме.
В Законе даны, в частности, определения страхового случая, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Страховым случаемпризнается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случае на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Несчастный случай на производстве— это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Профессиональным заболеваниемсчитается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Круг граждан,подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, также очерчен законом. Этому виду страхования подлежат граждане (физические лица — так они названы в законе), выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; граждане, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Граждане, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Как и все другое законодательство об обязательном социальном страховании, данный вид страхования распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
Закон принят, как отмечалось, 24 июля 1998 г., однако вступление его в силу состоялось лишь в начале 2000 г., поскольку оно было обусловлено установлением также федеральным законом страховых тарифов, необходимых для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год» принят 2 января 2000 г. Он вступил в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете» — 6 января 2000 г. Следовательно, с этого времени вступил в действие и Федеральный закон от 24 июля 1998 г.
Страховые тарифы дифференцируютсяпо группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска[224].
Всего предусмотрено 14 классов профессионального риска (с I по XIV): наименьший размер тарифа 0,26, а наибольший 10,7% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных[225]. Правила отнесения отраслей (подотраслей) к классу профессионального риска утверждаются Правительством РФ.
В 2000 г. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, их региональные, территориальные и местные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций и организаций, единственным собственником которых являются названные общественные организации, уплачивают страховые взносы в размере 60% от размера страховых взносов, установленных для соответствующего класса профессионального риска.
Обеспечение по страхованию, т. е. страховое возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного в результате наступления страхового случая, предоставляется в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком (им является Фонд социального страхования РФ) застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом. Различается основное страховое возмещение и дополнительное— оплата дополнительных расходов.
Следует иметь в виду, что в счет страховых выплат, предусмотренных законом, не засчитываются все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после наступления страхового случая. Другими словами, все эти выплаты не влияют на страховые выплаты, как и страховые выплаты не влияют на них.