Казахское ханство во втоой половине XI в
Во 2-й трети XVI в. хан Хакк-Назар (1538-80) возглавил борьбу (в союзе с киргизами) с могулами и ойратами, а также вступил в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами и татарами. Пытался восстановить ханство после Касыма. Для противостояния сибирскому хану Кучуму, он вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом. Один из 1-х послов России в Казахстане - Третьяк Чебуков (1573 г).
Таукелъ-хан (с араб, языка «упование») называл себя ханом казахов и калмыков. В 1594 г. отправляет в Москву посольство Кул-Мухаммеда с целью заключения дружественного соглашения с Русским правительством и освобождения племянника Ураз-Мухаммеда (бывшего здесь «аманатом», т.е. заложником)
В 1595 г. с Таукелем вел переговоры русс, посол Степанов. В 1598 г. он умирает от тяжелого ранения, полученного при осаде Бухары.
Хак-Назар хан (1538-1580) – сын Касым хана, внук Жанибек хана. Придя к власти, Хак-Назар начал активную деятельность по объединению казахских народов. Значительно усилившись, Хак-Назар в 1568 году совершил поход против Мангытского Юрта и закрепил за собой земли Северного Приаралья. В период 1555-1558 годы войска Хак – Назара держали в постоянном напряжение правителя Ташкента, Наурыз-Ахмета. В этот же период разворачивается борьба с Сибирским ханом шайбанидов Кучумом. После ряда походов Хак-Назару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Несмотря на вспыхивающие постоянно войны Хак-Назару удалось объединить распавшееся после смерти Касым хана Казахское ханство. К концу его правления границы ханства на западе проходили по Уралу (Жаику), на севере – Есилю и Нуре, на востоке – Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения в плотную подходили к Ташкенту. Кроме казахов ему подчинялась часть башкиров и кыргызов. При нем развивались торговые и культурные связи между близкими в этническом отношении кочевым и оседлым населением Центральной Азии. Тауекель-хан. Поиски путей сближения с Россией.
После смерти Хакк-Назара ханом казахов стал Шигай (1580-1582), потомок хана Джанибека. Он со свои ми сыновьями также оказал поддержку узбекскому чану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Таваккулом (Теуекелем), сыном Шигая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Казахским же правителям в награду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиления ханства.
В 1586 г. Теуекель захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Теуекель-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Среднюю Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицу Шайбанидов в Средней Азии, замену этой династии новой династией Аштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города. Предприняв новый поход в Среднюю Азию, Теуекель-хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте.
По договору нового казахского хана Есима (1598-1628), сына Шигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Казахского ханства вошли Туркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Казахские правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами.
Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахского государства окончательно вошел этот регион и на двести лет Ташкент.
Культура. Жеты каракшы - звезда, служившая казахам ночью. С появлением Сириуса нельзя было купаться (вода холодная). Есепчи занимались метеорологией и счетом времени. Шубат - целебный напиток из верблюжего молока. Зенги-баба - дух-хранитель коровы у кочевников. Тандыр - тип очага ХГП-ХУШ вв.
Состязание кокпар - скачки с тушей козла. Жамбы ату — спортивная игра, где стрелой из лука надо было сбить слитки из серебра. Саят - охота с ловчими птицами. Свирель - музыкальный инструмент сделанный из камыша и дерева. Шекпен - мужской плащ из шерсти верблюда.
Кадыргали Жалаири автор книги "Жамигат таурих" (наиболее важное истор.произведение XVII в). Его историческое произведение "Жылнамалар жиниги" посвящено русскому царю Борису Годунову. «Тарих Абулхаир-хани» - произведение Усмана Кухистани. Дастан «Ер-Косай» относится к героическому эпосу. «Кобланды батыр» -эпос кьшчаков ХШ-ХГУ вв. о войне с ханом Ирана. Устное народное творчество - зеркало всех сторон жизни казахов. Персонажи Аяз би и Жиренше встречаются в сказках. Доспамбет - знаменитый жырау XVI в. Арабской графикой казахи пользовались в XV-XVII вв. В XVI-XVIII вв. в степи усилено распространяется ислам.
От-ана (Огонь) - покровитель домашнего очага. Отпен аластау -обычай изгнания злого духа огнем. Саукеле - свадебный головной убор девушки. Сут акы - подарок жениха матери невесты. Через год замужества женщина одевала головной убор желек, а после рождения детей - кимешек. Шашбау - металлическое украшение для волос.
Вопрос №25
Формирование казахской народности относится ко II – I тыс. до н.э.
Основное содержание этнической истории Казахстана того времени заключается в завершении формирования народности, вычле нении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированные источниками XVII—ХIХ вв. Можно сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но их формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным про цессом сложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся тюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической консолидации казахской народности замедлялось разобщенностью от дельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию. При Абулхайр-хане откочевали к нему из Могули-стана племена калучи и булгачи, на каком-то этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положение и затрудняло этническую консолидацию населения обширной территории Казахстана.
Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народности. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Семиречья.
Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения юга Казахстана и остальной территории расселения казах ского этноса. Письменные и археологические материалы подтверждают связь населения этого района с обитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициями хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим родством, общими этнополитическими судьбами. На территории Южного Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов формирования казахской народности, двух крупных этнополитичсских общностей древнего Казахстана — Кипчакского союза племен в Центральном, Северном и Южном Казахстане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского Младшего жуза. Фактически все три жуза выходили на территорию средневекового Туркестана, т. е. на значительную часть современной Шымкентской области. В Туркестане (области присырдарьинских городов и ареала Каратау) в XIV—XV вв. жили кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры, представители других казахских и узбекских родов и племен. Одни из них (кыпчаки, канглы) жили на этой территории с древних времен; другие (конграты, джалаиры) пересе лились при монгольском завоевании, хотя и включили в себя массу местных родов и осколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты, аргыны, мангыты и др.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и Бараке, Абулхайрс и Джаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани. Источники фиксируют и совместное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на территории Туркестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе жителей Сыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки древних завоевателей), каракалпаки. Длительное пребывание на территории Туркестана различных родов и племен, входивших в состав казахов и узбеков, мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного населения, появлению особого этни ческого компонента в составе казахской народности, характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении правителей Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды, территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылками присоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза. Самоназвание «қазақ». Этноним «казах» закрепился в отношении этого народа в XV веке. Часть племён входивших в Узбекское ханство, под предводительством султанов Жанибека и Керея в конце 50-х годов XV века восстав против гнета хана Абулхайра, перекочевали в западное Семиречье (Жетысу), в бассейн реки Чу. Эти племена называли «узбек-казак», то есть «узбеки-повстанцы», со временем осталась форма «казак». Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях. Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»
1. В переводе с древнетюркского слово «казах» переводится как «свободные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины».
2. Название «казах» произошло от названии племен, населявших территорию нынешнего Казахстана. Название племен как саки, каспи, хазары, азы видоизменившись со временем превратилось в слово «казах».
3. У соседних народов распространен миф о том, слово «казах» произошло от слова гуси-лебеди (на тюркских языках қаз — «гусь», «лебедь» ақ — «белый», то есть казах — белый лебедь).
4. Конечный этап формирования казахской народности характеризуется образованием Казахского ханства. Многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории завершился в 15-16 века.
5. Территория Казахского ханства была поделена на историко-хозяйственные регионы – жузы. Если сравнить понятие «жуз» и «народность», то отличительным признаком для жуза является – своя территория, обычаи, начало государственности.
Жузы | Племена | Территории |
Старший жуз | дулат, албан, жалаир | Юг и Юго-Восток |
Средний жуз | найман, кыпчак, аргын | Центральный Казахстан |
Младший жуз | каракесек, адай, джагалбайлы | Запад и Юго-запад |
Казахский язык из кыпчакской (кыпчакско-ногайской) группы тюркских языков выделился в XIV – XV вв.
Вопрос №26
О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.
Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предпологает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.
Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским слвом «джуз» — «основная часть чего-то, отвлетление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом.