Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК) осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров РФ;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов гос. значения или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

- объекты использования атомной энергии;

- объекты обороны страны и безопасности государства;

- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными ФЗ.

Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд:

1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство РФ, субъекта РФ или МО уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

3. По соглашению с собственником ему может быть предоставленвзамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Правила возмещения убытков установлены Постановлением Правительства № 262

от 7.05.03 (в соответствии со ст. 57 ЗК РФ).

Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт гос. органа исполнительной власти или органа МСУ об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт гос. органа исполнительной власти или органа МСУ об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Размер убытков определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития РФ.

В отличие от несобствненников земли на ряду со всеми вышеназванными гарантиями, собственник может рассчитывать на рыночную стоимость земельного участка (когда бесплатно не предоставлен равноценный участок).

В ГК РФ – ст. 279-283. Если не достигнуто соглашение об изъятии земельного участка, то орган, принявший такое решение (орган РФ исполнительной власти...), может обратиться в суд в течение 3 лет с момента, когда лицо было уведомлено письменно о письменном решении, если лица будут производить действия, повышающие ценность земли, эти расходы возмещаться не будут.

Плата за землю.

Ст. 65 ЗК закрепляет две формы платы за землю – земельный налог и арендная плата.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ:ЗК (ст. 65) отсылает к законодательству о налогах и сборах (глава 31 Налогового кодекса и НПА представительных органов и органов МУ – Екатеринбургская Дума – ее решение от 2005 года «О установлении и введении в действие земельного налога на территории МО г. Екатеринбург».

Плательщиком земельного налога является организации и ФЛ, которые обладают земельными участками на праве собственности постоянного бессрочного пользования и пожизненно наследуемого владения (землевладельцы и землепользователи).

Налогоплательщики - собственники, землепользователи, землевладельцы.

Объект налогообложения: земельный участок, расположенный на территории МО.

Не являются объектом следующие земельные участки:

- изъятые из гражданского оборота;

- некоторые ограниченные в обороте (из состава земель лесного фонда; входящие в общее имущество многоквартирных домов)

ФОРМУЛА расчета земельного налога:

Земельный налог= налоговая базаХ ставку налогаХплощадь земли

Налоговая база - определяется как кадастровая стоимость; определяется по состоянию 1 января года, являющегося налоговым периодом (весь год). До сведения налогоплательщиков она должна быть доведена до 1 марта налогового периода. Для ряда субъектов, налоговая база может быть уменьшена на 10 000 рублей для отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны всех войн, инвалиды боевых действий) – это не льгота.

Налоговая ставка - максимальные размеры установлены в ст. 394 НК: не более 0,3 % - для земель сельхозназначения либо сельхозиспользования, земли, занятые жилыми объектами, а так же используемыми для личного подсобного хозяйства, садоводство, животноводства. Не более 1,5 % - для прочих земельных участков.

Представительны органы МСУ с учетом этих двух ставок могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования.

В НК установлены налоговые льготы.

Льготы - это освобождение от налогов: религиозные организации, общероссийские организации инвалидов (не менее 80 % в группе), организации и учреждения УИС, организации народных художественных промыслов, коренные малочисленные народы (ст 395 НК).

Для ФЛ налоги рассчитывают налоговые органы и высылают квитанции.

ЮЛ: вычисляют самостоятельно. Сроки уплаты налога зависят от ведения бухгалтерской отчетности.

Земельный налог призван стимулировать рациональное землепользование, поэтому его размер зависит не только от категории земель и разрешенного использования, но и от сроков строительства, в частности, если ФЛ занимается индивидуальным жилищным строительством, то сумма налога после 10 лет с даты гос. регистрации права на земельный участок до завершения строительства исчисляется к коэффициентом 2.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА:устанавливается в соответсвии с договором аренды (п. 4 ст. 22 ЗК).Касается государственных, муниципальных, частных земель, является существенным условием договора аренды (п. 12 ст. 23 ЗК).

Размер арендной платы за частные земли определяется по соглашению сторон. Традиционно ставки арендной платы за государственные и муниципальные земли устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка, размер ставки арендной платы зависит от зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли.

Размер арендной платы за земельный участок, в отношении которого принято решение о развитии территории, определяется в размере земельного налога за соответствующий земельный участок.

Возможно изменение размера арендной платы по соглашению сторон (но не чаще одного раза в год), если договор аренды не содержит условия, не допускающего пересмотра арендной платы.

Арендная плата может быть в денежной, натуральной или комбинированной форме. Арендная плата может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество.

Наши рекомендации