Как важнейшая составляющая общественной безопасности страны
Практика реализации Директивы № 1 показала, что без активного и осознанного участия каждого гражданина в этом процессе решить общегосударственную задачу укрепления здоровья и улучшения качества жизни невозможно. Поэтому на первый план выходит формирование у населения потребности в здоровом образе жизни – приоритет государственной социальной политики. Для претворения этого положения в жизнь создаются соответствующие материально-технические условия, правовые, социальные и экономические предпосылки, определяющие заинтересованное отношение человека к качеству своей жизни. Формируется система оптимальной организации досуга и занятости детей и молодежи.
В республике реализуются Государственные программы по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002–2006 гг., «Здоровье народа», «Дети Беларуси», Государственная программа национальных действий по предупреждению пьянства и алкоголизма.
Здоровый образ жизни предполагает высокий уровень физической и спортивной культуры человека. Приобщение людей к занятиям физической культурой и спортом является едва ли не важнейшим фактором оздоровления нации. Особое внимание в этом направлении уделяется молодому поколению граждан Беларуси. Известно, что там, где уделяется внимание организации досуга подростков (будь то спорт, искусство или творчество), общество и физически, и морально здоровее.
В системе образования создана целая система формирования навыков здорового образа жизни. Она включает в себя:
· учебные программы по здоровому образу жизни, пособия и научно-популярные библиотечки для школьников;
· методические материалы для учителей по вопросам здорового образа жизни;
· активные методы обучения школьников здоровому образу жизни;
· распространение передового педагогического опыта в области формирования у учащихся навыков здорового образа жизни;
· создание сети опорных «школ здоровья» на базе учреждений образования.
В 1996 году только одна школа в стране осуществляла обучение учителей, детей и родителей активным формам работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. В текущем учебном году сеть таких школ объединила более 1000 учреждений образования.
Одним из основных условий приобщения граждан к здоровому образу жизни является развитие материально-технической базы – спортивных объектов и сооружений. В стране последовательно осуществляется работа по приведению их в соответствие с современными требованиями комфорта и безопасности. Сегодня к услугам жителей Беларуси – 228 стадионов, 31 спортивный манеж, 238 плавательных бассейнов, 4825 спортивных залов, 730 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждениях, дворцы спорта многофункционального назначения, базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка» и почти 10 тыс. открытых спортивных площадок. Благодаря открытию новых возможностей число занимающихся различными формами физической культуры выросло в прошлом году почти на 30 тыс. человек.
Основная задача в сфере дальнейшего развития физической культуры населения страны состоит в том, чтобы обеспечить доступность спортивных занятий для жителей регионов республики не только в областных центрах, но и в малых городах, сельской местности. Оздоровление населения должно стать заботой местных органов власти. И такая работа уже ведется. В 2003 году расходы местных бюджетов на физическую культуру и спорт выросли на 71% по сравнению с предыдущим годом. Планируется дальнейшее увеличение данной статьи расходов. Во всех регионах осуществляется комплекс мер, направленных на внедрение государственных социальных стандартов в сфере физической культуры и спорта, призванных повысить качество предоставляемых населению физкультурно-оздоровительных услуг.
Значимость проблемы здорового образа жизни, являющегося не только медицинской, но и социально-экономической категорией, заставляет консолидироваться все государственные и общественные структуры. Это необходимо для создания в обществе умонастроений, направленных на охрану здоровья, когда каждый гражданин возьмет на себя ответственность за собственное благополучие, начнет рассматривать здоровье как высшую ценность, а государство поможет ему реализовать свое стремление к здоровой жизни.
Порядок на белорусской земле и безопасность для каждого жителя республики – таковы основные требования принятой Президентом Директивы. В соответствии с требованиями Директивы разработаны областные программы действий по ее реализации, изыскиваются дополнительные источники финансирования на проведение соответствующих мероприятий.
Необходимо помнить, что Директива – документ не временного действия, она рассчитана на долгосрочное соблюдение норм и правил повседневной жизни. Для того чтобы эффективное исполнение Директивы стало возможным, следует объединить усилия органов государственного управления, Советов депутатов всех уровней и таких мощных общественных объединений, как Федерация профсоюзов Беларуси и БРСМ.
Приложение 7
ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА
В АГИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ*
Термин «контрпропаганда» берет свои первоначальные истоки из практики военной пропаганды. Если войсковая стратегия рассматривает оборону как временную меру по сдерживанию наступающего противника, имея в виду последующий переход в контрнаступление и его развитие в полную победу, то и сопутствующие политико-пропагандистские мероприятия, соответственно, обеспечивают либо наступательные операции данной стороны, либо цели нейтрализации и полной ликвидации последствий психологических операций противника. Таким образом, в данном контексте соотношение между пропагандой и контрпропагандой складывается как бы по формуле «действие-противодействие».
Пропаганда как форма (инструмент) распространения идеологии подразумевает одновременное разрушение идейных устоев стороны, стоящей на иных идейных позициях. По своей природе пропаганда носит наступательный характер и выполняет две функции.
Первая из них – позитивная функция – заключается в распространении своей идеологии, вторая – критическая функция –обращена своим острием против несостоятельных и отживших идей, а равно и против выпадов и атак противника. Из этого вытекает генезисконтрпропаганды как одной из форм реализации критической функции пропаганды. Непримиримое отношение к чужой идеологии, критика в ее адрес, борьба против всех видов ее влияния на сознание людей, а равно разоблачение всякого рода идеологических и психологических приемов и выпадов – это неотъемлемая часть всего комплекса идейно-воспитательной работы представителей вертикали и общественных организаций по формированию мировоззрения и высоких нравственных качеств у белорусских граждан. При решении этой задачи нельзя упускать из виду, что ослабление внимания к освещению актуальных проблем, недостаточная оперативность, вопросы, оставляемые без ответа, выгодны лишь противнику.
Следует отметить, что неправомерно видеть лишь какое-то чисто «оборонительное» предназначение контрпропаганды. Критика – это наступательная функция. Лучшая контрпропаганда – этонаступательная пропаганда. Иными словами, сила контрпропаганды – в изобличении неправоты противника. Разумеется, изобличение неправоты не сводится лишь к реагированию на его выпады. Самая эффективная контрпропаганда – упредительная, наступательная пропаганда, предугадывающая направления выпадов противника.
Из сказанного вытекает, что в контрпропаганде есть свои стратегия и тактика, что они могут бытьпревентивными (упреждающими) ипрямыми (полемическими), и что, наконец, успех всех видов контрпропаганды определяется не в последнюю очередь знанием идеологического противника, его намерений и методов, то есть постоянным анализом деятельности его идеологических учреждений.
Таким образом, наиболее эффективная контрпропаганда – это показ несостоятельности принципиальных и фактологических позиций идейного противника, всей системы его лжедоводов. Это разоблачение природы самой политики, которая дает «социальный заказ» на ложно ориентированные стереотипы, образы, мифы, домыслы.
Основной задачей информационно-пропагандистского процесса является донесение идей и социально-культурных ценностей человека или группы единомышленников, производящих эти идеи, той аудитории граждан, которой они предназначены.
Основными элементами этого процесса выступают:
во-первых, кто сообщает: коммуникатор, адресант, источник вместе с соответствующими каналами и средствами передачи сообщения;
во-вторых, что сообщается: содержание, сообщения, текст;
в-третьих, тот илите, кому оно предназначено: реципиент, адресат, аудитория.
Юридическая идентификация источника позволяет выделить следующие типы пропаганды:
а) «белая» – ведется от имени официального источника;
б) «серая» – не указывается определенный источник;
в) «черная» – скрывается подлинный источник.
Под «белой» пропагандой подразумевается не только то, что исходит от официальных властей, но и то, что исходит из любого источника в данной системе средств пропаганды, но не скрывает своей принадлежности и ясно обозначает ее. Сюда относятся и публикации в органах, не являющихся правительственными, но ясно обозначающих свою принадлежность (включая массовую прессу, в т.ч. радио, телевидение, агентства печати и информации). Открытая («белая») пропаганда – это такая пропаганда, при которой источник ясно упоминается.
Под «черной» пропагандой подразумевается, прежде всего, пропаганда, завуалированная таким образом, чтобы обеспечить сокрытие, маскировку подлинных источников и целей пропаганды, предназначенной для широкой аудитории, а также в использовании средств главным образом деморализующего, подрывного характера. Операции «черной» пропаганды подразумевают использование источников, которые тем или иным способом замаскированы или приписываются кому угодно, но только не людям, в действительности ими распоряжающимся.
Организаторы «черной» пропаганды считают свою цель полностью достигнутой тогда, когда их пропагандистская подделка воспринимается как дело рук противника (против которого замышлялась операция) или же групп (в том числе оппозиционных) в собственных рядах противника. Отдельные оттенки «черной» пропаганды, включая «серую», при которой источник информации однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприятия, отражают лишь степень маскировки источника. Поскольку конечный продукт «черной» пропаганды – подделка, фальсификация, ее организаторы вынуждены тщательно засекречивать свою деятельность.
Взаимосвязь между источником и каналом может бытьпрямой илиопосредованной. Опосредованная связь – это редакционные статьи, материалы без подписи или за подписью, например, «обозреватель», чье авторство нередко принадлежит инстанции, принимающей политическое решение или проводящей политику в жизнь.
В практике зарубежной пропаганды опосредованная связь осуществляется, как правило,методом инспирирования. Политическая инстанция вкладывает в уста журналистов оценки, мнения или прямые установки относительно желательного образа действий. По своей форме инспирации могут бытьзакрытыми, доверительными либо имеющими болееоткрытый характер («брифинги», пресс-конференции, интервью и т.д.).
Наконец, связь между источником и каналом может бытьзамаскированной, о чем наглядно свидетельствует уже упоминавшаяся деятельность «серых» и «черных» каналов пропаганды. По этим же каналам осуществляется дезинформация, т.е. передача сообщений фальсифицированных, призванных либо дезориентировать политического противника, либо дискредитировать его в глазах общественности.
Большое значение для деятельности коммуникатора имеетрепутация его канала. Она тесно связана с проблемой привлечения внимания аудитории. Для того чтобы добиться постоянства аудитории, используют различныеметоды.
Один изглавных методов состоит в том, чтобы утвердить в глазах аудитории своюполезностьс тем, чтобы удовлетворять какие-то определенные потребности аудитории. Основной используемый здесь способ – демонстрация оперативности в информировании аудитории. Необходимо стремиться быть первым в подаче и интерпретации события.
Другой метод – создание«эффекта аутентичности», т.е. максимальное приближение аудитории к тем институтам, которые формулируют политику, принимают решения, претворяют их в жизнь. Оптимальное сочетание эффектов «полезности» (информационная нагрузка) и «аутентичности» (первоисточники политики правящих кругов и точки зрения общественности) не всегда обеспечивается специальными органами пропаганды. Необходимо использовать и официальную прессу.
Наибольшая степень аутентичности достигается при совмещении коммуникатора и канала, т.е. владельца информации со средствами ее передачи. Пример – ТАСС СССР. В этом случае аудитория всегда воспринимала передаваемую информацию как официальную точку зрения КПСС, правительства СССР.
Следующий этап системы анализа процессапропаганды связан с выявлением взаимосвязи междусодержанием и социальным заказом. Речь идет о критериях, которые применимы к анализу содержания сообщения или целого ряда сообщений (информационных программ), а равно тактики и стратегии пропагандистских кампаний. Синтез всех необходимых элементов этого анализа дает возможность пропагандисту определить оптимальный (с т.ч. поставленной задачи) вариант содержания отдельного сообщения или целой информационной программы.
Социальный заказ, т.е. стратегическая установка источника, определяется идеологической ориентацией пропагандиста (владельца канала информации). Пропагандист должен стремиться найти оптимальный вариант совмещения своего социального заказа с интересами и потребностями аудитории. Следовательно, он не может игнорировать ожидаемое аудиторией удовлетворение от его сообщения или информационной программы. Степень этого удовлетворения зависит от двух видов нагрузки на сообщение или программу: информационнойи ценностной.
Если перваяслужит нуждам ориентации человека в конкретной обстановке (события, факты), то во второйон ищет удовлетворения своих идейных, политических, образовательных, художественно-эстетических (культурных), семейно-бытовых потребностей, включая развлечения и различные виды любимых занятий («хобби»).
Все это говорит о комплексном процессе политической пропаганды. Каждый из упомянутых компонентов – информационный, идеологический, познавательный, эстетический, гедонистический (приносящий удовлетворение, эмоциональную разрядку) – играет важную роль при подготовке сообщения или информационной программы.
Первое место занимаетинформационный ряд, главное требование к которому – оперативность. Коммуникатор, который первый передал сообщения, становится и первым его толкователем, а, следовательно, захватывает пропагандистскую инициативу в свои руки. Информационный ряд, как правило, включает 2жанра: событийную информацию и комментарий. Последний подразумевает объяснение фактов с позиций коммуникатора. Факт должен заявлять о себе, прежде всего, ответами на вопросы: кто, что, где, когда, для чего, почему?
Основными требованиями ккомментарию являются: лаконичность и точность оценки с использованием умеренной дозы сравнительных и метафорических приемов. В центре комментария – факт или ряд фактов. Западная школа журналистики приучила аудиторию к тому, что в первый абзац комментария в порядке «предвкушения» вкрапливается и главное заключение по факту. Считается, что комментарий более убедителен и доходчив, если он «персонифицирован», т. е. автор вносит свое личное мнение в оценку событий.
Комментарий представляет собой как бы незаметный переход от информационного ряда кидеологическому, который составляет ядро ценностной нагрузки на сообщение. Поэтому одна из главных задач коммуникатора состоит в том, чтобы определить центральное место для этого ряда и в то же время максимально разнообразить его форму. Искусство коммуникатора состоит в том, чтобы привнести свое мировоззрение в жанры, способные раскрыть различные граниобраза жизни слушателя.
Эстетический и гедонистический ряды удовлетворяют культурные и эмоциональные потребности человека.
Наибольшую эффективность имеют публикации и выступления по радио и ТВ, воздействующие на чувства, эмоции и подсознание человека. Агитация, рассчитанная только на знания, малоэффективна. Судить о результатах агитации нужно по тому, какая информация и на какое время осталась в памяти человека. Эффективность агитационного материала не всегда совпадает с проявленным к нему интересом. Статья или выступление может понравиться, но в памяти от нее ничего не сохранится. Публикация может не понравиться или вызвать неприятие, а заложенная в ней информация надолго останется в памяти.
Основной принцип пропаганды – закрепление в общественном сознании идеологических установок (клише), определенных «штампов», аксиом, являющихся базовой основой идеологии и идей вашей политической организации. Технологии пропаганды часто входят в противоречие с методами и приемами журналистики. Это касается и заголовков публикаций, и использования ключевых слов, и форм подачи информации, а самое главное – стиля публикуемых материалов.
Наибольшей эффективностью обладают несколько небольших публикаций или информационных сообщений с четкой одной или двумя идеями, чем одна большая статья, написанная псевдонаучным языком с общими рассуждениями.Необходимо множество раз в разных вариантах (жанрах) показывать одну и ту же идею.Как показывает опыт, большие статьи читает ограниченное число людей. Поэтому для пропаганды среди населения наиболее эффективными будут небольшие публикации и информационные сообщения.
Большие по объему публикации читают в основном политизированные читатели, но в них не должно быть «воды». Наиболее важные и интересные места должны быть выделены. Психология человека такова, что он, прежде всего, обращает внимание на подчеркнутые или выделенные места, а, заинтересовавшись, может прочитать всю статью.
Особое место занимаютназвание статьи,начало и окончание. Заголовок агитационного материала должен привлекать читателя и, по возможности, нести смысловую нагрузку, то же самое можно сказать и о первых строчках статьи. Они должны быть не просто интересными, но интригующими. Вступление должно воздействовать на чувства и эмоции, быть немного сенсационно-скандальным. Например: «В Англии паника...», «В Германии политический скандал...» и т.п. Заканчиваться агитационная статья должна или выводами и идеями в краткой форме, или недосказанностью, чтобы читатель мог сделать вывод caм.
Приложение 8
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ – ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Республика Беларусь – суверенное государство, гарантирующее устойчивое и стабильное развитие общества, эффективное функционирование всех ветвей государственной власти.
Конституция Республики Беларусь определяет, что наивысшей ценностью страны является человек. Создание в Беларуси стройной системы защиты социальных интересов каждого человека и ее последовательная реализация – самая главная задача, которая стоит перед государственной властью.
Основополагающее значение в социальной политике государства отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию здорового образа жизни. Система здравоохранения республики обеспечивает лучшие среди стран СНГ показатели состояния здоровья людей. Согласно данным ВОЗ, по общим достижениям системы здравоохранения Республика Беларусь занимает 53-е место среди 191 страны мира.
В жизни государства и общества велико значение системы образования. Ее цель – формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности. Доступность и высокое качество образования для всех слоев населения – один из приоритетов внутренней государственной политики Республики Беларусь.
Социальная защита населения, здравоохранение и образование – важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах. Другие направления социальной политики – жилищная сфера, транспортное, коммунальное и бытовое обслуживание, услуги связи, физическая культура и спорт – также динамично развиваются в соответствии с принципами социальной справедливости и интересами простого человека.
Главной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения.В республикеразработана четкая система стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.
Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению.
Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач:
· удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;
· нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;
· обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;
· оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.
Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности.
Глава государства поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Стандарты должны выполняться неукоснительно и беспрекословно.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СФЕРАХ*
В области жилищно-коммунального хозяйствапредусмотрено13государственных социальных стандартов:
· доля собственных расходов граждан на оплату затрат, связанных с жилищно-коммунальными услугами (25% совокупного дохода семьи);
· норма обеспечения водой для граждан, проживающих в домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией (не менее 180 л/сутки на 1 человека, в том числе не менее 90 л/сутки на горячее водоснабжение);
· норма обеспечения водой для граждан, пользующихся водой из водоразборных колонок (35 л/сутки на 1 человека);
· норматив отопления жилых помещений (не менее 18о С);
· норматив температуры горячей воды (не менее 50о С);
· наличие помывочных мест в банях для городов и городских поселков (в благоустроенном секторе – 3 места на 1000 чел., в неблагоустроенном – 5 мест на 1000 чел.);
· наличие общественных уборных в городах и городских поселках (не менее 1 на 1000 чел.);
· площадь полигонов и мини-полигонов для захоронения коммунальных отходов (не менее 0,02 га на 1000 чел.);
· норматив потребления электроэнергии (в домах с газовыми плитами – 60 кВт·ч в месяц на 1 чел., с электроплитами – 90 кВт·ч в месяц на 1 чел.);
· норма расхода газа с целью приготовления пищи (природный газ – 8 куб. м на 1 чел., сжиженный емкостный газ – куб. м на 1 чел., сжиженный газ баллонный – 10 баллонов в год на семью);
· удельный вес освещенных улиц (не менее 80%);
· удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием (не менее 60%);
· подача горячей воды – ежедневно (в исключительных случаях – не менее 2 дней в неделю по утверждаемым местными исполнительными и распорядительными органами графикам).
В области образования утверждено10 социальных стандартов. В их числе:
· обеспеченность детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования (85%);
· охват детей дошкольного возраста подготовкой к школе (100%);
· норматив денежных средств на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении, включая расходы на питание (1 300 тыс. руб. на одного ребенка в год);
· норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося в учреждениях общего среднего образования всех типов (850 тыс. руб. на одного учащегося в год);
· норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося с особенностями психофизического развития и лиц, находящихся в экстремальной ситуации (4 200 тыс. руб. на одного учащегося в год);
· норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося в профессионально-технических учебных заведениях (1 400 тыс. руб. на одного учащегося в год);
· норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося в учреждениях внешкольного обучения и воспитания (130 тыс. руб. на одного ребенка в год);
· обеспеченность общей площадью общеобразовательных учебных заведений (8 кв. м на 1 учащегося);
· обеспеченность учащихся школ спортивными плоскостными сооружениями (1,62 кв. м на 1 учащегося), зданиями спортивного назначения (0,5 кв. м на 1 учащегося);
· норматив обеспечения учащихся персональными компьютерами (1–2 компьютерных класса на школу или же 1 компьютер на 30 учащихся).
В области культуры установлен один стандарт – бюджетная обеспеченность расходов в расчете на одного человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 – за счет бюджетного финансирования и 0,2 – за счет оказания населению платных услуг. Это позволяет обеспечить минимальный перечень услуг в области культуры, а также сохранить сеть библиотек, клубов и домов культуры, домов ремесел и фольклора, музеев и киновидеопредприятий.
В 2005 году расходы на культуру в расчете на одного жителя в среднем по республике составят 1,6 базовой величины, в том числе за счет средств бюджета – 1,4 и платных услуг – 0,2 базовой величины.
В области связи определено 4 государственных социальных стандарта:
· плотность телефонных аппаратов (в районах – 27 на 100 жителей, в областных центрах – 31 на 100 человек);
· плотность таксофонов в районах (1 на 1000 чел.);
· норматив телефонизации фельдшерско-акушерских пунктов (100%);
· частота доставки почты (в районах – 1 раз в день, но не менее 5 дней в неделю, в областных центрах – 1–2 раза в день, 6 дней в неделю).
В области транспортного обслуживания действует 6 социальных стандартов:
· наличие автостанций/автокасс для обслуживания пассажиров автобусных маршрутов (1–2 автостанции/автокассы на 1 район);
· охват транспортным обслуживанием центральных усадеб сельских Советов, колхозов, совхозов (100% при обязательном выполнении 4 рейсов ежедневно);
· транспортное обслуживание для населенных пунктов с количеством дворов свыше 10 (100-процентный охват с обязательным выполнением рейсов не менее 2 дней в неделю);
· норматив зоны охвата автобусным сообщением до 3 км;
· норматив обслуживания населения по городским перевозкам;
· норматив обслуживания населения на внутриобластных (междугородных) маршрутах с учетом железнодорожного транспорта (ежедневно 2 рейса между районом и областным центром).
В области социального обслуживания населения определен один норматив: обеспеченность населения центрами социального обслуживания (норматив – 1 центр на административный район).
В системе здравоохранения установлено 5 социальных стандартов:
· размер средств, выделенных на бесплатную медицинскую помощь в расчете на одного жителя республики (среднереспубликанский и региональные) – 284,2 тыс. руб. (устанавливается ежегодно в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь»);
· обеспеченность врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами) – один врач на 1,3 тыс. жителей;
· обеспеченность больничными койками – 9 коек на тысячу жителей; обеспеченность аптеками – одна аптека на 8 тысяч жителей;
· обеспеченность бригадами скорой медицинской помощи – одна бригада на 12,5 тыс. жителей.
Социальный стандарт по физической культуре и спорту определяет размер бюджетных средств, выделенных на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя республики, и включает средства из государственного бюджета, затраченные на проведение областных, городских и районных спортивных мероприятий, а также на содержание всех типов специализированных учебно-спортивных учреждений (ДЮСШ, СДЮШОР и др.), центров физкультурно-оздоровительной работы, комбинатов и комплексов, спортивных сооружений, а также частичное финансирование клубов по различным видам спорта.
В сфере торговли и бытового обслуживания внедряется 4 вида социальных стандартов:
· норматив обеспеченности населения торговыми площадями (на 1 тыс. жителей – 260 кв. м, в г. Минске – 220 кв. м);
· норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания (в городах – 15 мест на 1 тыс. жителей, в сельской местности – 12 мест);
· норматив обеспеченности населения сетью комплексных приемных пунктов (КПП) по приему заказов на бытовые услуги (1 КПП на 1,8–2 тыс. населения. Выездное обслуживание на населенный пункт с численностью проживающих свыше 100 чел. – 1 раз в две недели; менее 100 чел. – по заявке в течение 2 недель);
· норматив производственных мощностей/рабочих мест (на 1 тыс. жителей по 11 видам бытовых услуг).
Приложение 9
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ