Основная черта древневосточных обществ - их традиционность
Власть: политической организацией древневосточных обществ являлась "восточная деспотия": это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.
Религия: В религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю. Признание высшего, божественного авторитета. Отводилось особое место "связующему единству" - правителю. В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти - царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе.
Роль государства: а) орудие социально-классового господства, б) выполняло функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства в) при слабом развитии рыночных отношений и отсутствии экономических связей гос-во выполняло особые контрольно-регулирующие функции; г) поддержание религиозно-культурного единства общества, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытности и фундаментальных ценностей.
Право. а) открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в принижении положения рабов (он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался в действующем праве); б) закрепляло также сословное неравенство свободных; в) Право связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма имела религиозное обоснование; г) основной источником права: обычай, нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них.
Общие традиционные черты: подчиненное приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.
В Древнем Египте, стране "поголовного рабства", в условиях насилия административно-командного царского аппарата, с его гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности и правовом статусе личности.
В Древнем Китае религия и право изначально отвергали идею равенства людей. Они исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право - это прежде всего уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.
"Западный" путь
Главным фактором образования государства было кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.
Ф. Энгельс выделял 3 основные формы возникновения государств "западного" типа: афинскую, римскую и древнегерманскую.
Греция. Греко-римский мир сложился не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III - II тысячелетиях до н. э. Все возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, государственно-правовой опыт.
Особенностью в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, еще не в полной мере изученного, сказалось и на генезисе римского государства.
Особенности процесса становления государственности предопределялись природно-географическим фактором: Греция представляла собой горную страну, где мало природных земель, пригодных для зерновых культур, особенно требующих коллективных ирригационных работ. Поэтому здесь не могла сохраниться община восточного типа, но были благоприятные условия для развития ремесел, металлообработки. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли => становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы => переход от примитивных государств к высокоразвитой государственности.
Горные хребты и заливы, которые рассекали побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление => возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.
Полис - закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, и даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил общину. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.
В конце II тыс. до н. э. в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти у царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты. Аналогичную картину можно наблюдать несколькими веками позже в Риме в Эпоху царей.
Распад патриархально-общинных связей, на которое опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием привели к уничтожению царской власти.
Ликвидация монархии привела к победе республиканского строя и к утверждению полисной системы. Но простой народ в полисах, не имевший политического опыта, уступил правление в полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Дальнейший процесс демократизации сопровождался борьбой между аристократией, державшей в своих руках власть и народом, все более осознававшим свое гражданское единство => серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии и создающих основу для развития демократических институтов.
Право. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, пришли законы, имеющие светский характер и выраженные обычно в письменной форме.
Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Соломона и Клисфена. В Афинах, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы.
Рим. Еще более культ права и законоподчинения сложился в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести.
Не случайно именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования.
Римское право в том виде, каком оно приобрело мировое значение (это прежде всего частное право) представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.
На ранних этапах Римского государства римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами, тормозившими торговый оборот. Постепенное превращение Рима из города-республики в гигантскую империю явилось результатом не только роста рабства, но и товарного производства, а в конечном счете самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, требовавшего адекватной правовой регламентации.
Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала устаревшие правовые формы. На их месте создавалось новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное правовое образование.
Но падение Римской империи только указало, что в ее недрах зародился новый вид общественных отношений - феодализм, который и явился катализатором разложения рабовладения. Ускорило этот процесс завоевание Римской империи "варварами", у которых еще были родоплеменные отношения.
Германия. Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.
Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, населенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц - сотен. Управление населением, проживающим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохранялось римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от воли короля.
Принятие христианства обеспечило знатным франкам поддержку галло-римской знати и католической церкви. Становление государства франков происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победные войны и, как следствие, быстрая классовая дифференциация общества.
Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
Сегодня процесс возникновения новых государств не завершился. Одни государства подчас могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия); другие объединяются в более крупные (такой процесс, возможно, начался в рамках Европейского Союза).