Регулированию ( краткая история вопроса)
В СССР регулирование тарифов на электроэнергию осуществлялось централизованно Государственным комитетом СССР по ценам путем издания прейскурантов за номером 09-01 “ Тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергосистемами и электростанциями СССР” соответствующего года. До принятия прейскуранта Госплан СССР совместно с заинтересованными ведомствами проводил изучение ситуации в регионах и энергосистемах. Принятые цены были обязательны для всех поставщиков и производителей. Централизовано определялись объемы капитального строительства и средства на содержание энергосистем. Переход к рыночной экономике такой способ определения цен естественно оказался непригодным. Первые попытки были предприняты в конце 1990 года во “ Временном положении о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию”, которое вводилось с 1 января 1991 года. В документе впервые было предложено при исполнительных органах регионов создание энергетических комиссий на общественных началах с участием в них представителей местных властей, энергоснабжающих организаций и основных потребителей. С января 1992 года было введено в действие новое положение, в котором были заложены основы существующего поныне во многих регионах перекрестного субсидирования. В 1993 году было выпущено очередное положение, однако оно не исключило многих недостатков предыдущего. Стало понятно, что система регулирования энергетических естественных монополий нуждается в корректировке. В 1995 году Государственной Думой были приняты законы “ О Государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации ” и “ О естественных монополиях ”, которые заложили основы современной системы регулирования в России. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 960 было утверждено Положение о Федеральной Энергетической Комиссии и определены е. Основные сферы деятельности:
-государственное регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в соответствии с действующим законодательством;
-достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей энергоресурсов, обеспечивающего доступность к их продукции и услугам;
-формирование конкурентной среды в сфере деятельности поставщиков электроэнергии и природного газа, с целью снижения общественно необходимых затрат на их продукцию и услуги;
-создание условий для повышения эффективности использования энергоресурсов и энергосбережения;
-государственный контроль за деятельностью естественных монополий, которая может ущемить права потребителей.
При ФСТ России действует межведомственная комиссия экспертов (консультативный орган), положение о которой было утверждено Постановлением Правительства РФ 7. 12. 96 г. № 1459.
В регионах согласно закона должны действовать региональные энергетические комиссии, полномочия которых определены статей 12 закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”. Первая Региональная энергетическая комиссия на профессиональной основе в России была создана в Республике Северная Осетия- Алания в октябре 1995 года, там же в одном из первых регионов России с января 2000 года в соответствии с нормативно- правовыми актами ликвидировано перекрестное субсидирование. Региональные комиссии устанавливают экономически обоснованные тарифы на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Правительство РФ своим постановлением 30. 12. 99г. №999 утвердило примерное положение о региональных энергетических комиссиях. К сожалению в настоящее время в большей половине субъектов России энергетические комиссии работающие на профессиональной основе не созданы. Председателями региональных комиссий в нарушение существующего законодательства остаются представители местных администраций. Такое положение определяется тем, что местные политические элиты не желают выпустить из под своего влияния процесс установки тарифов на электрическую энергию и природный газ. В результате такого положения дел до сих пор не ликвидировано противоречащая правам потребителей перекрестное субсидирование, установлены экономически не обоснованные тарифы, происходит прямое администрирование. Создание Федеральных округов должно исправить создавшееся положение и привести процесс регулирования энергетическими естественными монополиями- компаниями общего пользования в нормальное законодательное русло и позволит создать в России единое регулирующее поле. Правительством РФ утверждены Основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию, Порядок утверждения и применения на электрическую и тепловую энергию, Правила рассмотрения ФЭК разногласий , связанных с процессом ценообразования. Федеральная Энергетическая Комиссия разработала и утвердила большой пакет нормативно- методической документации. Таким образом сегодня созданы все условия создания единой системы регулирования в России. Однако не все проблемы, связанные с этим процессом, решены:
в большинстве регионов не ликвидировано перекрестное субсидирование, тарифы являются экономически обоснованными;
до сих пор применяются затратные методики определения тарифов;
не созданы условия конкуренции на уровне производителя и поставщика энергоресурсов, что позволит снизить цены ;
не созданы условия свободного рыночного доступа потребителей к источникам энергии;
не разработаны механизмы формирования инвестиционных ресурсов за счет тарифов;
не внедрены в субъектах регулирования современные прозрачные системы бухгалтерского учета;
нормативно-методическая база требует доработки и расширения;
отсутствует экономически обоснованная энергосберегающая тарифная политика;
отсутствует нормативная база взаимодействия региональных энергетических комиссий с Федеральной.
Становление системы энергетических комиссий, не смотря на определенные успехи в этом деле, основной целью которых является регулирование и контроль деятельности естественных монополистов, происходит сравнительно медленно. Это происходит из-за отсутствия опыта, недостатка подготовленных кадров, ясно представляющих суть происходящего, отсутствия полного комплекта необходимой нормативно-методической документации, не понимания многими представителями властных структур и некоторыми менеджерами энергетических естественных монополий роли и места органов регулирования, которые созданы не для борьбы, а для поддержки монополизма на рынке услуг поставщиков природного газа и электрической энергии.
Создание Межрегиональной Ассоциации Региональных Энергетических Комиссий ( МАРЭК ) как общественного объединения региональных энергетических комиссий стало адекватной реакцией на существующее положение регулирующих органов в регионах. МАРЭК проводит большую работу по обобщению опыта работы, организует круглые столы и конференции по важным вопросам регулирования, ведет большую разъяснительную работу, издает специализированный журнал “Регионы и федерация”. Это открытая трибуна всех заинтересованных сторон для обсуждения насущных проблем регулирования энергетических естественных монополий.
Не смотря на указанные недостатки, в России за короткий период созданы основы единой системы Государственного регулирования естественных монополий в сфере топливно-энергетического комплекса, дальнейшее совершенствование которого необходимо вести ускоренными темпами, опираясь на опыт ведущих стран с развитой рыночной экономикой, особенно США, в которой система регулирования функционирует более ста лет.