Метод парных сравнений

Согласно данному методу, эксперту предлагается сравнить параметры (объекты) попарно, используя шкалу отношений. Эксперт не дает количественных оценок преимуществ одного параметра перед другим или степени значимости параметров, а использует понятия больше, меньше, равно (лучше, хуже, неразличимо). Степень предпочтения параметров заранее считается неизвестной, она определяется в результате обработки полученных оценок. Результаты оценивания фиксируются в виде квадратной матрицы смежности парных сравнений в виде знаков:

>, если Метод парных сравнений - student2.ru > Метод парных сравнений - student2.ru ;

<, если Метод парных сравнений - student2.ru < Метод парных сравнений - student2.ru :

=, если Метод парных сравнений - student2.ru = Метод парных сравнений - student2.ru .

Обозначения: Метод парных сравнений - student2.ru - номер строки, Метод парных сравнений - student2.ru - номер столбца.

Далее строится квадратная матрица (формула 6.26):

Метод парных сравнений - student2.ru (ф. 6.26)

Здесь Метод парных сравнений - student2.ru если Метод парных сравнений - student2.ru ;

Метод парных сравнений - student2.ru если Метод парных сравнений - student2.ru ;

Метод парных сравнений - student2.ru если Метод парных сравнений - student2.ru , где Метод парных сравнений - student2.ru - любое рациональное число в заданном интервале.

Метод парных сравнений - student2.ru

Далее в расчет вводится понятие «итерированная сила» порядка Метод парных сравнений - student2.ru параметров в виде матрицы-столбца Метод парных сравнений - student2.ru , которая определяется (формула 6.27):

Метод парных сравнений - student2.ru , где Метод парных сравнений - student2.ru . (ф. 6.27)

Итерированная сила объекта Метод парных сравнений - student2.ru определяется как произведение строки матрицы Метод парных сравнений - student2.ru на столбец матрицы Метод парных сравнений - student2.ru (формула 6.28):

Метод парных сравнений - student2.ru . (ф. 6.28)

В начале расчета принимается итерированная сила Метод парных сравнений - student2.ru , то есть для определения Метод парных сравнений - student2.ru берется Метод парных сравнений - student2.ru :

Исходную матрицу Метод парных сравнений - student2.ru умножаем на Метод парных сравнений - student2.ru .

Далее этот процесс продолжается с учетом полученной итерированной силы предыдущей итерации.

Практическую ценность в данном методе представляет так называемая нормированная итерационная сила Метод парных сравнений - student2.ru - го порядка Метод парных сравнений - student2.ru - го параметра Метод парных сравнений - student2.ru , именно она трактуется как значение коэффициента весомости Метод парных сравнений - student2.ru - го параметра (формулы 6.29 - 6.30):

Метод парных сравнений - student2.ru ; (ф. 6.29)

Метод парных сравнений - student2.ru . (ф. 6.30)

Примеры использования параметрических методов

Задание 1.Производителя интересует, насколько важным считает покупатель изменение основных параметров стиральной машины и какой может быть цена новой машины, если цена ближайшего аналога составляет 17 000 руб. Характеристики новой и базовой моделей приведены в таблице 6.10.

Таблица 6.10

Характеристики ново и базовой моделей.

Параметр Базовая модель Новая модель Индекс изменения значения параметра Коэффициент весомости
Максимальная загрузка, кг 1,40 0,4
Объем барабана, л 1,19 0,3
Скорость отжима, об/мин. 1 150 1 000 0,87 0,2
Срок годности 1,0 0,1

Решение.

Метод парных сравнений - student2.ru (руб.)

Задание 2.Производителя интересует, насколько важным считает покупатель не только технические параметры стиральной машины, но и страна производитель и дизайн. Используя данные, приведенные в таблице 6.11, определите цену новой стиральной машины, если цена аналога составляла 17 000 руб.

Таблица 6.11

Параметры Оценка в баллах Коэффициент весомости
Базовое изделие Новое изделие
Максимальная загрузка 0,3
Объем барабана 0,2
Скорость отжима 0,15
Срок годности 0,05
Страна изготовитель 0,2
Дизайн 0,1

Решение.

Взвешенная оценка конкурентоспособности базового изделия (изделия-аналога) составляет Метод парных сравнений - student2.ru (балла), а нового изделия - Метод парных сравнений - student2.ru (баллов). Цена одного балла составляет Метод парных сравнений - student2.ru (руб.). Цена новой модели стиральной машины составит Метод парных сравнений - student2.ru (руб.)

Задание 3.Сделайте расчет цен двух товаров – старого (СТ) и нового (НТ) – с использованием метода балльных оценок, используя информацию таблиц 6.12 и 6.13.

Таблица 6.12

Наши рекомендации