Удовлетворение потребности в общественных благах
Лекция 1. Теоретические основы государственного регулирования монополистической деятельности.
Государственное регулирование экономики и его роль в современных условиях.
Стихийность многие годы считалась одной из главных черт капиталистического воспроизводства. Однако в полной мере эта черта была присуща капиталистической экономике лишь в эпоху свободной конкуренции (ХІХ в.) Стихийность была обусловлена обособленностью субъектов хозяйствования и их недостаточной информированностью. Царящей на рынке стихийности противостояли планомерные отношения внутри фабрики. Это частичная или частная планомерность. Частичная - потому что она охватывает часть хозяйства, частная - потому что мотивирована исключительно частными интересами.
С ростом общественного разделения труда устанавливались тесные связи между отдельными предприятиями. Все большее распространение получают кооперативные и контрактные формы взаимоотношений, широко внедрился маркетинг. Развитие средств связи повысило информированность предпринимателей.
Частная планомерность дополняется сегодня общей или общественной, (т.е. преследующей общественные интересы и охватывающей всю национальную экономику). Носителем общей планомерности является государство.
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. К началу ХХ века планомерность становится объективной необходимостью. Это было связано прежде всего с образованием монополий, а также с необходимостью выполнения государством своих основных функций.
Планомерность - это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на поддержание определенных пропорций в общественном производстве.
В основе планомерного регулирования лежит процесс обобществления производства. (Концентрация производства, укрепление целостности национального хозяйства).
В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, контроль над монополиями.
В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (Фр., Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений. (2 мировая война, социалистическая революция и возникновение лагеря социализма, а затем его распад) и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Но и в этих странах ГРЭ играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.
Необходимость государственного регулирования не отрицает сегодня никто, ни предприниматели, ни экономисты. Если в прошлом веке государству отводилась роль " ночного сторожа ", то сегодня в любой экономической системе государство выступает как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства.
Самой сложной проблемой является определение пропорций, в которых должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, а также установление границ и основных направлений государственного вмешательства.
Есть такие ситуации, в которых рынок не может обеспечить эффективное распределение ресурсов. В современной экономической литературе выделяют четыре случая такой ситуации;
Удовлетворение потребности в общественных благах.
Общественные блага - это такие товары и услуги, которые могут потребляться одновременно многими людьми без ущерба друг другу, (национальная оборона, обеспечение общественного порядка, образование, радиопередачи).
Поскольку потребители могут беспрепятственно пользоваться общественным благом, у них нет стимула покупать и оплачивать его производство. Следовательно общественные блага могут недопроизводиться или совсем отсутствовать в рыночной экономике.
Проблема общественных благ получила в экономической литературе название "проблемы безбилетников". Безбилетники - люди, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод.
В этой ситуации должно вмешаться государство. Оно может сосредоточить производство общественных благ на государственных предприятиях. Может взимать налог с потребителей и полученные средства направлять на финансирование производства данных благ.
2. Устранение побочных эффектов экономической деятельности. Человек может испытывать на себе воздействие ряда факторов, не закрепленные экономическими отношениями и являющиеся побочными эффектами чьей-то деятельности, не отраженными в рыночных ценах. Государство может исправить эту рыночную несостоятельность, установив дополнительные налоги или субсидируя деятельность отдельных экономических агентов. При этом используются как экономические, так и административные методы воздействия.