Тенденции нормализации гомосексуализма в мире
После того как сексуальность, отчасти благодаря эпидемии СПИДа, стала респектабельным предметом научных исследований и философского дискурса, в котором участвуют не только сексологи и психоаналитики, но и видные философы (Мишель Фуко, Джудит Батлер) и социологи-теоретики (Антони Гидденс), теоретический уровень этого дискурса заметно повысился. Проведенные в 1990-х годах в ряде стран (США, Великобритания, Франция, Финляндия, Швеция) репрезентативные национальные сексологические опросы, дополняемые множеством локальных исследований, позволяют судить о направлении и характере соответствующих социальных изменений не спекулятивно, а вполне предметно. Некоторые «сексуальные» сюжеты, например, отношение к гомосексуальности, даже используются политологами (Рональд Ингелхарт) в качестве индикаторов общей динамики социальной терпимости и культурного плюрализма. Главные общие принципы и процессы этой эволюции - индивидуализация и плюрализация культур и стилей жизни, так что нужно говорить не о сексуальности, а о сексуальностях, не о сексуальной культуре, а о сексуальных культурах. Эти процессы нужно анализировать одновременно на социетальном (нормативная культура) и индивидуальном (мотивационные структуры и стили сексуального поведения). Это требует разных источников и методов исследования, но одно без другого неполно и непонятно[43].
Нормализация гомосексуальности как один из аспектов демократического процесса благотворно сказывается не только на социальном положении сексуальных меньшинств, но и на обществе в целом[44]. Депатологизация однополой любви – закономерное следствие длительного процесса перестройки медицинского мышления, отхода от жесткого нормативизма и понимания несводимости сексуальности к репродукции.
В соответствии с работами известного сексолога И.С. Кона Нормализация гомосексуальности означает
а) декриминализацию;
б) депатологизацию;
в) признание за ее носителями всех обычных гражданских прав, включая защиту от дискриминации и диффамации, право на вступление в брак и т.д[45].
В середине 70-х гг. нашего столетия Американская Психиатрическая Ассоциация (АПА) заявила, что гомосексуализм не является психическим расстройством. В более поздних исследованиях было ясно доказано, что гомосексуализм имеет биологическую основу. Некоторые предпочитают рассматривать свою гомосексуальность как результат свободного выбора, но этого нельзя сказать об их ориентации в целом.
В сентябре 1991 г. Всемирная Организация Здравоохранения сделала следующее заявление: «Сексуальность является мощным человеческим импульсом, который вносит положительный вклад в здоровье, если ей разрешено соответствующее выражение. Неразрешенные побуждения личности и социальные конфликты, связанные с приемлемым для индивидуума выражением сексуальности, являются сами по себе важным фактором, связанным с его здоровьем. Люди, которые скрывают свою сексуальную ориентацию из-за страха дискриминации или социальной изоляции, имеют менее полноценную жизнь, встречаются с дополнительными стрессами и попадают в ситуации, которые не способствуют сохранению их сексуальной практики... подчеркивание ценностей позитивной сексуальности должно играть важную роль в заботе об улучшении здоровья»[46].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), начиная с 1974 г., разграничивает понятия репродуктивное и сексуальное здоровье. В дальнейшем ученые – медики, сексологи, демографы, социологи и др. – существенно обогатили его. Важную роль в этом сыграли Международная конференция по проблемам народонаселения в Каире (1994), Всемирный женский конгресс в Пекине (1995) и XIII Конгресс Всемирной сексологической ассоциации в Валенсии (1997). Эта работа продолжается. По определению ВОЗ, сексуальное здоровье означает не просто отсутствие расстройств, дисфункций или болезней, а связанное с сексуальностью состояние физического, эмоционального, душевного и социального благополучия. Это предполагает положительный и уважительный подход к сексуальности, свободный от принуждения, дискриминации и насилия, а также свободный доступ к сексуальной информации, образованию и медицинскому обслуживанию[47].
Таким образом, в настоящее время наука не ставит под сомнение тезис о том, что гомосексуальность сама по себе не является подлежащим лечению психическим расстройством. Однако полностью не отрицается отсутствие причинной связи между гомосексуальностью и психическими расстройствами. Кроме того, не исключается, что живущие в сложных условиях и подверженные стрессам гомосексуалы могут иметь целый ряд специфических проблем, сказывающихся на их психическом здоровье. Достаточно вспомнить простой арифметический факт, что сексуального партнера гомосексуалам приходится выбирать, условно говоря, из 5 или 7, а не из 90 или 95 процентов населения соответствующего пола.
В настоящее время проводятся всесторонние, разноплановые исследование гомосексуалистов, которые показывают, что гомосексуальные мужчины и женщины не уступают остальным ни в умственных способностях, ни в способности заниматься самыми разнообразными видами деятельности[48]. В некоторых видах творческого труда, особенно связанных с искусством, они даже статистически «перепредставлены». В то же время по некоторым тестовым показателям, связанным с эмоциями и направленностью интересов, они стоят как бы посредине между показателями гетеросексуальных мужчин и женщин[49].
При характеристике образа гомосексуалов обычно отмечается их повышенная эмоциональная чувствительность и ранимость, в сочетании трудностями их социального бытия. Гомосексуалы, в связи с личными особенностями становятся группой повышенного риска в отношении ряда психических расстройств, а также наркотической зависимости. Теорию, согласно которой важную роль в происхождении гомосексуальности играют гормональные нарушения в пренатальной фазе развития, подтверждает тот факт, что гомосексуальные мужчины более подвержены психическим расстройствам, характерным для женщин, тогда как среди лесбиянок распространены расстройства, типичные для мужчин[50]. Однако стереотипный образ гомосексуала как постоянно балансирующего на грани самоубийства невротика так же несостоятелен, как образ мягкой, зависимой и истеричной женщины. Многие гомосексуалы не менее, если не более, оптимистичны, жизнерадостны, эмоционально отзывчивы и открыты для общения, чем гетеросексуальные мужчины[51]. Это зависит как от природных - депрессия, тревожность и близкие к ним симптомы сильнее всего выражены у гендерных дисфориков и феминизированных гомосексуалов, которые были недовольны своим полом/гендером уже в детстве и отрочестве, - так и от социальных факторов (уровень стигматизации и дискриминации)[52].
Данные исследования гомосексуалов требуют к себе пристального внимания. По мнению Майкла Бейли[53], есть несколько возможностей их интерпретации.
1. Гомосексуальность связана с половыми/гендерными особенностями. Известно, что некоторые гомосексуалы по ряду поведенческих и психических черт отличаются «гендерной неконформностью» (феминизированные мужчины и мужеподобные женщины), которая особенно сильно проявляется в детском возрасте. Самая влиятельная этиологическая теория гомосексуальности связывает это с нарушением половой нормы пренатальных андрогенов. Как бы то ни было, некоторые психические проблемы и трудности мужчин-геев аналогичны тем, которые нормально испытывают женщины, чьи показатели по шкалам невротизма обычно выше, чем у мужчин, тогда как расстройства, типичные для лесбиянок, больше похожи на мужские[54]. Исследования суицидального поведения двух больших репрезентативных выборок американских студентов показали, что частота суицидных попыток коррелирует с гомосексуальностью у мальчиков, но не у девочек. То, что количество суицидных намерений и попыток у юных геев в несколько раз превышает число реальных суицидов, также напоминает разницу между гетеросексуальными мужчинами и женщинами: мужчины совершают втрое меньше суицидных попыток, чем женщины, но втрое чаще реально кончают с собой. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужны систематические сопоставления мужской и женской гомосексуальности.
2. Повышенная склонность гомосексуалов к депрессии и суицидам - следствие их стигматизации и дискриминации. Во враждебном гомофобском мире молодым людям трудно принять свою сексуальную ориентацию и это вызывает у некоторых из них невротические реакции. Это более чем правдоподобная гипотеза. Но почему эта проблема сохраняется даже в самой терпимой к гомосексуальности Голландии? Для проверки этой гипотезы нужны кросс-культурные сравнения того, как варьирует уровень невротизма и суицидальности гомосексуалов в разных странах и социальных средах в зависимости от существующего там уровня гомофобии и как эти показатели меняются с изменением социальных условий. Такие исследования должны быть сравнительно-историческими и долгосрочными, потому что изменение социальных отношений сказывается на индивидуальной психологии лишь по прошествии долгого времени.
Может быть (это уже мое предположение) дело не только в явном социальном гнете, но и в том, что даже в условиях относительной терпимости человеку трудно принять свои отличия от большинства в таком существенном вопросе. Геи гораздо более одиноки, чем гетеросексуалы, они чаще оказываются в стрессовых ситуациях, им труднее найти себе пару и т.д., и это может способствовать эмоциональным расстройствам даже при дружественном отношении окружающих. Как и первая гипотеза, это предположение выводит невротические симптомы гомосексуального населения не из внутренних свойств индивидов, а из трудностей их взаимодействия с окружающим миром, но считает, что эти трудности могут быть не только конкретно-историческими (гомофобия, дискриминация), но и глобальными. Если это предположение верно, то даже в самых благоприятных социальных условиях миноритарный статус геев и лесбиянок создает для них психологические трудности и некоторые из них нуждаются в специальной психотерапевтической помощи.
3. Нельзя не учитывать влияние особенностей гомосексуального стиля жизни (богемная жизнь, злоупотребление наркотиками и т.д.) Но единого «гомосексуального стиля жизни», как и «гомосексуальной личности», не существует. Следовательно, нужны разные выборки и разные контрольные группы.
4. Возможно, что гомосексуальность как отклонение от нормального пути развития (естественный отбор благоприятствует наиболее жизнеспособному, репродуктивно успешному потомству) связана с некоторыми другими поведенческими и психическими отклонениями. Эта гипотеза подкрепляется тем, что некоторые гомосексуалы, как и люди, предрасположенные к суицидам и депрессии, независимо от их сексуальной ориентации, отличаются повышенной эмоциональной неустойчивостью, левшеством и другими особенностями.
На первый взгляд, это предположение патологизирует гомосексуальность и отдает биологическим детерминизмом. Однако канадский ученый Рей Блэнчард, один из ведущих исследователей биологии гомосексуальности, подчеркивает, что вопрос о том, считать ли гомосексуальность психопатологией, нужно рассматривать отдельно от вопроса, что именно порождает гомосексуальность. Предположим, что гомосексуальность вызывается каким-то вирусом, или материнским стрессом в период беременности, или материнскими антителами, несовместимыми с X-Y антигеном, или любым другим биологическим процессом, который можно считать патологическим. Значит ли это, что гомосексуальная ориентация взрослого человека также должна считаться (психо)патологической, даже если большинство геев и лесбиянок функционируют так же успешно, благополучны и счастливы, как гетеросексуальные мужчины и женщины? Разумеется, нет. Если встать на этот путь, патологическими или аномальными могут показаться все индивидуальные различия. От того, что прекрасная жемчужина появляется в результате болезни раковины, ее ценность не уменьшается.
В итоге на сегодняшний момент есть проблема, которая не имеет своего решения. В любом случае, психотерапевтическая помощь, в которой нуждаются некоторые гомосексуалы, возможна только при условии дружественного отношения и понимания. О специфике психотерапии среди геев и лесбиянок существует большая специальная литература, кое-что даже переведено на русский язык[55].
Важно изменение общественности к гомосексуализму как вариантности сексуального поведения.
Результаты международного опроса психиатров об их отношении к гомосексуализму, показали, что подавляющее большинство рассматривает гомосексуализм как девиантное поведение, хотя он был исключен из списка психических расстройств. Интересен ответ респондента из Южной Африки, который отметил, что профессия психиатра привлекает гомосексуалистов больше, чем другие медицинские профессии, возможно, потому, что психиатры воспринимают гомосексуальность как вариант нормы. Психиатр из Венесуэлы сообщил, что в его стране психиатры все еще не вовлечены в защиту прав гомосексуалистов и свободы их личных сексуальных отношений из-за опасения того, что их самих будут рассматривать как гомосексуалистов. Во многих странах психиатры не пришли к согласию в отношении того, как рассматривать гомосексуальность: как нормальный вариант человеческой сексуальности или как девиацию. В таких странах как Корея, Маврикий, Норвегия, Израиль, Исландия, США гомосексуализм считается вариантом нормы. Такой же точки зрения придерживается незначительное большинство психиатров Перу. К счастью, по мере того, как люди во всем мире становятся более убежденными в том, что гомосексуализм имеет биологическую основу, и что «замещающая терапия» не эффективна, возрастает истинное понимание проблемы и терпимость в отношении сексуальных меньшинств.
Быстрыми темпами идет процесс легализации и приравнивания однополых сожительств к юридически оформленным бракам. Число совместно проживающих и ведущих общее хозяйство однополых пар быстро растет. Это зафиксировано национальными переписями населения в США (1990, 2000), Новой Зеландии (1996) и Канаде (2001) (раньше переписчики однополые пары игнорировали). Американская перепись 2000 года зафиксировала свыше 600 тысяч однополых домохозяйств (по сравнению с 1990 г. - рост на 300%), - 1% общего числа, причем специалисты считают эту цифру заниженной[56]. Официальная регистрация отношений дает партнерам значительные преимущества в плане социального страхования, наследования имущества и т.д. Многие однополые пары имеют детей от прежних браков. Около 15% совместно живущих женских и 3% мужских канадских пар сообщили, что воспитывают детей. Что же касается церкви, то она тут ни при чем: речь идет не о церковном, а о гражданском союзе, а все социальные льготы оплачиваются за счет налогов, которые геи и лесбиянки платят наравне с остальными гражданами.
Отсюда – сдвиги в законодательстве[57]. Первой в 1989 г. однополые «зарегистрированные партнерства» узаконила Дания. Ее примеру последовали Норвегия (1993), Швеция (1994), Исландия и Гренландия (1996), Нидерланды (1998) и Финляндия (2001). Похожий закон приняла в 2001 г. Германия, где «зарегистрированные партнерства» практически во всем идентичны браку, за исключением названия и возможности совместного усыновления детей. Франция и Бельгия в результате долгих дебатов пришли к компромиссному варианту, внеся в гражданское право понятие пакта гражданской солидарности, особого вида договора, который могут заключить между собой «двое взрослых разного пола или одного пола для регулирования их совместной жизни». С 1 апреля 2001 года Нидерланды стали первым государством в мире, предоставившем однополым парам абсолютно такие же права по заключению брака, как и разнополым.
Намечаются сдвиги в признании права однополых пар на усыновление детей. В большинстве стран это запрещено законом. Однако в феврале 2002 г. авторитетная Американская академия педиатрии опубликовала доклад, одобряющий усыновление и удочерение детей семьями, где оба партнера - представители сексуальных меньшинств.
В декабре 2002 г. Американская психиатрическая ассоциация также официально заявила, что «поддерживает инициативы, которые позволяют однополым парам усыновлять и совместно выращивать детей, а также все связанные с этим легальные права, привилегии и ответственности». В заявлении говорится, что исследования последних 30 лет убедительно доказали, что дети, выращенные родителями-геями или лесбиянками, обнаруживают такой же уровень эмоциональной, когнитивной, социальной и сексуальной эффективности, что и дети, выращенные гетеросексуальными родителями, и что оптимальные условия для развития детей зависят не от сексуальной ориентации родителей, а от стабильных привязанностей к ответственным и заботливым взрослым[58]. Такую же позицию занимает Американская психоаналитическая ассоциация, Американская ассоциация детских и подростковых психиатров и Американская ассоциация семейных врачей.
Европейское сообщество считает дискриминацию людей по признаку их сексуальной ориентации такой же юридически и морально неприемлемой, как расизм и антисемитизм. Это касается, в частности, легального возраста согласия, который согласно европейским нормам, должен быть одинаковым для гетеро и для гомосексуальных отношений. Летом 2002 года Австрия и Венгрия, следуя общеевропейским принципам, уравняли гетеро и гомосексуальные связи, установив единый возраст согласия – 14 лет. В сентябре 2002 г. такие же нормы ввела в свой новый уголовный кодекс Молдова[59].
И не смотря на то что сейчас гомофобия и дискриминация людей по признаку их сексуальной ориентации остается серьезной социально-политической проблемой, в последнее время, по данным массовых национальных опросов, во всем мире наблюдается рост терпимости к однополой любви, особенно среди молодых и более образованных людей.
Например, в Финляндии в 1971 г. только 44% мужчин и 45% женщин считали, что гомосексуальное поведение взрослых является частным делом, в которое власти не должны вмешиваться; в 1992 г. доля таких ответов среди людей моложе 55 лет выросла до 59% и 72% [60]. Особенно велики сдвиги среди студенческой молодежи. В 1966 г. гомосексуальные отношения считали принципиально допустимыми 37% немецких студентов и 40% студенток, а в 1996 г. соответственно 91% и 94%[61]. По данным Британского национального опроса 2000 года (Англия всегда славилась гомофобией), доля терпимых к гомосексуальности мужчин по сравнению с опросом 1990 г. выросла с 25.3% до 42.1%, а доля женщин - с 32.6% до 59.1%[62].
Сексуальные меньшинства хорошо интегрированы в общество. Несмотря на то, что большинство американцев считают гомосексуальную ориентацию «неправильной», 85% опрошенных службой Gallup убеждены в том, что геи и лесбиянки должны пользоваться абсолютно теми же правами, что и другие люди. Хотя данные на этот счет фрагментарны и не всегда сопоставимы, уровень образования и дохода геев и лесбиянок нередко выше среднестатистического. По данным национальной переписи США 1990г., 13% совместно живущих геев имели образование выше колледжа, а 23.7% окончили колледж; у женатых гетеросексуальных мужчин соответствующие цифры - 10.3% и 17%. Кроме того, они значительно реже нарушают закон. Районы, в которых предпочитают селиться люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, ничем не напоминают прежние гетто; нередко недвижимость в них стоит дороже, чем по соседству[63]. По данным опроса 15.000 европейцев, проведенного известной фирмой EMNID , геи и бисексуалы лучше образованы и имеют более высокую академическую успеваемость. Европейские геи тратят больше денег на путешествия, больше увлекаются музыкой и литературой, а также проводят на 10% больше времени в Интернете[64]. Налицо взаимозависимость: ослабление социальной дискриминации делает представителей сексуальных меньшинств более благополучными, а это, в свою очередь, способствует уменьшению предубежденности и враждебности к ним (правда, порождает зависть).
Социальная и юридическая нормализация однополой любви означает, что геи и лесбиянки становятся более видимыми и слышимыми. Однако это не означает, что их становится больше. Показатели наличия сексуальных контактов, влечения к лицам своего пола и идентификации себя в качестве геев и лесбиянок везде и всюду существенно расходятся.
Например, в Англии в 1990 г. при опросе лицом к лицу наличие какого-то гомосексуального опыта признали 5.5% мужчин и 2.8% женщин; при самостоятельном заполнении анкеты эти цифры повышаются до 6% и 3.3%. В 2000 г. эти показатели выросли у мужчин до 6.7% и 8.4%, а у женщин – до 7.0% и 9.7%. Наличие генитального гомосексуального контакта до наступления 20 лет в 2000 году признали 3.6% мужчин и 3.9% женщин от 20 до 44 лет 26. Однако люди, имеющие гомосексуальные контакты, далеко не всегда причисляют себя к числу геев, обладают гомосексуальной идентичностью. Чувства, поведение и идентичность очень часто не совпадают. Недаром «решетка Клайна», используемая для измерения сексуальной ориентации, включает 7 автономных шкал.
Разумеется, споры о возможности изменения или коррекции сексуальной ориентации (в любом направлении) не могут быть решены раз и навсегда. Однако если споры возникают на уровне медицинской и психиатрической работы по научному вопрос, могут ли люди изменить свою сексуальную ориентацию, то таких споров не должно быть на уровне отношения законодательства, а так же социальных представлений. Право на возможность жить со своим выборов и открыто должно быть бесспорно[65].
В настоящее время целью становится обеспечить условиях жизни гомосексуалов, которые бы позволили добиться максимально возможного благополучия в рамках их собственной индивидуальности, уменьшив связанные с нею специфические трудности и риски.