Вопрос 3. источники муниципального права
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений. Источники муниципального права − это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.
Можно выделить три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.
К первой группеотносятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это, прежде всего, Конституция РФ − главный источник муниципального права. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.
К источникам муниципального права России относится и Европейская Хартия местного самоуправления, которая действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы, которые должны лежать в основе организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления.[13]
Важнейшим, основополагающим источником муниципального права является Закон об общих принципах организации мсу 2003 года. Он содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются не только полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления и перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, но и основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Нормы муниципального права содержатся в федеральных законах: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»[14]; «О муниципальной службе в Российской Федерации»[15]; «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[16] и др.
Кроме того, к источникам муниципального права относятся и другие федеральные акты, затрагивающие вопросы местного самоуправления, например, Градостроительный кодекс РФ[17], устанавливающий предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства и др.
Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципально-правовые нормы. Например, Указы от 29 октября 1993 г. «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления»[18], от 15 октября 1999 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»[19] и др.; Постановление Правительства РФ от 27 июня1996 «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления»[20]и др.
Нормы муниципального права могут содержаться в нормативных правовых актах других федеральных органов исполнительной власти: в постановлениях Конституционного Суда РФ[21], ведомственных правовых актах.
Вторую группуисточников составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты президентов республик, глав администраций других субъектов Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права.
В третью группуисточников входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований.[22]
Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям: по юридической силе(уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципального права, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства и других факторов); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов муниципальных образований и т.д.); по кругу субъектов, их принявших(акты, которые принимает население муниципального образования и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т.д.) и др.[23]
Особое место среди источников муниципального права занимают договоры,которые могут заключать между собой муниципальные образования (например, когда одно из них находится в границах территории другого муниципального образования), а также муниципальные образования и другие субъекты права.
Таким образом круг источником муниципального права достаточно разнообразен и широк. Все нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права построены иерархически и соподчиняются друг другу. В свете этого важным становится вопрос о соответствии нижестоящих нормативных правовых актов вышестоящим.