Роль религии в современном мире
А. Функции религии:
· мировоззренческая – создает целостное представление о мире
· нормативная – устанавливает правила социального поведения
· легитимизирующая – поддерживает и освещает государственные решения
· компенсаторная – психологическая, утешительная
· коммуникативная – реализует связь с единоверцами и с богом интегрирующая – объединяет одних и противопоставляет их другим, культуротранслирующая – сохраняет и передает культурное наследие
Б. Главный принцип религиозной жизни современного демократического мира – свобода совести (= свобода убеждений):
· право иметь религиозные, атеистические или иные убеждения
· право не иметь убеждений
· право менять убеждения
· свобода вероисповедания
· свобода отправления культа
· право воспитывать детей в духе своих убеждений
· право распространять свои убеждения
(во всех случаях не нарушая законов)
Основное условие реализации этих прав – отделение церкви от государства и школы от церкви.
Искусство, его формы и направления
1. Сущность искусства.
А) Понятие. Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства.
Само искусство – это форма художественно-творческой деятельности людей, целостное отражение действительности в эмоционально-чувственных образах
Б) Версии происхождения:
· психологическая (предрасположенность к эстетическому освоению мира),
· физиологическая (привлечение полового партнера)
· религиозная (оформление религиозного культа)
· трудовая (продленная эмоция от охоты)
В) Характеристики. Главный предмет – человек. Изучает наука эстетика. Главная категория – Красота. Формирует эстетические ценности. Форма существования – художественное произведение. В отличии от других форм духовной культуры, в искусстве каждое новое произведение не перекрывает собой достижения предыдущего.
2. Формы искусства
Типы образов дают формы искусства:
· зрительные – живопись;
· словесные – литературу;
· слуховые – музыку;
· пластические – скульптуру;
· синтетические – балет…
В каждой форме можно выделить жанры: в литературе – проза и поэзия, в живописи (пейзаж, натюрморт, портрет…), а так же акварель и масло…
Направления (стили): барокко, классицизм, модерн, авангард…
Роль искусства в жизни общества
Произведение искусства должно обладать познавательной, эстетической и нравственной ценностью. Соответственно Истина, Добро и Красота – вот три кита на которые опирается художественная культура.
· Познавательную – дает новую информацию,
· Коммуникативную – учит общаться с разными людьми, в том числе понимание другой национальной культуры,
· Воспитательную – показывает социальные типы, которых мы осуждаем или за которыми следуем
· Творческую – реализует творческую деятельность, вдохновляет на творчество, каждый является сотворцом произведения
· Психологическую – утешает, развлекает, дает силы,
· Прогностическую – за счет острого чувствования предвосхищает будущее развитие.
В целом искусство является одним из средств социализации и формирования мировоззрения человека. По мнению многих ученых, искусство – это идеальная модель культуры, область, в которой культура наиболее полно себя проявляет.
Мораль
Мораль в системе социальных норм
Нормы – это какие-либо правила, образцы. Нормы могут быть: физические, технические, социальные. Социальные нормы – это правила, образцы, ценности регулирующие поведение людей.
Виды социальных норм: табу, ритуалы, обычаи, традиции, религиозные нормы, мораль, право, корпоративные нормы.
Общие для всех социальных норм черты: регулируют поведение, продукт сознания, продукт истории.
Мораль и право
Нормы Морали | Нормы Права |
Общее | |
1. Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество 2. Имеют один объект регулирования — общественные отношения 3. Выступают мерой свободы в обществе 4. Связаны с категорией «социальная справедливость» 5. Имеют сходную структуру | |
Различия | |
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении | 1. Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах |
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений | 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся |
3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей | 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения |
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы | 4. Для них характерна большая, чем для норм морали конкретность содержания, определенность формулировок |
5. Регулирует отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) | 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству |
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого | 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного |
3. Мораль и нравственность
Мораль –слово греческое, этика – латинское, нравственность – русское. Но, если их различать, то мораль – это идеал, а нравственность – то, чтореально существует (нравы). Этика – наука о морали. Главные категории морали – «Добро» и «Зло».
1. Структура морали:
· правила поведения (позитивные – уважай старших и негативные – не ври)
· черты человека (отзывчивый, добрый)
· принципы (индивидуализм, коллективизм)
· ценности (свобода, справедливость)
· механизмы внутреннего контроля (совесть, стыд, честь).
5. Высшие достижения:
1) Золотое правило морали – не делай другому того, чего не желаешь себе (есть во всех религиях)
2) Гуманизм – вера в человека (от философиир эпохи Возрождения)
3) Категорический императив – безусловное, свободное следование внутреннему идеалу, который должен стать всеобщим нравственным законом. И Кант, XVIII век
6. Нравственная культура личности – степень восприятия моральных норм. Этапы формирования – 1) что мне сделают; 2) что обо мне подумают; 3) что я сам о себе думаю.
ЗАДАНИЕ А3.Задание на обращение к социальным реалиям по темам: «Человек и общество», «Познание и духовная жизнь»
ЗАДАНИЕ А4. Задание на анализ двух суждений по темам: «Человек и общество», «Познание и духовная жизнь»
ЗАДАНИЕ А5 ЭКОНОМИКА