Ответственность за самовольное оставление части или места службы и дезертирство по законодательству стран СНГ
Система составов уклонений от военной службы по казахстанскому законодательству соответствует российскому законодательству и включает в себя: самовольное оставление части или места службы; дезертирство; уклонение от воинской службы путем членовредительства или иным способом. Принимая во внимание, что темой нашего исследования являются преступления против прохождения военной службы: самовольное оставление воинской части или места службы и дезертирство, то интерес для нас представляют именно эти составы в уголовном законодательстве Республики Казахстан (далее – УК РК).
В первоначальной редакции УК РК структура состава самовольного оставления части или места службы соответствовала принятой в российском законодательстве, за исключением двух квалифицированных составов: самовольного оставления части или места службы, совершенного в военное время, если самовольное отсутствие продолжалось свыше одних суток; и самовольного оставления части или места службы в боевой обстановке, независимо от продолжительности. В 2009 г. были декриминализованы: самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; те же действия, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части; самовольное оставление части или места службы, продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца. Таким образом, в настоящее время по УК РК установлена ответственность за самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше одного месяца. Квалифицированным составом является самовольное отсутствие в военное время свыше одних суток. Особо квалифицированным составом является самовольное оставление части или места службы в боевой обстановке независимо от продолжительности[79].
Состав дезертирства в казахстанском законодательстве также претерпел неоднократные изменения. Основная и квалифицированная разновидности указанного состава по объективным и субъективным признакам соответствуют российскому аналогу. А вот особо квалифицированный состав с признаком совершения преступления в военное время или в боевой обстановке был разделен на два состава: дезертирство, совершенное в боевой обстановке, и дезертирство, совершенное в военное время. Причем дезертирство в военное время наказывается более строго, кроме того, за это преступление предусмотрена смертная казнь. Неоднократно изменялись и санкции в статье о дезертирстве. В основном составе санкция была уменьшена с 7 до 5 лет лишения свободы; в квалифицированном составе санкция была увеличена с 7 до 10 лет лишения свободы; за преступления, совершаемые в военное время или в боевой обстановке, минимальный размер санкции был повышен с 7 до 10 лет лишения свободы[80].
В уголовном законодательстве Республики Казахстан, как и в российском законодательстве, имеются основания освобождения от уголовной ответственности за дезертирство. По казахстанскому законодательству эти основания более детализированы по сравнению с российским законом. Так, военнослужащий, совершивший дезертирство без отягчающих обстоятельств, может быть освобожден судом от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств, и, если он добровольно явился для дальнейшего прохождения воинской службы. В первоначальной редакции УК РК такое же основание имелось и для самовольного оставления части, однако в 2009 г. это примечание было исключено. По всей видимости, в связи с декриминализацией ряда составов самовольного оставления части казахстанский законодатель посчитал, что это основание утратило смысл, поскольку уголовная ответственность наступает, только если лицо уклонилось от военной службы на срок более одного месяца.
По поводу наказуемости уклонений от военной службы следует отметить, что самовольное оставление части (на срок свыше одного месяца) наказывается строже по российскому законодательству, за исключением особо квалифицированных составов, не предусмотренных российским законодательством. Основной и квалифицированный составы дезертирства наказываются строже по российскому законодательству. Все вышеперечисленное свидетельствует о различном влиянии квалифицирующих признаков на наказуемость основного и квалифицированного состава преступления в российском и казахстанском законодательствах.
В уголовном кодексе Республики Армения (далее – УК РА) состав, предусматривающий ответственность за самовольное оставление части или места службы, сформулирован следующим образом: «самовольное оставление воинской части или места службы, а также неявка без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью более трех суток, но не более одного месяца, а также три и более раза в течение трех месяцев продолжительностью от одного до трех суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или на контрактной основе, - наказываются арестом на срок не свыше трех месяцев либо содержанием в дисциплинарном батальоне на срок не свыше одного года»[81].
Видно, что состав самовольного оставления части в УК РА сконструирован аналогично самовольному оставлению части или места службы, предусмотренному УК РФ, лишь за некоторыми исключениями.
Так, в отличие от УК РФ, законодателем РА в диспозиции части первой статьи, предусматривающей ответственность за самовольное оставление части (места службы), описаны условия наступления ответственности не только для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, но и для контрактников, при этом продолжительность отсутствия военнослужащих, проходящих военную службу что по призыву, что по контракту – одинаковая. Это свидетельствует о том, часть первая не предусматривает дифференциации ответственности по субъекту. Казалось бы, законодателю РА удалось избежать нарушения принципа «равенства перед законом», однако часть 3 этой же статьи устанавливает ответственность за самовольное оставление части (места службы) офицером или унтер-офицером, при этом санкция за совершенное деяние вышеуказанными лицами предусмотрена в виде ареста на срок от одного до трех месяцев либо лишение свободы на срок не свыше двух лет.
Еще одним отличием ответственности за самовольное оставление части или места службы, установленной в РА от ответственности, установленной в РФ в том, что в соответствии с частью 5 статьи 361 (УК РА) наказуемо самовольное оставление части или мета службы группой лиц по предварительному сговору, подобного в российском уголовном законе не предусмотрено, хотя распространенность явления очевидна, а соответствии с частью 6 этой же статьи – совершенное во время военного положения, войны или в боевой обстановке[82].
Кроме того, освобождение от ответственности за самовольное оставление части или места службы в Республике Армения, возможно в двух случаях: первое целиком и полностью совпадает с условием освобождения от ответственности, установленным в УК РФ, а второе заключается в том, что от ответственности освобождается военнослужащий, который в течение трех суток с момента уклонения от службы явится с повинной в воинскую часть, место службы, правоохранительные или иные государственные органы. Напомним, что по российскому законодательству появление военнослужащего в воинской части, месте службы, правоохранительных или иных государственных органов – это момент окончания самовольного оставления части или места службы и дезертирства, а не основание освобождения от ответственности.
В УК РА понятие дезертирства сформулировано аналогично понятию дезертирства в УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 362 УК РА, дезертирство - есть самовольное оставление воинской части или места службы в целях окончательного уклонения от военной службы, а также неявка в тех же целях на службу[83]. Анализируя вышеизложенное, прихожу к выводу, что отличие самовольного оставление части или места службы от дезертирства по Армянскому законодательству заключается в цели уклонения. При дезертирстве цель уклониться от прохождения военной службы вовсе, а не на определенное время, как при самовольном оставлении части или места службы. Такой подход к установлению различий эти составов между собой, заключающийся в разных целях уклонения, полностью совпадает с российским законодательством.
Условия освобождения от ответственности, что за самовольное оставление части или места службы, что за дезертирство – одинаковые. Поскольку, первое условие предусмотрено и в УК РФ, то научный интерес представляет второе основание освобождения от ответственности. Как уже отмечалось, это явка военнослужащего с повинной в течение трех суток с момента уклонения от службы в воинскую часть, место службы, правоохранительные или иные государственные органы.
Думается, что при совершении дезертирства, в качестве основания освобождения военнослужащего от ответственности не может быть явка с повинной в течение какого бы то ни было времени. Так как основной целью дезертирства является уклонение от военной службы вовсе, то освобождая лицо от ответственности в случае его явки, законодатель, таким образом, пренебрегает направленностью умысла военнослужащего, который желал окончательно уклониться от выполнения обязанностей военной службы. В соответствии с УК РФ, действия такого военнослужащего были бы квалифицированы как покушение на дезертирство, что повлекло бы за собой назначение определенного наказания.
Итак, рассмотрев самовольное оставление части или места службы и дезертирство по законодательству Казахстана и Армении, приходим к выводу, что в целом ответственность за эти преступления совпадает с ответственностью, установленной российским законодательством, за исключением разной дифференциации ответственности по субъекту, а также более мягким наказанием.