Учения о местном сам самоуправлении в дореволюционной России
Общественная и государственная теория местного самоуправления имели своих сторонников и в дореволюционной России, осуществившей в второй половине XIX века земскую и городскую реформу. Основные начала общественной теории самоуправления получили свое подкрепление и развитие в славянофильских (славянофилы и западники) представлениях XIX века о самобытности русской общины и наличии у нее прав заниматься местными хозяйственными и общественными делами независимо от государства.
Наиболее видными представителями этой теории были: Лешков и Васильчиков. Так, по мнению Васильчикова, местное самоуправление должно рассматриваться не как «инструмент для проведения различных политических влияний, а как особый порядок вовсе чуждый политике, имеющий свою цель и свою отдельную область действия».При таком подходе местное самоуправления признавалась не просто особой формой публичной власти, а способом самоорганизации жителей соответствующей территории.
В России в 60-е годы XIX века, под давлением либерально настроенной части населения, общественная и хозяйственная теории местного самоуправления оказали заметное влияние на земскую реформу.
Государственная теория самоуправления получило свое развитие в работах таких видных дореволюционных юристов как: Градовский, Безобразов, Чичерин, Коркунов, Елистратов, Лазаревский.
В частности, Лазаревский определял местного самоуправления как «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой юридических гарантий, которые создавая действительность децентрализации, вместе с тем, обеспечивают тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и её населением».
По его мнению, государственная власть является совокупностью полномочий монарха, коронной администрацией (администрация главы государства, аппарат монарха), парламента и органов самоуправления. Синтезируя, обобщая основные положения рассмотренных теорий были сделаны заключения о двойственной природе местного самоуправления:
· с одной стороны, это институт гражданского общества, имеющий социальную природу и происхождение, и служащий для решения населением местных дел самостоятельно и под свою ответственность
· с другой стороны, это институт правового государства, отвечающим всем признакам и характеристикам проявления власти на местном уровне (на территория местного сообщества).
Двойственный характер муниципальной деятельности в итоге нашел отражение в теории дуализма муниципального управления, согласно которой, муниципальные органы сохраняют автономию и обладают самостоятельностью исключительно местных вопросах. Однако вправе они выполнять и отдельные государственные функции выходя за рамки местных интересов, и в это случае они действуют как инструмент правительственной администрации. Этим обосновывается и возможность вмешательства в местные дела государства, если того требует общенациональные интересы.
Соотношений понятий местное управление и местное самоуправления.
При характеристике публичной власти на местах в зарубежных странах, используется два понятия:
1. Местное управления,под которым принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной государственной властью или администрацией выше стоящего территориального уровня государственного управления. Местное управление осуществляется через назначаемые вышестоящей властью административные органы.
Например, во Франции таким органом местного самоуправления считается префект республики,который назначается декретом французского правительства и представляет правительство и его членов в отношении с населением. Префект наделяется государственными полномочиями в сферах финансов, безопасности, социальной помощи, экономического развития пространственного планирования и в других вопросов. Аналогично функциональное предназначение префекта в департаменте, который представляет интересы государства в другой территориальной единице в департаменте. Субпрефект – представляет интересы государства на территории округа (промежуточная территориальная единица между департаментом и коммуной (местное самоуправление))
2. Местное самоуправление, это деятельность населения местной территориальной единице, т.е. территориального коллектива или сообщества, и его выборных органов по управлению местными делами. В зависимости от правовой системы, концепции организации власти в государстве, от традиций и национальных особенностей различают три модели муниципально местного самоуправления:
· Англосаксонская
· Европейская (континентальная)
· Смешанная
Основные модели МСУ
Англосаксонская наиболее децентрализованная, соответственно характеризуется:
· высокой степенью автономии местного самоуправления
· выборностью
· Отсутствием на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления
· Отсутствие органов государственной власти на местном уровне (местных администраций)
Представительная власть осуществляется представительными органами, муниципальными палатами, исполнительная, префектами, субпрефектами, муниципальными префектами.
Данная модель основано на общественной теории местного самоуправления, признавая хозяйственную теорию. Государственное регулирование на местах может осуществляться только в косвенной форме: принятием модельных законов и осуществлением аудиторских проверок; основной формой контроля: финансовый и судебный (Великобритания, США, Индия, Австралия, Новая Зеландия).
Европейскаясочетает в себе местное управление и местное самоуправление. Местные органы государственного управления наделяются полномочиями по осуществлению административной опеки и административного надзора за деятельностью органов местного самоуправления. Оспорить законность их действия можно только в судебном порядке (Франция, Италия, Испания, Бельгия, большинство стран латинской Америке).