ГЛАВА VII. Стратегические направления развития добровольчества в России – 2020
В 2011 году итогом VIII Общероссийской конференции по добровольчеству (Москва, 26–27 мая, 2011 года) стала разработка основных стратегических направлений развития добровольчества в России, реализация которых позволит последовательно до 2020 года осуществить переход от зафиксированного в России на протяжении последних 10 лет от 1–3% уровня общественного участия, через три года к 5–6 %, через 5-6 лет к 10%, и т. д., а в идеале к 30–40%, то есть до полного удовлетворения потребности общества, и создания полноценных условий участия населения в реализации общенациональных задач.
Решение данной масштабной задачи потребует разработки и реализации совокупности правовых, организационных, экономических мер и мероприятий, принятия соответствующих политических решений, предусматривающих реальную государственную поддержку и вложение в развитие инфраструктуры ресурсов и усилий всех заинтересованных организаций. Формируемый механизм системной поддержки и развития добровольчества, должен базироваться на международном и отечественном опыте, основных положениях Концепции содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, который может стать реальной платформой совместных действий субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций добровольческого сектора, иных заинтересованных органов и организаций. В этом случае, как и во многих экономических развитых странах, добровольчество в России будет служить эффективным инструментом государственной политики в сферах социальной, молодежной, образовательной, занятости, развития гражданского общества, создания условий реализации прав граждан на полноценное участие в жизни общества, социально-экономическом и демократическом развитии страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
К числу основных стратегических направлений поддержки и развития системной поддержки и развития добровольчества, отмечаемых в ходе ежегодных общероссийских конференций по добровольчеству, относятся следующие:
1. В целях дальнейшего совершенствования законодательства о добровольчестве необходимо:
- на основе анализа законодательства выявить проблемы, требующие устранения путем внесения изменений в действующее законодательство, а также осуществить разработку проекта специализированного федерального закона в области добровольчества, в котором, в том числе, предусмотреть:
- введение понятийного аппарата, законодательно закрепив основные понятия в сфере добровольческой деятельности («доброволец», «волонтер», «добровольчество», «волонтерство», устранив двойное толкование данных понятий, «добровольческая деятельность», «добровольческие услуги», «добровольческая организация», «добровольческий центр» и др.);
- законодательное закрепление статуса добровольца, учитывающего социальную (неэкономическую) природу добровольчества, отличающего добровольца от работника наемного труда, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- установление государственных гарантий защиты прав и интересов добровольцев в процессе их работы на добровольных началах, добровольческих организаций и организаций, поддерживающих добровольческую деятельность, в т.ч. установление объема и условий при которых осуществляется социальная защита и страхование добровольца;
- установление рамочных условий заключения соглашений между добровольцем и организацией, в которой он работает, об обязательствах сторон и их взаимной ответственности;
- установление системы поощрения за добровольческий труд, вклад добровольцев и добровольческих организаций в социальное и экономическое развитие страны, в развитие и поддержку добровольчества;
- законодательное закрепление условий и порядка получения молодыми добровольцами образовательных или иных поощрительных грантов, льгот на покрытие образовательных программ/обучения и др.; введение в систему образования форм совмещения добровольческой деятельности с образовательным процессом;
- правовые механизмы порядка оформления и выдачи виз для добровольцев, въезжающих в Российскую Федерацию из других стран, а также российских добровольцев, выезжающих за рубеж для выполнения добровольческой деятельности в других странах, в т.ч. в рамках международных обменных добровольческих программ.
2. Совершенствование и развитие инфраструктуры поддержки и развития добровольчества и общественно – государственного партнерства включает создание и деятельность сети региональных и муниципальных добровольческих центров, обеспечивающих ресурсную поддержку по всему комплексу услуг для эффективной организации добровольческой деятельности в различных организациях на городском, муниципальном и областном уровнях. Совершенствование механизмов общественно-государственного партнерства при решении социально значимых проблем и реализации социальной политики включает разработку документации, в т.ч. типовых положений о региональном добровольческом центре, о местных добровольческих центрах, молодежной добровольческой службе, о конкурсе «Доброволец года», пр.
3. Развитие молодежного добровольчества, молодежных добровольческих программ, программ семейного и корпоративного добровольчества.
Развитие системы стимулирования молодежного добровольчества как элемента молодежной политики и гражданского образования направлено на вовлечение молодежи/подростков в общественно полезную добровольческую деятельность, предусматривающую обеспечение мероприятий признания молодежи за добровольческий вклад в социальное и экономическое развитие общества. Направление реализуется через создание и функционирование региональной системы молодежных добровольческих центров, (агентств, служб, программ), являющихся составной частью инфраструктуры поддержки и развития добровольчества.
Развитие программ молодежного добровольчества в системе образования предусматривается через механизмы учебно-воспитательного процесса, методик гражданского образования и внеклассного воспитания, а в перспективе путем внедрения инновационного метода «Обучение служением», основанного на интеграции молодежного добровольчества с образовательным процессом, направленного на лучшее усвоение учащимися теоретических знаний и получение практических навыков в процессе добровольческого труда.
Развитие добровольческих программ семейного добровольчества (совместное участие членов семей в добровольческой деятельности) и корпоративного добровольчества (участие сотрудников компаний в добровольческой деятельности местных сообществ) реализуется путем проведения образовательных программ и добровольческих акций семейного и корпоративного добровольчества.
4. Совершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере добровольческой деятельности.
Реализация системного подхода профессиональной подготовки специалистов в области добровольчества может быть наиболее эффективно осуществлена посредством создания постоянно действующего информационно-консультационного и образовательного механизма (Национального ресурсного центра развития добровольчества). Предусматривается разработка Программ обучающих курсов (в сфере управления добровольческими ресурсами), проведение семинаров, тренингов для руководителей и специалистов добровольческих служб, центров, с особым акцентом на подготовку молодых руководителей и менеджеров добровольческой деятельности НКО, специалистов государственных органов власти, социальных и образовательных учреждений, руководителей и работников компаний и СМИ. Необходима постоянно действующая система поддержки и обновления (совершенствования) системы образовательного процесса по подготовке специалистов по управлению добровольческими ресурсами, формирование корпуса профессиональных сертифицированных тренеров в сфере добровольчества.
5. Формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе, в том числе:
- механизмов поощрения участников добровольческой деятельности, чей опыт по конкретным направлениям развития добровольчества признается лучшим;
- сбора, обобщения и распространения лучших примеров, инновационных технологий и методов, опыта и практики, имеющихся в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Направление реализуется через освещение добровольческой деятельности в средствах массовой информации; использование социальной рекламы; проведение конкурсов областных форумов, конференций, «круглых столов» по тематике добровольчества, общероссийских и региональных добровольческих акций (Весенняя неделя добра (апрель), Международный день добровольцев, (декабрь)).
6. Организация единой системы учета и измерения эффективности добровольческого труда и ценности вклада добровольцев в социальное и экономическое развитие. Данное направление реализуется путем разработки и применения критериев оценки и методов определения социально-экономической эффективности добровольческого труда в социальной сфере, применяемых в международной практике и в России подходов, основанных на методиках учета количества пожертвованного добровольцами времени, выраженного в финансовом эквиваленте, исходя из среднечасовой ставки оплаты труда по стране.
7. Финансовые механизмы, позволяющие стабильно обеспечивать покрытие минимально необходимых расходов на затраты, связанные с организацией и функционированием системы поддержки и развития добровольческих инициатив, осуществляемые в соответствии с ориентацией на стратегии социально-экономического развития и приоритетные направления привлечения добровольцев к участию в социально ориентированной деятельности и развития гражданского общества. Это предполагает бюджетное финансирование, привлечение внебюджетных источников, пожертвований и других источников, не противоречащих российскому законодательству.
8. Развитие международного сотрудничества в сфере добровольчества с ведущими международными организациями по добровольчеству: Международной Ассоциацией Добровольческих усилий (iAVE), европейским Добровольческим Центром (СEV), Программой Добровольцев Организации Объединенных Наций (UNV).
Важнейшим результатом реализации Стратегии развития добровольчества – 2020 станет укоренение культуры добровольчества, являющейся частью нормальной жизни каждого молодого и взрослого человека в масштабах страны. В целом это окажет положительное воздействие на развитие позитивных процессов в обществе, способствовать изменению его философии, созданию высокого духовно-нравственного климата, появлению среды, формирующей стабильные образцы обычаев, устойчивую культуру социальных отношений в обществе. Укрепление гражданственности, в свою очередь, будет способствовать развитию гражданского общества и государства посредством возникновения более устойчивой связи и укрепления доверия между общественными и государственными институтами.