Пути формирования правового государства в россии
Формирование правового государства в России сложный и длительный процесс. Вместе с тем ему присущи и общие закономерности, характеризующие становление и развитие правовой государственности. Прежде всего (Приложение: схема 5):
1) точкой отсчета государства должен стать человек, а главная целенаправленность общественного развития - «человеческое измерение»;
2) формирование развитого гражданского общества, которое «разгрузит» государство от несвойственных ему социально-экономических задач;
3) формирование экономико-правовой модели общества, в производственных отношениях которого господствует примат рыночного способа эквивалентного обмена и распределения, поскольку правовое государство и рыночная экономика есть близнецы;
4) признание общечеловеческих норм, в том числе приоритета прав и свобод личности перед правами и свободами нации или народности;
5) осуществление на деле примата законности и борьба с коррупцией в деятельности государственных органов;
6) создание действенной судебной власти и на ее основе — всеохватывающей, эффективной судебной защиты, создание условий для эффективной работы всех правоохранительных органов;
7) установление четких пределов государственной деятельности, в том числе в нормотворчестве;
8) признание на практике декларированного в Конституции РФ принципа разделения властей и его неуклонное соблюдение; четкое конституционно-правовое разграничение предметов ведения и компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ и органами местного самоуправления (муниципальной властью);
9) актуализация и легитимизация института непосредственного волеизъявления народа, в том числе референдума на разных уровнях: Россия «больна» дефицитом народного волеизъявления;
10) деэтатизация (разгосударствление) социальной жизни, свертывание поэтапно командно-нажимных методов руководства и управления и обеспечение функционирования общества, главным образом в силу экономических и духовных факторов, путем реализации общечеловеческих ценностей; отказ от патернализма и этатизма;
11) обеспечение оптимального сочетания на деле принципов демократизма, правового и социального государства;
12) продолжение разработки механизма конституционной (политической) ответственности высших представителей государственной власти и депутатов РФ, а также юридической ответственности руководителей государственных органов субъектов РФ, прежде всего исполнительной власти;
13) правовая регламентация обеспечения действия принципа политического плюрализма как отражения и открытого волеизъявления всех политических сил страны в рамках плюралистической демократии;
14) жесткая ревизия (правовая, экономическая и организационная) разбухших бюрократических структур исполнительной и законодательной власти России и субъектов РФ.
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.
Все изложенное свидетельствует о следующем.
1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.
2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.
3. Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи, - процесс сложный и противоречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непрерывен, бесконечен и в определенной степени необратим.
4. Возникновение и эволюция идеи правового государства — процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.
5. Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство - антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.