Глава 6. Организация в социальной работе
1. Понятие организации.
2. Функции организации в сфере социальной работы.
3. Социальная служба как институциональная основа управления.
4. Информационные технологии в организационном управлении.
5. Процедура организации социальной работы на практике.
Понятие организации.
Термин организация употребляется в трех значениях.
Во-первых, под организацией понимается социальный институт как некое искусственное объединение индивидов и групп, занимающих определенное место в обществе и предназначенных для выполнения определенных целей (государственная организация, общественный институт, предприятие и т. п.).
Во-вторых, состояние упорядоченности, порядка той или иной совокупности предметов, явлений: внутренняя форма, некая безличная структура.
В-третьих, процесс управления, организаторская деятельность, по созданию состояния упорядоченности или целостной системы, предполагающая распределение функций, налаживание и координацию связей. В данном аспекте организация понимается как процесс воздействия на какой-то объект.
Основа деятельности любой организации – это ее цель, как некий планируемый результат. Можно выделить 3 основные группы целей:
1. цели-задания, внешние цели; когда функции организации определяются вышестоящими органами или формируются в рамках самой организации и направлены на изменения во внешней среде.
2. цели-ориентации, включающие общие и частные интересы работников.
3. цели системы направлены на обеспечение стабильности, целостности организации и на ее самовоспроизводство.
Функционирование любой организации как социальной системы связано с согласованием выделенных групп целей. Оно подчиняется закону Паркенсона: цели системы всегда выдвигаются на первый план, а цели-задания – на второй. Поэтому главная задача социального управления состоит в согласовании этих целей, выделении таких, которые интегрировали бы внешние и внутренние цели.
Организационная деятельность в современных условиях невозможна без создания социальных организаций. Различаются две формы организации – формальнаяинеформальная, соответственно и два типа организаций.
Первый из них основан на административных принципах, определении рабочих мест, функциональных обязанностей, прав и полномочий. Такая организация обычно называется скалярной и выполняет функции ориентирования, нормирования и внешнего контроля, интеграции рабочих мест и работников для достижения институциональных целей.
Общие принципы таких организаций:
1) общая институциональная цель деятельности;
2) устойчивые нормативные связи между членами организации, установленные правила, порядок взаимодействий, сложившаяся организационная структура;
3) взаимодействие с внешней средой;
4) использование ресурсов для достижения целей.
Организационная структура характеризуется разделением труда, специализированностью подразделений, иерархичностью и упорядоченностью использования ресурсов.
К числу ресурсов формальной организации относятся труд, оборудование, денежные средства, земля, капитал и человеческий ресурс.
Неформальная оргструктура складывается исходя из принципов эргономики. По эргономике, основной закон построения оргструктуры – закон обязательного соответствия прав, полномочий, ответственности, личных и профессиональных качеств работника содержанию выполняемых функций. Законы и принципы оргструктуры незыблемы, но в нее приходит личность, творческий исполнитель соответствующих функций, носитель прав, полномочий, ответственности, который реализует их на основе профессиональных знаний законов и принципов управления и своих индивидуальных свойств (воли, характера, физического и нравственного здоровья, интеллектуальных способностей, памяти и т. п.).
Конец XIX – начало ХХ вв. остро поставили вопрос о включении социального ресурса в число важнейших регуляторов организационных отношений. Несомненно, гармонизация творческих усилий людей, создание возможностей для их реализации в большей мере – функция неформальной сферы. Рациональное сочетание формальных и неформальных структур в организации – один из путей решения этой проблемы. Организация все в большей мере понимается не только как система функций, нормативов, но и как сфера межгруппового и межличностного взаимодействия.
Неформальная организационная структура может при определенных условиях потеснить формальную.
Сегодня ученые считают, что знание и понимание человека, возможностей его поведения в организации – важнейший элемент современной управленческой и организационной культуры, суть менеджерской революции. Поэтому в науке разрабатываются технологии построения сильных социальных организаций, включающих формальные и неформальные структуры.
Особое значение приобретают задачи обучения менеджеров теории и практике поведения человека в организации, пониманию законов раскрытия творческого потенциала людей, самоменеджмента, культуры человеческого общения и т. п. Возникает социальная отрасль знания, занимающаяся разработкой технологий не только обучения менеджеров, но и выдвижения в их ряды наиболее талантливых и одаренных людей. В разных странах существуют различные системы: специальные средние и высшие школы управления, частные и государственные лицеи, колледжи, отбирающие и формирующие новый тип предпринимателя, который резервируется из «золотого фонда» нации. Управление становится самостоятельной и самой трудной профессией, где особенно ценятся такие черты личности, как творческий склад ума, способность стратегически мыслить, объединять энергию многих, склонность к инновациям и т. п.
Управленцы изучают принципы и технологии проектирования «успешных организаций», которые способны обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в жесткой конкурентной среде.
К их числу относятся:
· технологии разработки стратегий организаций и долгосрочного ориентирования во внешней среде;
· выдвижение и реализация социальных целей.
Организационная стратегия все в большей мере направлена на то, чтобы сокращать средства сильных административных воздействий, запретительных механизмов и постепенно расширять зону использования внутренних сил самой организации (традиций, законов, ценностей), мотивации трудом и т. п.
В каждой крупной организации становятся нормой управления разработка приоритетной стратегии ее социального развития, утверждение социального проекта, исследование главных социальных ресурсов и разработка пакета социальных технологий, направленных на своевременное разрешение возникающих конфликтов, развитие персонала управления и постоянное инновирование целей организации. Для достижения этих целей организации используются как собственные научные подразделения, так и возможности различных научных центров, отдельных ученых, которые профессионально занимаются вопросами управленческого консультирования, оптимизации управленческой деятельности управленцев. Этому служит специальная отрасль научного знания – организационная культура, которая может быть понята как часть управленческой культуры, сосредоточившая свое внимание на создании и проектировании формальных и неформальных организаций, на понимании сложившихся в них норм, обычаев, традиций, индивидуальных и групповых интересов, на изучении особенностей поведения человека в организации, стиля управления, показателей удовлетворенности работой, уровня взаимного сотрудничества, сплоченности людей вокруг целей организации и т.п.
Организационная культура и управленческий интеллект как общества в целом, так и каждой его подсистемы – важнейшее условие выхода из кризисных ситуаций. В организационной деятельности работники управления, органы управления, социальные организации вступают в особого рода отношения – организационные, выполняют важную часть управленческой работы, без которой не может быть принято и реализовано управленческое решение. Организационные отношения разделяются на регулирующие субординационные, координационные, контрольные.
Сохранить и поддержать, усовершенствовать и развить состояние упорядоченности самой системы управления – функции регулирования, действия человека, его операции по выполнению этой функции – это основной вид управленческого труда – труд по регулированию системы.
Отношения субординации представляют собой систему связи между руководителями и подчиненными. Они разделяются на линейные и функциональные. При линейном виде связи осуществляется исполнение (распорядительство – подчинение).
Такая связь характерна для вышестоящих и нижестоящих руководителей и органов управления. Линейная форма характеризуется выполнением указаний только своего руководителя.
Функциональная форма организационных отношений осуществляется на основе специализации организационных работ, выполняемых на основе указаний квалифицированных специалистов. При этой форме отношения руководства и подчинения строятся по определенным группам проблем, требующих при их решении специальных знаний.
При этой системе отношений решения принимаются либо линейным руководителем не основе рекомендаций специалистов (при линейно-штабной организационно-структурной структуре органа), либо функциональным руководителем (при линейно-функционально-организационной структуре органа управления).
Организационные отношения координации направлены на согласование действий разных органов управления, работников, сопоставление целей и задач разных уровней, ресурсов, форм и методов деятельности, взаимное приспособление для достижения главных целей. Необходимо подчеркнуть, что способность строить эффективные системы управления, динамично развивающиеся и адекватно реагирующие на изменения внешней и внутренней среды, во многом зависит от профессионализма всех уровней управления.