Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму
Смысл термина «противодействие терроризму» более широк, чем борьба с терроризмом, которая подразумевает непосредственное пресечение теракта или наказание виновных. Противодействие
- это совокупность законодательных, идеологически-информаци
онных, организационных, административно-правовых, воспита
тельных, в том числе и пропагандистских, мер, призванных упре
дить появление субъектов терроризма (особенно групп и организа
ций), воспрепятствовать им, не допустить их перехода к активным
действиям, к реализации преступных намерений.
Терроризм становится долговременным фактором, негативно влияющим на развитие общественных отношений как в России, так и ряде сопредельных государств. Поэтому опасность угроз, связанная с деятельностью террористических организаций, в ближайшее время не только сохранится, но, скорее всего, еще более усилится. В перспективе в случае ослабления противодействия террористам существует опасность их объединения с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в кризисных регионах. Поэтому необходимо в борьбе с терроризмом опираться на мировой опыт по использованию войск для борьбы с ним.
Во-первых,при привлечении воинских формирований к урегулированию различных конфликтов и пресечению террористических акций необходимо соблюдать нормы международного права и законы своего государства.
Первые законы в странах Запада, регулирующие действия исполнительной власти по борьбе с террористами и урегулированию различных конфликтов, были разработаны в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия и носили преимущественно декларативный характер, а порой и вовсе запрещали использование воинских формирований. Во многих государствах специальная нормативно-правовая база по вопросам применения войск в антитеррористических целях и на сегодня отсутствует.
Как показывает жизнь, это отрицательно сказывается как на подготовке войск к действиям по пресечению терактов, так и на не-
0ТЕЧЕСТВОЧЕСТЬ_Д0ЛГ Выпуск?
посредственном выполнении ими антитеррористических задач. До сих пор в большинстве государств мира не преодолена ведомственная разобщенность войсковых формирований, входящих в антитеррористические группировки. При проведении спецопераций не достигается необходимый уровень единоначалия, а также нет жесткого взаимодействия подразделений.
Во-вторых, применение вооруженных сил внутри страны осуществляется в зависимости от исторически сложившихся систем обеспечения внутренней безопасности. В одних государствах от использования вооруженных сил против террористов полностью отказались, в других - для этих целей применяют специально подготовленные воинские формирования, в третьих - выделяют для этого из сил общего назначения отдельные соединения и части, которые также проходят специальную подготовку.
В случае же непосредственной опасности, грозящей государственному строю изнутри, конституции большинства стран (Россия не входит в их число) предусматривают практически неограниченное применение всех своих силовых структур, включая и вооруженные силы. В ряде зарубежных стран право принятия решения на использование военных формирований при урегулировании конфликта предоставлено не только высшему должностному лицу государства, но и региональному руководителю, что позволяет существенно повысить оперативность действий войск, привлекаемых для борьбы с терроризмом.
В-третьих, использование вооруженных сил во внутреннем вооруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями. Первоочередной и самой главной задачей для них является ликвидация источников материально-технического обеспечения противозаконных действий и устранение иных предпосылок возникновения экстремистских движений.
В частности, на министерство обороны США возложены две функции в сфере борьбы с терроризмом:
1) защита военнослужащих и членов их семей, а также военных
учреждений и оборудования от террористических атак;
2) помощь местным и федеральным органам в подготовке к
контртеррористическим операциям и урегулировании таких
инцидентов.
Немалый опыт борьбы с терроризмом накоплен Израилем и его спецслужбой «Моссад». В основе её тактики - превентивные удары по террористам, удары возмездия по организаторам и исполнителям терактов, которые не удалось предотвратить (к примеру, месть за
______ Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
убитых израильских спортсменов, которые были захвачены организацией «Чёрный сентябрь» на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене).
Во Франции с террористами ведут борьбу подразделения «ВРИ» (поиск и уничтожение). В этом элитном отряде насчитывается около 30 бойцов - одиночек, которым президент Франции предоставил исключительные полномочия уничтожать террористов на стадии
покушения.
Большинство стран давно пришло к выводу, что борьбой с терроризмом должна заниматься отдельная организация. Одной из первых по этому пути пошла Великобритания, создав в 1941 году специальную службу (САС) как элитную, высокопрофессиональную антитеррористическую организацию. По её модели, приобретшей хорошую международную репутацию, создавались почти все антитеррористические подразделения различных стран мира.
8 1990 году VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности
и обращению с правонарушителями в специальной резолюции «Тер
рористическая преступная деятельность» наметил основные реко
мендации странам мира по борьбе с терроризмом. Государствам
предлагалось рассмотреть вопрос о выработке руководящих прин
ципов для средств массовой информации «...в целях недопущения
создания сенсаций и оправдания террористического насилия, рас
пространения стратегической информации о потенциальных целях
... в тот период, когда продолжаются террористические акты...»
9 декабря 1994 года резолюцией ООН 46/60 была одобрена Дек
ларация о мерах по ликвидации международного терроризма.
В 1995 году состоялся очередной IX Конгресс ООН, решением которого предлагалось активизировать разработку кодексов поведения представителей средств массовой информации и норм освещения проблем преступности и терроризма.
В 1998 году вступил в силу Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», были внесены изменения в Федеральный Закон «О средствах массовой информации».
Статья 15 Закона «О средствах массовой информации» определяет, что при проведении контртеррористической операции информирование общественности о событии осуществляется в формах и объёме, определяемым руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представитель указанного штаба, ответственный за поддержание связи с общественностью.
Согласно данного Федерального закона, запрещается распространение информации:
• раскрывающей специальные технические приёмы и тактику проведения контртеррористической операции;
ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7
Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
• способной затруднить проведение контртеррористической
операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказав
шихся в зоне проведения контртеррористической операции
или за пределами указанной зоны;
• служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстре
мизма;
• о сотрудниках специальных подразделений, членах оператив
ного штаба по управлению контртеррористической операции
при её проведении, а также о лицах, оказывающих содейст
вие в проведении указанной операции.
В апреле 2003 года Индустриальный комитет, объединяющий руководителей ведущих отечественных телеканалов и изданий, сообщил об утверждении Антитеррористической конвенции, регламентирующей правила поведения журналистов в кризисных ситуациях.
В Концепции национальной безопасности РФ, утверждённой Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., подчёркивается, что серьёзную угрозу национальной безопасности России представляет международный терроризм, борьба с которым должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер. Кроме того, в этом документе особая роль придаётся федеральным органам государственной власти, которые должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались или осуществлялись террористические акции.
В военной доктрине Российской Федерации говорится, что одной из основных внешних угроз военной безопасности России является международный терроризм, а внутренней угрозой - противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране.
В ноябре 2000 г. Постановлением №1643-р Правительство России утвердило план мероприятий по реализации Программы государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, одним из пунктов которого является образование Межгосударственного антитеррористического центра СНГ.
Сегодня абсолютно очевидно, что международный терроризм не отказался от агрессивных намерений и планов в отношении России. Борьба с ним будет длительной. Необходимо сделать всё, чтобы эти устремления терроризма были обречены на провал.
I
Проблемы борьбы с терроризмом обсуждались также руководителями «восьмёрки» - ведущих индустриально развитых государств мира. Так, в Итоговом документе Парижского совещания министров «восьмёрки» от 30 июня 1996 года был принят пакет из 25 мер, рекомендованных государствам для противодействия угрозам терроризма. Среди них специально оговаривались факт использования террористами электронных и телеграфных средств связи и необходимость выработки соответствующих национальному законодательству мер по предотвращению подобной преступной деятельности.
В заявлении участников Московской конференции министров стран «восьмёрки» о противодействии терроризму 20 октября 1999 года утверждается: «Терроризм представляет угрозу миру и стабильности всех государств, безопасности и благосостоянию их граждан... Всем государствам следует предотвращать и пресекать на своей территории действия по подготовке и финансированию террористических актов... Мы также должны ещё раз подкрепить нашу политическую волю коллективно и индивидуально, чтобы потребовать безусловной нетерпимости к терроризму, где бы то ни было».
Серия террористических акций, совершённых в августе - сентябре 1999 года в ряде городов России, а также в странах СНГ, получившая широкий международный резонанс, привела к обсуждению проблемы выработки эффективных мер по противодействию терроризму в Совете Безопасности ООН. Впервые принятой этим органом 19 октября 1999 года специальной резолюции, обязательной для всех государств-членов ООН, содержится безоговорочное осуждение всех актов, методов и практики терроризма, не имеющих оправдания, независимо от их мотивов, во всех формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались. Особенно тех, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.
Исходя из международного опыта, можно говорить о некоторых универсальных принципах государственной политики по отношению к терроризму:
• упреждения террористических актов за счёт правильно по
ставленной заблаговременной оперативной деятельности;
• минимальных уступок террористам;
• минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической
операции;
• неотвратимости наказания за террористическую деятельность.
Борьба с террористами в большинстве западных государств
базируется на следующих принципах:
• не делать террористам никаких уступок;
• оказывать максимальное давление на страны, поддерживаю
щие терроризм;
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
• в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные, для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.
Однако борьба с международным терроризмом с использованием лишь только силовых методов в конечном итоге не может быть эффективной. В войне против международного терроризма невозможно достичь абсолютной победы, применяя только военную силу.
Выступая на 38-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, проходившей 2-3 февраля 2002 года, Министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов сказал, что «...При этом решение широкого спектра стратегических задач по противодействию международному терроризму может быть возложено на военные ведомства стран мирового сообщества».
Основными среди этих задач можно назвать следующие:
• анализ поступающей информации о состоянии, динамике и
тенденциях распространения международного терроризма;
• выработка предложений главам государств мирового сообще
ства;
• участие в формировании и развитии эффективной системы
выявления, предупреждения и пресечения террористических
акций, которая соответствовала бы оперативной обстановке и
тенденциям развития терроризма;
• координация совместной деятельности по недопущению со
вершения террористических актов на ядерных объектах, а
также с использованием средств массового поражения;
• объединение сил и средств в организации мероприятий по
ликвидации существующих террористических организаций
и незаконных вооруженных формирований, перехвату и пе
рекрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпа
сов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов.
Глава вторая