Холодная война»: истоки, этапы и итоги

“Холодная война” – это планетарная двусторонняя биполярная конфронтация СССР и США, а также их союзников на идеологической основе, характеризовавшаяся борьбой за сферы влияния и осуществлявшаяся через кризисы, которые ставили мир на грань глобальной войны с применением ядерного оружия. Ее главным содержанием была конфронтация без глобальной войны, балансирование на грани войны.

Одним из первых пропагандистских актов “холодной войны” стала речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная им 5 марта 1946 г. в присутствии президента Г. Трумэна в американском городе Фултоне. В этой речи, заранее согласованной с Г. Трумэном, он обвинил Советский Союз в агрессивности и тирании, а коммунистические партии назвал “пятыми колоннами”, представляющими “растущую угрозу для христианской цивилизации”. Утверждая, что Советский Союз отделил Восточную Европу от остального мира “железным занавесом”, У. Черчилль предложил создать для борьбы против СССР и коммунизма “ассоциацию народов, говорящих на английском языке”, которая обладала бы ядерным оружием и могла рассчитывать на подавляющее военное превосходство над Советским Союзом.

Вслед за речью У. Черчилля в Фултоне началась активная пропагандистская кампания. Американское правительство объявило своей официальной доктриной “сдерживание коммунизма” и стало широко прибегать к “атомной дипломатии”, т.е. к угрозам применения атомного оружия. Владея атомными бомбами и зная, что американские бомбардировщики могут достичь территории СССР с военных баз в Европе и на Тихом океане, правительство США считало Америку неуязвимой для ответного удара, потому что Советский Союз тогда не имел атомного оружия.

В свою очередь советское руководство, возглавляемое И.В. Сталиным, развернуло политическую и пропагандистскую кампанию против англо-американских “поджигателей войны”. Допуская явные преувеличения и искажения фактов, оно обвиняло правящие круги США в стремлении “превратить весь мир в колонию американских империалистов, низвести суверенные народы до положения рабов”, установить “зверский фашистский режим не только в США, но и в других странах”.

Столкнувшись с угрозой атомного нападения, Советский Союз форсировал работы по созданию своего собственного ядерного оружия. 29 августа 1949 г. состоялось первое испытание советской атомной бомбы.

Потеряв монополию на атомное и термоядерное оружие, США сначала сохраняли преимущество в средствах его доставки. В 1953 г. в США были сконструированы межконтинентальные стратегические бомбардировщики, а в 1955 г. – межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить ядерное оружие в любую точку земного шара. Советский Союз ликвидировал и это преимущество. Летом 1957 г. была испытана первая советская межконтинентальная баллистическая ракета. Стартуя с территории СССР, она могла достичь основных городов США за 20-30 минут. Создание мощного советского ракетно-ядерного оружия покончило с атомной монополией США, но не остановило гонку вооружений, в которую втянулся и Советский Союз. Конфронтация двух блоков продолжалась и усиливалась.

Поддержанию состояния “холодной войны” в отношениях между СССР и США во многом способствовал характер военных доктрин, которых придерживались обе стороны.

Наличие у США, становившихся время от времени достоянием гласности, планов ведения войны против СССР американские руководители объясняли тем, что такие планы готовились “на всякий случай”, и утверждали, что США никогда не помышляли начинать первыми войну против СССР. Официальная военная доктрина США всегда предусматривала возможность нанесения упреждающего ядерного удара в том случае, если американское руководство придет к выводу (может быть, и ошибочному), что другая сторона намеревается нанести ядерный удар по США. Постоянное ощущение Москвой угрозы ядерного удара в результате неправильного истолкования Вашингтоном ее намерений было одним из источников напряженности между ними.

В отличие от американской, советская внешнеполитическая доктрина никогда не предусматривала нанесения подобного превентивного ядерного удара в случае возникновения подозрения о готовящемся ударе со стороны США. Но на определенном этапе, до достижения стратегического паритета, она допускала нанесение ответно-встречного удара, т. е. пуск ракет на территорию США, в том случае, если будут обнаружены летящие в направлении СССР американские ракеты, еще до того, как они поразят его территорию. Это, конечно, тоже таило в себе определенный риск начала войны по ошибке и создавало напряженность.

В целом, за исключением указанного различия между упреждающим и ответно-встречным ядерным ударом, советская и американская военные доктрины были во многом идентичными. В своей военно-политической части обе они были оборонительными и не предусматривали сознательного начала войны. Однако в своей военно-технической части, определяющей структуру вооруженных сил, их дислокацию и подготовку, они – опять-таки одинаково – исходили из принципа “лучшая оборона – это наступление”. Другими словами, вооруженные силы обеих сторон строились, вооружались, обучались, размещались так, чтобы быть в постоянной готовности перейти в мощное контрнаступление сразу же в случае нападения другой стороны. А это означало, что ни одна сторона не могла быть уверена в том, что другая сторона не использует свой мощный наступательный потенциал в агрессивных целях, а не в целях самообороны.

И так продолжалось в течение десятилетий “холодной войны” до тех пор, пока этот заколдованный круг не был разорван во второй половине 80-х гг. в результате пересмотра сначала Советским Союзом в одностороннем порядке, а затем и странами НАТО своих военных доктрин, превращения их из оборонительно-наступательных в чисто оборонительные с соответствующей перестройкой вооруженных сил. Именно это открыло перспективу для свертывания “холодной войны”, поскольку ее главным генератором было военное соперничество.

Наши рекомендации