Французская муниципальная система
Основная единица МСУ – коммуна, население которой избирает муниципальный совет на 6 лет, органы МСУ могут назначаться государством, а глава МСУ является представителем правительства. Государство осуществляет контроль за деятельностью органов МСУ, путем назначения должностных лиц (префекты и супрефекты)
Смешанная система. Германия.
В Конституции гарантируется МС, общинам предоставлено право самостоятельного решения проблем и под собственную ответственность, полномочия МСУ регулируются Конституциями земель, положениями о местном управлении и законами.
Иберийская модель управления. В странах Латинской Америки.
МСУ избирается населением, избранный глава общины является председателем совета и одновременно утверждается органами государственной власти. Контроль со стороны государства предполагает прямое вмешательство в деятельность МСУ с целью сохранения целостности государства.
История МСУ в России.
Всю историю МСУ можно разделить на несколько этапов.
1. До революционный этап.
Древнейшими образцами самоуправляющихся городских общин на Руси являются Новгород и Псков.
С 1555 года – проводилась Земская реформа основаниям которой был «приговор Царский О кормлениях и службах».
В 17 веке – был введен институт воевод, как основного звена МСУ (губная форма СУ и земская). Воевода назначался приказом Царя.
1708 год издается указ об учреждении Губерний и о росписи к ним городов. Всего было учреждено 8 губерний, во главе стоял генерал-губернатор, назначался приказом Царя. В каждой губернии было определенное количество городов.
1867 год проведение земской и городской реформ, цель которых децентрализация управления и развития начал МСУ. (выборность органов МСУ).
К 1918 году земства были ликвидированы, строилась вертикальная система власти.
2. Советский период. В 1918 год была принята первая Конституция, созданы местные Советы, а к концу 1919 года определены единицы МСУ независимо от размера и стали называться – коммуны.
1924 год – определение самостоятельности местных бюджетов.
В период с 1960- по 1980 года проводились мероприятия по совершенствованию МСУ.
1990 год – Закон СССР Об общих началах МСУ и местного хозяйства в СССР. По данному закону стали создаваться поселки, сельсоветы, города.
3. МСУ в переходный период.
1991 год – на смену местных советов появляется местная администрация, которая входит в систему МСУ и является представительным органом власти.
1993 год – утверждается положение Об основах организации МСУ на период поэтапной конституционной реформы.
В период с 1997-1998 год сформированы экономические основы МСУ.
С 2000-2001 год – издание нормативных актов О порядке формирования муниципальных органов.
2003 год – принятие закона Об общих принципах МСУ.
Взаимодействие МСУ с органами государственной власти.
Начиная с 1993 года возник вопрос нарушает ли МСУ целостность государства. ( Не нарушает.)
1. Регулирование органами государственной власти экономического развития.
2. Делегирование государственными органами государственных полномочий органам МСУ. Государство
3. Осуществление органами государственной власти вопросов местного значения.
4. Регулирование органами государственной власти организации и осуществления МСУ.
5. Участие органов государственной власти в разрешении конфликтов и споров МСУ.
Таким образом можно выделить три модели взаимоотношений государственной власти и МСУ:
1. Административная модель. Лидирующие позиции занимает государство.
2. Децентрализованная. Предоставляется «свобода» МСУ, при этом государство может предоставлять те функции которые принадлежат государству
3. Дуалистическая. Соединяет черты децентрализованной и административной модели.
Понятие и роль МСУ в становлении гражданского общества.
1. Концепция МСУ
2. Основы государственной политики РФ в отношении МСУ
3. Принципы МСУ
4. МСУ как фундамент гражданского общества
5. Государственное и муниципальное управление как публичное управление – самостоятельно.
6. Функции МСУ
Концепции МСУ.
1 МСУ – это часть конституционного строя, общества и государства,
2 принцип народовластия как основа концепции МСУ.
3 МСУ играет важную роль в соединении публичной власти и гражданского общества
4 Российская конституционная концепция МСУ строится на наличии личного права гражданина и коллективного права граждан на осуществление МСУ, т.е. можно говорить об индивидуальной и коллективной формах МСУ.
5 самостоятельность МСУ
6 Специфическая особенность действия принципа разделения властей
7 МСУ является общественным институтом, т.к. предполагает правовые и иные пути реализации (саморегулирование, самоконтроль, самоответственность).
8 необходимость закрепления полномочий и материально-экономического фундамента.
Т.О. российская конституционная концепция МСУ располагает своими правами, осуществляет деятельность по поручению государства посредством использования муниципальной собственности на основе законодательства в форме личного и коллективного участия граждан в осуществлении МСУ.