Контрреформация и Католическая Реформа

Понятие Контрреформации традиционно и издавна употребляемо. Оно обозначает борьбу католической церкви против Реформации и протестантизма. Понятие Католической Реформы, напротив, сравнительно ново, особенно для отечественной историографии. Под Католической Реформой понимаются преобразования внутри католической церкви, которые развертывались параллельно протестантской Реформации и в известном смысле были схожи с ней настолько, насколько способствовали, как и протестантизм, модернизации религиозной культуры.

Контрреформация развернулась в Польше с 1560-х гг., сразу вслед за завершением последней сессии Тридентского собора католической церкви (1545—1563). Нельзя сказать, что до этого католическая церковь не пыталась остановить наступление протестантизма, но только после Тридентского собора эти действия приобрели последовательный и программный характер и охватили всю Европу.

Польская Контрреформация ассоциируется с двумя именами — кардинала Станислава Гозия и иезуита Петра Скарги. Оба действовали в одном направлении, мобилизуя церковь и особенно монашество на борьбу с протестантизмом всеми доступными средствами. Какими именно?

Особенность Польши состояла в том, что здесь невозможно было полагаться на методы прямого насилия и принуждения, поскольку свобода вероисповедания гарантировалась шляхте Варшавской конфедерацией в 1573 г. Поэтому для того, чтобы вернуть в католическую церковь дворян и их подданных, нужно было опираться прежде всего на пропаганду, убеждение, полемику с протестантизмом. Главную роль в этой работе по «перевоспитанию» общества и отвращению его от протестантизма играли иезуиты. А одним из самых эффективных орудий их борьбы с протестантизмом оказались созданные иезуитским орденом школы — коллегии, в которых вводились новые принципы и программы обучения, впитавшие лучший опыт европейской педагогики того времени. Высокий уровень преподавания и бесплатное обучение привлекали в коллегии протестантов, многие из которых впоследствии обращались в католицизм.

Чрезвычайно разнообразными были используемые Контрреформацией методы пропаганды. Тут и издание многочисленных полемических произведений и агитационных брошюр, и организация диспутов, и создание религиозных братств, и проведение пышных праздничных процессий, и прямое массированное миссионерство, и насаждение культа католических святых, и использование театра и живописи для пропаганды программы Контрреформации.

Наряду с этими ненасильственными методами борьбы с Реформацией использовались и приемы прямого административного давления на протестантов^Сигизмунд III Ваза под влиянием иезуитов раздавал государственные должности и королевщины прежде всего католикам. Католики, заседавшие в судах, издавали решения, дискриминировавшие протестантов. В сейме католическая партия торпедировала всякую попытку придать Варшавской конфедерации силу незыблемого закона. Во многих городах протестантам был закрыт доступ в цехи и к должностям в городском самоуправлении. В деревне крестьян обязывали посещать церковь, принимать участие в процессиях, регулярно исповедоваться и причащаться. Не обошлось, разумеется, и без ряда погромов протестантских общин.

Результатом всех этих целенаправленных действий было формирование в Польше конфронтационной атмосферы и воспитание нового поколения шляхты, искренно религиозной и преданной католицизму.

Борьба с протестантизмом сопровождалась внутренними преобразованиями в католической церкви — Католической Реформой. Эти перемены коснулись всех уровней и структур церкви. В приходах священники стали регулярно читать проповеди, создавать религиозные братства, побуждать прихожан к частой исповеди и причащению, устраивать впечатляющие процессии, проводить систематическую катехизацию молодежи. В случае необходимости они обращались за помощью к землевладельцу и местной администрации.

Монашество, казалось бы, пришедшее в упадок в XVI в., стало не только возрождаться, но и приобретать новую силу. Стремительно росло число монастырей и монахов (в три раза с 1600 по 1700 г.!), расширяли деятельность старые и появлялись новые ордена. Монахи становились главными организаторами религиозной пропаганды, полемики и церковного книгоиздания. Из них же рекрутировались учителя в церковные школы.

Епископы начали совершать регулярные инспекционные поездки (визитации) по своим епархиям (они не должны были

отлучаться из них на долгий срок), создавались семинарии для подготовки низшего духовенства. Образовательный уровень духовенства повысился, дисциплина существенно улучшилась, моральный облик не вызывал стольких нареканий, как прежде.

Укрепились связи польской церкви, с Римом, папский нунций с 1556 г. постоянно находился в Польше, а епископы должны были регулярно отчитываться в Риме о своей деятельности. Церкви удалось установить теснейший союз с государством, который на протяжении XVII в. усиливался с каждым десятилетием.

Вместе с тем по мере того как ослабевало сопротивление протестантов и господство католицизма в Польше становилось все более бесспорным, польский католицизм терял свою энергию, наступательность и силу. В конце XVII— первой половине XVIIIв. в условиях монопольного владычества и внешнего триумфа в Польше католическая культура снова начинает клониться к упадку. Религиозная жизнь наполняется невежественными суевериями, интеллектуальная культура духовенства примитивизи-руется, церковь становится косной и малоподвижной, не способной ответить на новые культурные потребности общества.

Культура Барокко

Культурную эпоху, наступившую в Европе вслед за Ренессансом, называют эпохой Барокко. Само происхождение термина до сих пор неясно. Он был заимствован историками у искусствоведов, в чьих трудах этот неологизм обозначал художественный стиль, отмеченный вычурностью, дисгармоничностью, любовью к контрастам и гиперболам, и противопоставлялся эстетике Ренессанса. Когда-то в Барокко видели только деградацию возрожденческой культуры, время, не имевшее собственных отличительных характеристик, некий культурный провал между Ренессансом и Просвещением. Позднее Барокко стали рассматривать как оригинальную и имеющую огромное значение эпоху в истории европейской культуры.

Культура Барокко в Польше, как и в других странах, теснейшим образом связана с Контрреформацией и Католической Реформой. Однако было бы ошибкой приравнять ее к культуре католической церкви, а всю польскую культурную историю XVII— первой половины XVIIIв. рассматривать в связи с историей католицизма. Большой вклад в культуру Польши внес и протестантизм, а значительный сектор культуры вообще оставался вне существенных религиозных влияний.

Культура Барокко связана с определенным типом мироощущения, выразившимся и в литературе, и в искусстве, и в

общественной мысли. Оно было построено на контрастах. Жизнелюбие сочеталось в нем с повышенным вниманием к теме смерти, радостные мотивы — со скорбными, обостренная религиозность — с разнузданным гедонизмом, смирение — с гордыней, насилие и грубость — с любовью к утонченным формам, восхваление героизма — с проповедью квиетизма.

Наиболее полное выражение эти черты мировоззрения Барокко получили в польской литературе, представленной целым созвездием ярких имен. Среди писателей раннего Барокко наибольшую известность приобрел Николай Сеп-Шажинский, а в эпоху расцвета барочной литературы — католики Матвей Сар-бевский, Самуэль Твардовский, Веспасиан Коховский и Ян Мор-штын, ариане Вацлав Потоцкий и Збигнев Морштын. Это имена писателей и поэтов только «первого ряда». За ними стояли многие другие. Литературное творчество, составление дневников и воспоминаний, компиляция компендиумов семейных преданий, обращение друг к другу с длинными посланиями — все это стало широко распространенным явлением в шляхетской среде. Из дневников этого времени особо следует выделить записки Яна Хризостома Пасека, заурядного польского шляхтича XVII в., наделенного незаурядным литературным дарованием, который прекрасно выразил характерные черты шляхетского менталитета.

Наряду с литературой особое место в культуре польского общества заняло искусство. Главное заключалось в том, что переменилось само отношение к искусству. Не только король, но и магнаты, и зажиточные шляхтичи, и горожане стремились привлечь в свои дома художников, скульпторов, архитекторов, труд которых стал очень высоко цениться. Возросла роль искусства в каждодневной жизни. В магнатских резиденциях и при королевском дворе устраивались театральные представления и музыкальные концерты. Для больших религиозных праздников специально писались стихи, создавались музыкальные композиции, декорации и росписи. Свадьбы и похороны включали в качестве непременного компонента пышные процессии, орации и исполнение сложных театрализованных ритуалов.

Ученые занятия становятся профессией, и польская наука эпохи Барокко развивается в русле общеевропейских научных исканий. Она тяготеет к энциклопедизму. Примером ученого-эн-Циклопедиста этого времени был Шимон Старовольский. Но можно назвать и ученых, работавших в отдельных областях научного знания, — например Коханского в механике, Брожека в математике. Традиционно большое место занимала связанная с теологией философия. Расцвет переживала историография.

Hi

Продолжало возрастать значение образования и просвещения в обществе. Церковные школы существовали практически в каждом приходе, а в городах, монастырях, при епископских кафедрах открывались школы повышенного уровня и семинарии для подготовки духовенства. Особенно большое значение в системе образования, как уже говорилось выше, приобрели иезуитские коллегии. Наряду с ними существовали и протестантские школы аналогичного уровня. Краковский университет по-прежнему оставался главным центром высшего образования, хотя и стал очень консервативным и потерял былой авторитет. Рядом с ним возникли коллегии, а в Вильне, в Замостье, во Львове — сходные с университетами академии. Протестантским центром высшего образования, привлекавшим многих поляков, был Кенигсберг в Восточной Пруссии. Антитринитарии (Польские братья) создали свою академию в Ракове, которая приобрела славу «Сарматских Афин». Большое значение, как и прежде, имело продолжение образования за границей.

Разумеется, польская культура этого времени оставалась со-словно дифференцированной. Крестьянская жизнь текла в стороне от придворных празднеств в магнатских резиденциях. С другой стороны, философы-энциклопедисты были далеки от культуры «подлого сословия». Шляхта выработала свою особую субкультуру сарматизма. Кроме того, в течение XVII — первой половины XVIII в. польская культура не стояла на месте, а переживала периоды подъема и спада, не говоря уже о том, что Речь Посполи-тая включала представителей многих этносов и конфессий. Все это нужно иметь в виду, говоря о польской культуре эпохи Барокко в целом.

Культура Просвещения

На смену Барокко в истории польской культуры пришло Просвещение. Это была эпоха, выраставшая не столько на собственно польской почве, сколько привнесенная извне, поскольку во второй половине XVII— первой половине XVIIIв. в культурном развитии Польша существенно отстала от Запада.

Идеология и ценностные ориентиры Просвещения начинают проникать в Польшу при Августе III,но по-настоящему культура Просвещения укореняется здесь в годы правления Станислава Августа Понятовского. Новые веяния сталкиваются с традициями католического Барокко и сарматизма. Современники аллегорически говорили о конфликте «усов и парика». За сарматскими «усами» стояли старые добрые традиции, за «париком» — западные влияния, и прежде всего французские, породившие в

Польше своего рода галломанию, которой были недовольны ревнители старины.

Галломания выражалась в широком распространении французского языка, занимавшего место латинского; в переводе на польский французских книг; в волне французской моды; в частых путешествиях в Париж и переписке деятелей польской культуры с деятелями французского Просвещения, да и вообще в популярности всего французского. Конечно, это не значит, что менее интенсивными были связи Польши с Рерманией или Италией.

Под влиянием интенсивных связей с Западом в Польше стали распространяться идеи и настроения, характерные для культуры Просвещения. Вместе с тем деятели польского Просвещения старались синтезировать западную культуру с польскими национальными традициями. Характерен пример Яна Потоцкого, который был воспитан за границей, свободно говорил по-французски, но в 1780-е гг. демонстративно отказался от французского платья и стал носить польский шляхетский кунтуш. Новую идеологию и связанное с ней культурное движение называют «просвещенным сарматизмом». Как пишут польские историки, в споре «усов и парика» «польские идеологи выбирали не первое, и не второе, а голову».

Вместе с новой идеологией распространялись и новые вкусы, и новый уклад жизни. На место пышной величавости в обращении приходит элегантность и светский лоск, танцы и игра в карты заменяют обильные возлияния за долгими обедами и игру вкости, высоко стала цениться способность вести остроумный галантный разговор, отношение к религии приобретает все более критический и даже насмешливый характер, в моду входит вольтерьянство с его антиклерикализмом, чай, кофе и шоколад приходят на смену старым польским напиткам, адюльтер и едва ли не открытые внебрачные связи начинают восприниматься в высшем обществе как нормальное явление. Конечно, все эти перемены затронули лишь верхние слои общества, но именно они образовывали общий вектор культурной перестройки. Духовная же культура большинства населения, особенно крестьянства, еще долгое время оставалась во власти прежних традиций.

Наши рекомендации