В. Н. Никулин. Петр Первый и его время: Учебное пособие
Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.
….К настоящему времени литература по истории России конца XVII — первой четверти XVIII века насчитывает тысячи наименований книг, статей, рецензий. Поэтому историография Петровского времени может стать объектом отдельного исследования. ….
Во времена Екатерины II появилась первая история Петра, созданная благодаря усилиям рыльского купца И. И. Голикова (1735—1801), который собрал громадный по объему материал и опубликовал 12 томов «Деяний Петра Великого...» и 18 томов «Дополнений...» к ним. По содержанию многотомный труд Голикова является панегириком первому российскому императору, а по методам работы — заурядной компиляцией известного автору материала об эпохе Петра, без сколько-нибудь серьезной научной критики.
Голиковым было отмечено, что успехи Петра на бранном поле и перенесение столицы из Москвы в Петербург способствовали хозяйственному подъему России. По мнению автора «Деяний...», царь во всем был бережливым и рачительным хозяином, «не истощал подданных». Заслуга И. И. Голикова состояла в том, что он собрал и систематизировал многочисленные данные о деятельности Петра, используя разнообразные печатные и архивные источники. Кроме того, его «Деяния.», и «Дополнения...», нашедшие многочисленного по тем временам читателя, способствовали распространению сведений по истории Петровского времени. Этому не мог помешать и апологетический характер изложенного материала, стремление автора утвердить сугубо светлый облик Петра.
В разноголосом хоре панегиристов и хулителей Петра Великого своеобразно и оригинально прозвучал голос А. Н. Радищева (1749—1802). В написанном в 1782 году небольшом по объему «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» Радищев признал в первом императоре России «мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно». Радищев никогда не считал петровские преобразования слишком радикальными (такие идеи получили распространение среди части аристократов). В то же время он высоко ценил Петра Великого как решительного «обновителя» России. В «Письме... » Радищев сформулировал мысль, которая стала чрезвычайно плодотворной для дальнейшего развития историографии петровских реформ: «И хотя бы Петр не отличился различными учреждениями, к народной пользе относящимися, хотя бы он не был победитель Карла XII, то мог бы и для того великим назваться, что дал первый стремление столь обширной громаде, которая яко первенственное вещество была без действия». С преобразовательной деятельностью Петра Радищев связал преодоление застоя, рутины, бездействия. По его мнению, значение реформ именно в том, что они покончили с неподвижностью и придали России «стремление», т. е. движение.
….Многие декабристы высоко ценили Петра Великого, но в то же время отмечали, что при нем отсутствовала свобода и были тяжелые повинности, которые должен был нести народ. Примечательна в этом плане работа Михаила Александровича Фонвизина (1783—1854) «Обозрение проявлений политической жизни России», написанная им в 40-е годы XIX столетия. Главной заслугой Петра I Фонвизин считал то, что первый российский император «извлек Россию из того мертвенного состояния недвижности, в которое она была погружена» со времен монголо-татарского нашествия и сделал возможным ее дальнейший прогресс. Попытки Петра распространить на Россию достижения европейской цивилизации привели только к заимствованию внешних сторон. Фонвизин полагал, что дух этой цивилизации, «дух законной свободы и гражданственности был ему, деспоту, чужд и даже противен». Резкого критического замечания заслужил Петр I за то, что при нем не только ничего не было сделано для ликвидации позорного крепостного рабства, а, наоборот, произошло его значительное усиление. Отметив, что благодаря деятельности Петра Россия достигла «исполинского могущества» и приобрела огромное значение в политической системе Европы, Фонвизин следом написал: «Но русский народ сделался оттого счастливее? Улучшилось ли сколько-нибудь его нравственное или даже материальное состояние? Большинство его осталось в таком же положении, в каком было за 200 лет» .
….С середины XIX века началось формирование марксистской концепции истории России первой четверти XVIII столетия. В 1989 году в журнале «Вопросы истории» впервые на русском языке была опубликована незаконченная работа К. Маркса (1818—1883) «Разоблачения дипломатической истории XVIII века», над которой автор трудился в 1856—1857 годах. В ней содержатся оценки отдельных событий и процессов Петровского времени. Необходимо учесть, что работа эта была написана на основе весьма скудного и чрезвычайно тенденциозного источника — памфлетов антироссийской направленности времен Северной войны. Он отметил, что внешняя политика Петра определялась потребностями внутреннего социально-экономического развития России. Петру Великому приходилось бороться за осуществление планов превращения своего государства в морскую державу, опираясь на ненадежных союзников: «... Ни одна великая нация никогда не жила и не могла прожить в таком отдалении от моря, в каком вначале находилась империя Петра Великого, ... ни одна нация никогда не мирилась с тем, чтобы ее морские берега и устья рек были оторваны от нее... Петр — по крайней мере в данном случае — захватил лишь то, что было необходимо для естественного развития его страны». Маркс сумел нарисовать сложную и противоречивую фигуру первого императора России: в деятельности Петра наряду с чертами самодержавного деспотизма и жестокости он отметил смелость государственной политики, настойчивость в осуществлении цели превратить «Московию в Россию».
….В советской историографии Петру Великому и его времени всегда уделялось достаточно много внимания, хотя распределено оно было неравномерно. Неоднократно менялись и объекты внимания исследователей. Практически по всем основным проблемам существует обширная литература, однако есть темы, которые постоянно и более настойчиво разрабатывались в советской историографии — это социально-экономические отношения, классовая борьба, внешняя политика России в первой четверти XVIII столетия.
Советской исторической науке, основанной на марксистско-ленинской методологии, было свойственно пристальное внимание к истории классовой борьбы в России. Всесторонне изучены все народные выступления конца XVII — первой четверти XVIII столетия. Стрелецкие восстания 1682 и 1698 годов скрупулезно исследованы В. И. Бугановым. Вывод его о том, что эти восстания имели антифеодальный характер, был оспорен Н. И. Павленко, который полагал, что выступления стрельцов были не более как элементом борьбы за власть придворных группировок. История Астраханского восстания обстоятельно изложена в монографии Н. Б. Голиковой.
Одним из наиболее разработанных направлений в советской историографии была история внешней политики России в конце XVII — первой четверти XVIII столетия. Особенно активно эта проблема исследовалась начиная с 50-х годов. Работы Л. А. Никифорова, В. Е. Возгрина (по сравнению с трудами Б.Б. Кафенгауза, Е. В. Тарле, Н. Н. Молчанова, В. С. Бобылева) характеризуются более строгим научным подходом ко многим сюжетам истории двусторонних и многосторонних отношений России с зарубежными странами. Широкое привлечение материалов зарубежных архивов (прежде всего Дании и Швеции), благодаря расширению научных связей и активной публикации источников, позволило повысить исследовательский уровень работ советских историков.
В 80-е годы усилилось внимание исследователей к отдельным реформам Петра Великого и к его современникам. Об этом свидетельствуют статьи и монографии Н. И. Павленко, Е. В. Анисимова.
В первые полтора десятилетия Советской власти в отечественной историографии практически доминировали взгляды М. Н. Покровского, видного большевика, одного из известных учеников Ключевского, автора знаменитой «Русской истории в самом сжатом очерке». По мнению Покровского, развитие России было обусловлено вовсе не деятельностью отдельных личностей, а экономическими процессами, в частности, становлением и укреплением купеческого капитала. Весьма невысоко оценил историк деловые и личные качества Петра Великого. Позднее Покровского подвергли критике за преувеличение роли купеческого сословия. Возобладало мнение о важности справедливого подхода к наиболее положительным сюжетам истории дореволюционной России. Петра стали восхвалять за то, что он создал русский флот и армию, соответствовавшие своему времени. Историки положительно оценили то, что Петр начал и выиграл Великую Северную войну, тем самым сделав Россию великой европейской и даже мировой державой. Отдали исследователи должное Петру за создание более централизованной, эффективной и современной российской административной системы.
Большое влияние на оценку личности Петра Великого в сочинениях советских историков оказали события Великой Отечественной войны, вызвавшие невиданный подъем патриотических чувств народа. Ярким примером подобной литературы является книга В. В. Мавродина «Петр Первый». Сравнивая двух венценосных противников, автор написал, что Карл XII был «по сравнению с Петром, заурядным полководцем, хотя и не лишенным достоинств. Петр был выдающимся тактиком и стратегом. Карл был военачальником, Петр — государственным деятелем. Карл выигрывал сражения, Петр — войны. Петр не сразу завоевывал успех, но завоевывал его прочно». Такая оценка Петра надолго закрепилась на страницах исторических сочинений и в научно-популярной литературе.
В 1958 г. вышла книга академика Е. В. Тарле «Северная война и шведское нашествие на Россию», в которой обосновывался тезис о том, что русские победы были выиграны не благодаря ошибкам, допущенным Карлом XII; они явились результатом прежде всего героизма русского народа, вставшего на защиту своей независимости. Историк утверждал, что ранее исследователи преувеличивали нужду Петра Великого в иностранцах для укрепления армии и создания флота. Новым было то, что Тарле персонифицировал всю направленную против России политику агрессии. В этом он видел причину популярности Карла XII не только в Швеции (что естественно), но во многих других западноевропейских странах.
В 70—90-х гг. XX столетия главным специалистом по Петру Великому и его эпохе стал Н.И.Павленко. Его труды о Петре — итог многолетней кропотливой и вдохновенной работы исследователя — представляют собой первую подлинно научную биографию царя.
Значительное место в своих трудах Павленко уделил экономической и социальной истории России Петровского времени. Большим вниманием историка пользовались и политические процессы. Как и многие историки до него, Павленко сравнивал Петра и Карла XII: «Дарования шведского короля Карла XII проявились в полной мере лишь в одной сфере — военной. Безумно храбрый воин, великолепный тактик, замкнутый честолюбец, он считал недостойным себя заниматься всем, что не было связано с походами, кровавыми сражениями, лихими налетами, ружейной пальбой, звоном сабель и артиллерийской канонадой.
…Симпатии Н. И. Павленко всецело на стороне общественного движения к «высоким идеалам» и деятельного героя-государя. Исток деяний Петра он видит в том, что царь был «одержимый идеей государственности». Постигнув «веление времени, отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, темперамент, упорство одержимого, отвагу, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство». Возможно, в чем-то эта авторская симпатия излишне «очищает» образ Петра, хотя при этом автор не забывает отметить и жестокость Петра, и государственную его «манеру» запугивать подданных указами.
Допетровская Русь не вызывает у Павленко больших симпатий; лишено было, как он отметил, руководящей идеи и законодательство молодого Петра. Требования времени не находили еще политической реализации. Основные направления деятельности Петра сформировались в значительной мере в ходе борьбы за выход России к морю; Петровские реформы — единственно возможный путь исторического движения страны. Такова философско-историческая позиция автора. С этой точки зрения оценен в книге конфликт старых и новых общественных сил: или по пути преобразований, или отсталость.
Павленко отметил, что политика Петра имела ярко выраженный классовый характер. Его реформы достигли своего результата ценой огромных жертв среди трудящегося населения, которое ответило на петровские преобразования многочисленными выступлениями.
Н. И. Павленко не остановился на создании биографии Петра Великого. Он, как известно, обратился и к ближайшему окружению царя, выступил пионером в детальном исследовании деятельности «птенцов гнезда Петрова». Первым его внимание по праву привлек светлейший князь А. Д. Меншиков. В 1984 году вышла в свет его очередная в «Петровской серии» книга «Птенцы гнезда Петрова» с историческими портретами трех помощников Петра — первого боевого фельдмаршала Б. П. Шереметева, выдающегося дипломата и государственного деятеля П. А. Толстого и кабинет-секретаря царя А. В. Макарова. Автор акцентировал внимание на том факте, что любая эпоха «революционных» преобразований спонтанно выдвигает своих выдающихся деятелей. Павленко специально остановился на раскрытии исключительного дара Петра находить наделенных теми или иными талантами людей и, что не менее важно, мастерски использовать их дарования именно там, где они могли дать наибольший эффект.
Несколько иную оценку сподвижникам Петра Первого и самому царю дал в рецензии на книгу Н.И.Павленко историк О. А. Омельченко. Он определил едва ли не главнейшей чертой личности Петра его полную безнравственность. Это качество, по мнению рецензента, определило свойства тех соратников — птенцов гнезда Петрова, — без которых реформы были бы немыслимы. По мнению О. А. Омельченко, в своей книге Павленко дал прекрасную обобщающую характеристику компании царя, но, «отдавая дань деятельности Меншикова и Ягужинского, Шафирова и Толстого, их преданности делу реформ, стоило бы отметить, что буквально все новопризванные Петром люди были мошенниками и подлецами безотносительно к любому времени. И когда монарху требовалось решить государственное дело по чести и совести, приходилось звать столь ненавистных ему Голицыных и Долгоруковых». Автор рецензии отдал предпочтение аристократам, предполагая наличие у них врожденных высоких нравственных начал.
При этом он как-то упустил из виду, как в 1721 году в присутствии царя и всего двора был повешен сибирский губернатор князь М. П. Гагарин, уличенный в многочисленных взятках за распределение откупов, в расходовании казенных денег на личные нужды, присвоении товаров, привозимых купцами из Китая, и даже драгоценностей, купленных там для царицы. Более верной и объективной представляется позиция А. Б. Каменского, отметившего, что «абсолютное большинство из них (новой знати. — Л. Ж), как, впрочем, и их коллеги, представлявшие знатные аристократические роды, не отличались высокими нравственными принципами» .
К той же историографической традиции, что и работы Н. И. Павленко, относится краткий очерк истории России Петровского времени, написанный В. И. Бугановым. Однако отдельные подходы и суждения Павленко и Буганова заметно отличаются. Так, Н. И. Павленко поддерживает точку зрения тех исследователей, которые писали о «хаотичном и поспешном» характере административных реформ Петра Великого, об отсутствии у него «продуманного плана». Отлична и оценка им отдельных преобразований в сфере управления. «Новшества в высшем и центральном аппарате государства, — полагает он, — заслуживают положительной оценки»; «менее успешно и с большими накладками проводилась реформа об-ластной администрации». Судебная же реформа, по мнению Павленко, «самое неудачное детище царя-преобразователя». В. И. Буганов тоже отметил, что в проведении реформ «были и непоследовательность, и отдельные импровизации», «но в целом, — полагал историк, — они складывались в систему, охватывали все стороны жизни большого государства». Вопрос же о степени успешности тех или иных петровских преобразований он не затрагивал.
В последние годы в научной историографии исследователи практически не используют славословия Петру, столь характерные для недавнего прошлого. Верх взял обличительный настрой. Это достаточно отчетливо видно по творчеству историка Е. В. Анисимова. Наиболее заметна критическая струя в книге «Время Петровских реформ». Этот труд представляет собой попытку взглянуть на преобразования Петра под иным, нетрадиционным для отечественной историографии углом зрения. Для книги Анисимова характерно, прежде всего, стремление осмыслить значение Петровской эпохи с позиций исторического опыта. Автор не сомневается в том, что направление Петровских реформ было путем, по которому страна «рано или поздно неминуемо прошла бы», но Петр своими действиями «резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов».
Автор полагает, что «повивальной бабкой» всех петровских преобразований было насилие, ставшее сердцевиной всех изменений в стране. Насилие нашло свое выражение в законах, принятых в Петровскую эпоху, с использованием насилия функционировал государственный аппарат, им была пропитана вся система власти. По мнению Анисимова, применение насилия не было новым для России, но именно Петр стал первым, кто так упорно и систематически использовал насилие ради достижения высших, как он понимал их государственных задач.
Анисимов полагает, что реформы Петра Первого не столько способствовали быстрейшему развитию России в направлении к капитализму, сколько, напротив, цементировали устои «старого режима». Главный вопрос для него не в том, нужны или не нужны были реформы, а в их цене и нравственном содержании. Цена реформ оказалась слишком высокой, а нравственное содержание преобразований было тесно связано с реализацией идеи прогресса через насилие. В обширной статье к сборнику документов о Петровской эпохе Е. В. Анисимов написал, что «насилие, составлявшее суть экстраординарных мер, было зафиксировано в законах, заложено в устройстве государственного аппарата административно-репрессивного типа, отражено во всей системе иерархической власти» .
Касаясь проблемы причин преобразований первой четверти XVIII века, Анисимов высказал мысль, что в основе реформ Петра лежал личностный фактор. «Именно ненависть к «старине», людям и институтам, ее олицетворявшим, — заметил историк, — стала главным двигателем Петровских реформ, порой бессознательной, немотивированной и неаргументированной причиной, главным мотивом разрушения старой системы, которая, тем не менее, уже при Петре справлялась со своими функциями».
В направлении критической оценки реформ первой четверти XVIII века историк Я. Е. Водарский пошел дальше Анисимова. По его мнению, путь преобразований никоим образом национальным интересам России не соответствовал. Он полагает, что действия царя-реформатора «не были исторически оправданными и в максимальной степени соответствующими интересам развития России». Напротив, они «в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России и создали условия для его торможения еще в течение полутора столетий» . Вывод Водарского однозначен: насильно навязанные стране Петровские реформы по существу своему были реакционны.
История Петра Великого в той или иной степени затрагивалась в работах многих зарубежных историков. Среди них наиболее известен своей обширной монографией Роберт К. Масси. К сожалению, автором практически не использованы архивные материалы. В 1996 году его трехтомный труд о Петре I был опубликован на русском языке в Смоленске издательством «Русич» и стал доступен для российского читателя.
В изложении Масси первый русский император предстает человеком необычайного трудолюбия и работоспособности, монархом, постоянно и в первую очередь ставящим перед собой и своим окружением государственные задачи. Стремясь осуществить их, Петр не останавливался перед жестокими мерами против тех, кто мешал ему. Масси полагал, что центральное место в деятельности Петра занимали реформы, в ходе которых он намерен был внедрить строгую трудовую мораль. В области торговли и промыслов Петр издавал указ за указом, но они плохо работали в намеченном направлении. Историк считал, что именно здесь-то Петру Великому и были необходимы иностранцы, которых он нанимал на Западе для работы в России. Подробно рассказано о том, как уже в первое свое посещение Амстердама и Лондона Петр сумел нанять свыше тысячи специалистов и как позже уже российские послы и агенты при зарубежных дворах отыскивали и уговаривали наняться в Россию ремесленников, инженеров и военных.
Американский исследователь дал чрезвычайно высокую оценку возведению Санкт-Петербурга, а также строительству большой системы судоходных каналов, соединившей Волгу с Невой. По мнению историка, Петр оздоровил государственные финансы тем, что в конце своего правления ввел подушное обложение, подмеченное им во Франции. Этот налог «с души» снял проблему государственных доходов, но ценой еще более тяжелого гнета для крестьян, усиления крепостных уз, которыми они были привязаны к земле. Масси отметил не только набожность Петра 1, но и его веротерпимость. Лютеране, как и католики, могли свободно исповедовать свою веру в России. Женщины получили в правление Петра большие права, мужчины и женщины начали свободнее и чаще, чем прежде, общаться. Общий вывод Масси о деятельности Петра Великого заключен в словах: «Петр являл собой стихию, и, возможно, поэтому окончательное суждение о нем не будет вынесено никогда. Как измерить могучий натиск океана или безмерную мощь урагана?»