Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ как органа обеспечения деятельности судов общей юрисдикции

В развитие принципа независимости судебной власти Закон о Судебном департаменте в ст. 4 провозглашает невмешательство в осуществление правосудия одним из основных принципов своей деятельности. В указанной статье предусмотрено, что «Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия». Исходя из принципа невмешательства и обеспечения условий для независимого и подчиненного только закону отправления правосудия и строится работа Судебного департамента.

Эта работа включает в себя осуществление полномочий, предусмотренных ст. 6 Закона о Судебном департаменте. Как отмечалось ранее, Судебный департамент организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества (подп. 1 п. 1).

Судебный департамент не наделен правом законодательной инициативы, однако в Законе о Судебном департаменте содержатся нормы, предписывающие Судебному департаменту разрабатывать проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам своего ведения, а также разрабатывать и представлять в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества (подп. .4 и 4 п. 1 ст. 6).

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей Российской Федерации.

Важным направлением работы Судебного департамента является комплекс мероприятий по кадровому обеспечению судебной деятельности и федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции.

Так, Судебный департамент:

— определяет потребность судов в кадрах;

— обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;

— взаимодействует с образовательными учреждениями, осу­ществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов (подп. 7 п. 1 ст. 6 Закона о Судебном департаменте).

Также к полномочиям Судебного департамента относится организация повседневной деятельности судов общей юрисдикции и подготовка предложений по ее совершенствованию (подп. 5 п. 1 ст. 6 указанного Закона).

В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе создание и упразднение федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации осуществляется только путем издания соответствующего федерального закона. Это полномочие, включающее и себя подготовку законопроекта и представление его субъекту законодательной инициативы — Верховному Суду РФ также принадлежит Судебному департаменту.

Одним из важных полномочий Судебного департамента является и разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов.

Концепция соответствующего Федерального закона «О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов, государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации» была одобрена постановлением Президиума Совета Судей РФ от 8 февраля 2005 г. № 72.

Правоприменительная практика, осуществляемая судами и своей повседневной деятельности по отправлению правосудия, во многом формирует облик не только судебной системы России, но и всей системы российского права в целом. Одним из определяющих факторов в повышении эффективности деятельности федеральных судов общей юрисдикции является адекватное и отвечающее целям правосудия распределение судейских кадров и кадров федеральных государственных гражданских служащих аппаратов судов. В связи с этим Судебному департаменту предоставлено полномочие перераспределять по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, а также вести статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента (подп. 10, 11 п. 1 ст. 6 Закона о Судебном департаменте).

Судебный департамент осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие».

Судебный департамент также наделен довольно широкими полномочиями в сфере определения порядка и собственно осуществления сбора и обработки информации о судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Так, этот орган ответственен за ведение судебной статистики и организацию делопроизводства и работы архивов судов общей юрисдикции (подп. 12 п. 1 ст. 6 указанного Закона).

Следует отметить, что тенденция повышения информационной открытости органов государственной власти за счет использования современных информационных технологий нашла свое отражение и в реализации Судебным департаментом указанного направления деятельности. Работа Судебного департамента по организации функционирования судебных архивов строится с учетом решения заседания президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российском Федерации от 14 апреля 2011 г. и в соответствии с поручением Президента РФ от 15 декабря 2010 г. № Пр-3645 по дальнейшему развитию информационных технологий в целях повышении открытости и доступности правосудия в Российской Федерации

В целом вся деятельность Судебного департамента по информатизации судов общей юрисдикции и повышению уровня открытости судебной власти организована в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в тесном сотрудничестве с Советом судей РФ.

Как и другие федеральные органы государственной власти, Судебный департамент наделен правом и несет обязанность рассматривать жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции (подп. 13 п. 1 ст. 6 Закона о Судебном департаменте). Рассмотрение жалоб и обращений граждан осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также в соответствии с Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте, утвержденной приказом Судебного департамента от 21 мая 2010 г. № 102.

В целях реализации конституционного принципа независимости судов, их подчинения только закону и финансирования судов только из федерального бюджета в круг полномочий Судебного департамента в части материально-технического обеспечения судебной деятельности действующим законодательством включены также нормы, устанавливающие право Судебного департамента принимать меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента, а также организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента (подп. 15, 16 п. 1 ст. 6 Закона о Судебном департаменте).

Важной составляющей работы с кадрами судей и работников аппаратов судов является деятельность по их социальному обеспечению. Судебный департамент организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством (подп. 18 п. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона). Такая реализация права работников судебной системы на социальное обслуживание также является дополнительной гарантией независимости судебной власти.

Наши рекомендации