Федеральные министерства/службы/агенства

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

(Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.)

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ в пределах своих полномочий координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

2. Административно-правовой статус ЦБ РФ.(Статья 75 Констит. РФ/ ФЗ о ЦБ РФ/ ФЗ о банках и банковской деятельности.)

Статьей 75 Конст. РФ установлен особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля.

ст.3 ФЗ о ЦБ РФ - целями деятельности ЦБ РФ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка РФ; обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

Принцип независимости - ЦБ выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия осущ. независимо от других органов гос. власти.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции ФЗ «О ЦБ РФ» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если иное не предусмотр. законом.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность ( и освобождает от нее) Председателя ЦБ (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров ЦБ (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России, принимает по ним решения.

Функции по ФЗ о ЦБ РФ: 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику, политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ; 2) монопольно осущ. эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, 3) осущ. эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ РФ; 4) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, (выдает кредитным организациям лицензии на осущ. банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их), негосуд. пенсионных фондов; 5) осущ. надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, 6) регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; 7) осущ. регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; 8) организует и осущ. валютное регулирование и валютный контроль, устанавливает и публикует офиц. курсы иностранных валют и т.д.

Билет № 21

Наши рекомендации