Вершины своей мощи папство достигло в XIII веке
К этому же времени полностью сформировалась система схо-
Ластики – католической теологии, оправдывавшей постулаты
Веры средствами человеческого разума. В создании этой сис-
Темы огромную роль сыграл доминиканский монах, ученый-
Богослов – Фома Аквинский (1225-1274). Итальянский фило-
Соф известен своими теологическими трудами и особенно
«Суммой теологии», которая является самым авторитетным
Изложением католических теологических доктрин. Представ-
Ления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка раз-
Вить христианскую доктрину государства на базе аристоте-
Левской «Политики».
Подобно Аристотелю, Фома Аквинский в основу образо-
Вания общества поставил присущее людям качество общитель-
Ности. Именно по этой естественной причине возникает госу-
Дарство, имеющее целью общее благо, обеспечение условий
Для разумной жизни. Существующая феодально-сословная ор-
Ганизация общества в наилучшей степени решает эту задачу.
В трактате «О правлении государей» Ф. Аквинский так обосно-
Вывает эту идею: «Поистине, один человек сам по себе не смог бы
Выжить. Итак, для человека естественно, что он живет в обществе
Многих. Более того: другим существам присуще природное чутье ко
Всему тому, что им полезно или вредно, например, овца от природы
Определяет в волке врага. Некоторые животные с помощью природно-
Го умения узнают какие-либо целебные травы и прочее, необходимое
Им для жизни. Человек же имеет врожденное знание о том, что ему
Необходимо для его жизни, только в общем, как если бы он был в со-
Стоянии дойти с помощью разума от познания общих начал до еди-
Конфликтология
Ничных, необходимых для его жизни. Невозможно, однако, чтобы один
Человек своим разумом постиг все вещи такого рода. Следовательно,
Человеку надлежит жить во множестве, чтобы один помогал другому
И разные люди использовали свой разум для того, что необходимо уз-
Нать в различных областях...».
Фома Аквинский исходит из посылки, что государственная
Власть обладает тремя основными характеристиками: 1) сущно-
Стью; 2) формой; 3) использованием.
Сущность власти – это порядок подчинения и господ-
Ства, заведенный богом, а следовательно, любая власть боже-
Ственна по своему происхождению и по своей глубинной сути
Всегда является добром.
Так же, как Аристотель, Фома Аквинский разрабатывает
Свою типологию государственного устройства, выделяя в ней
Аристократию, олигархию, демократию, смешанное правле-
Ние, монархию и тиранию.
Наилучшей формой правления Аквинский считал мо-
Нархию, поскольку она схожа с мирозданием, созданным и
Управляемым одним богом, и из-за подобия ее человеческому
Организму, части которого объединяются и направляются од-
Ним разумом: «... один управляет лучше, чем многие, потому что
Они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым. К
Тому же то, что существует по природе, устроено наилучшим
Образом, ведь природа в каждом отдельном случае действует наи-
Лучшим образом, а общее управление в природе осуществляется од-
Ним. В самом деле среди множества частей тела существует одна,
Которая движет всем, а именно сердце, и среди частей души по пре-
Имуществу главенствует одна сила, а именно разум. Ведь и у пчел
Один царь, и во всей вселенной единый Бог, творец всего и прави-
Тель. И это разумно».
Фома Аквинский различает два вида монархии – абсо-
Лютную и политическую. Вторая, на его взгляд, более пред-
Почтительна, поскольку власть государя контролируется
Крупными феодалами и не выходит за рамки законности: «...
Против жестокости тирана будет иметь успех действие каких-
Либо людей не по своему почину, а по решению общества. Во-первых,
Если право какого-либо множества простирается на то, чтобы вы-
История конфликтологии
Двигать для себя царя, то не будет несправедливо, если выдвинутый
Этим множеством царь будет низвергнут, или его власть будет
Ограничена, если он тиранически злоупотребляет царской властью.
Не следует считать, что такое множество несправедливо, даже
Если оно прежде возвысило его над собой навечно; ведь он сам заслу-
Жил это, ведя себя нечестно в управлении множеством...».
Взаимоотношения людей в обществе основываются на
Данных им от Бога морально-этических принципах, строгое
Соблюдение которых является залогом стабильности общества.
Фома Аквинский разработал особую теорию закона, со-
Гласно которой все законы связаны между собой субордина-
Цией. Всю пирамиду законов объединяют общие принципы
Божественного разума, управляющего Вселенной. Вечный за-
Кон заключен в Боге, и от него производны все иные виды за-
Кона. Отражением вечного закона в человеческом разуме яв-
Ляется естественный закон, он предписывает стремление к
Самосохранению, продолжению рода, обязывает уважать дос-
Тоинство людей.
Конкретизацией естественного закона служит человече-
Ский (позитивный) закон. Его задача – силой и страхом при-
Нуждать людей избегать зла и стремиться к добродетели.
Нормы человеческого закона могут быть несхожими в разных
Странах. Одинаковые нормы образуют «право народов», раз-