Глава 5. Государство и право России в период сословно-представительной монархии (вторая половина XVI – середина XVII вв.)
В рассматриваемый период в истории страны произошли крупные события, оказавшие непосредственное влияние на развитие государства и права. Территория России значительно увеличилась, началось хозяйственное освоение новых земель. В состав России вошли народы многих национальностей и исповеданий. Гораздо интенсивнее, чем в предыдущий период развивались производительные силы. Наиболее ярким выражением этого явился подъем крупного феодального землевладения, сопровождавшийся усилением эксплуатации крестьян, развитие промыслов, ремесленного производства с зачатками разделения труда. Логическим следствием этих процессов стало возникновение мануфактур. Первые чугунолитейные мануфактуры появились в 1637 г. в Туле.
Развитие производительных сил привело к складыванию прочных связей между отдельными регионами. Стали возникать общероссийские торговые центры - ярмарки. Широкое развитие получила внешняя торговля. Все это вело к объединению разрозненных земель в единое экономическое целое, созданию единой экономической системы. Государственно-политическое объединение дополнялось объединением экономическим.
В недрах феодального строя начинают появляться первые ростки капиталистических производственных отношений.
Происходившие в рассматриваемый период изменения в общественном, государственном строе и праве осуществлялись под знаком усиления централизации (конечно, это проявлялось в разной степени и разных формах в тех или иных сферах жизнедеятельности), подготавливая тем самым почву для утверждения абсолютизма.
Общественный строй.
Класс феодалов был неоднородным, тем не менее, тенденция к консолидации, проявившаяся в предшествующий период, продолжала развиваться. Сохранялись следующие основные группы феодалов. Бывшие удельные князья – являвшиеся наиболее последовательными противниками централизации. Бояре, окольничьи - поддерживали централизаторские начинания, но старались ограничить власть царя Боярской Думой. Эти крупные феодалы стояли некоторое время обособленно. Но постепенно в их среду стали проникать не столь родовитые думные дворяне.
Основную массу феодалов составляли служилые люди, которые являлись социальной опорой царя. Служилые люди разделялись на две большие группы: служилые люди по отечеству (т.е. по происхождению) и служилые люди по прибору (т.е. по правительственному набору, независимо от происхождения).
В первую группу входили: а) чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне); б) чины московские (столичные) - стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы; в) чины городовые (уездные) - дворяне, выборные; дети боярские дворовые и городовые. Эта категория служилых людей получала «государево жалованье» деньгами и землей.
К служилым людям по прибору относились - стрельцы, пушкари, городовые казаки, позже - солдаты, рейтары, драгуны и др. Какое-то время сохранялась возможность переходить из низшей группы в высшую. А из служилых людей по отечеству разрешалось переходить даже в тягловое сословие или в холопы (чаще всего к этому прибегали для того, чтобы избежать службы). Указом 1642 г., а затем и Соборным Уложением 1649 г. для них переход в холопы был запрещен.
Служилые люди по прибору платили государственные налоги, несли различные повинности. В 1675 г. было запрещено верстать из этой категории в дети боярские. Запрещалось это делать и в отношении крестьян, посадских людей и холопов. Служилые люди по прибору получали жалованье натурой и деньгами.
В рассматриваемый период сохранялось местничество, когда занятие военной или гражданской должности зависело не от деловых качеств, а от родовитости кандидата. Пагубность местничества особенно ярко и болезненно проявлялась во время войн. Поэтому до окончательного отказа от местничества в 1682 г. от него неоднократно отказывались на время военных действий.
Царская власть стремилась ослабить экономическое и политическое влияние крупных феодалов. В 1550 г. Иван Грозный конфисковал у бояр земли вокруг Москвы и отдал их 1000 дворян[12], которые и стали опорой царя. Из их среды вышли военачальники, государственные деятели. Впоследствии они составили привилегированное московское дворянство. Поместье стало преобладающей формой землевладения. Дворянство быстро развивалось, увеличивалось численно, стало социальной опорой царской власти. Дворяне добивались уравнения своего правового статуса с боярским, статуса поместья и вотчины.
Процесс уравнивания статуса вотчины и поместья шел постепенно и занял несколько десятилетий и характеризовался, с одной стороны, последовательным сужением прав вотчинников и с другой, - расширением прав дворян-помещиков. В 1551 г. было запрещено продавать и передавать монастырям (на помин души) старинные вотчины без разрешения царя, позже такие же ограничения были введены и в отношении обмена, дачи в приданое, наследования вотчин. За нарушение запретов грозила конфискация земель в пользу царя.
В 1556 г. «Уложение о службе» установило равную для вотчинников и помещиков обязанность не только личного участия в военной службе, но и выставления одинакового числа вооруженных людей в зависимости от размера земли.
Появляется новая категория вотчин - нечто промежуточное с поместьем - так называемые выслуженные или жалованные вотчины.
С другой стороны, расширяются права помещиков, дворян. Они по своему правовому положению все больше приближаются к вотчинникам. С 1618 г. введен порядок, согласно которому поместья погибших на поле боя или пропавших без вести оставались во владении их жен и детей. Таким образом, был сделан первый шаг к наследованию поместных земель. Кроме того, начал допускаться обмен поместья на вотчину, перевод царским указом поместья в вотчину, разрешалось давать поместье в приданое. Дворяне получили право покупки вотчин.
Соборное Уложение 1649 г. фактически уравняло статус вотчин и поместий, а, следовательно, правовое положение бояр и дворян. Они становятся более или менее однородной массой. Важно отметить, что не только однородной, но и замкнутой. В ряды дворянства становится очень трудно проникнуть представителям других социальных групп (крестьянам, городским жителям, церковным людям).
В это время четко формулируется одна из важнейших привилегий дворянства - монопольное владение землей. Только гостям разрешалось приобретать так называемые "порозжие" земли, да и то непременно с разрешения царя («по челобитным»).
Кроме этого, дворяне наделяются и другими существенными привилегиями: освобождение от податей, от некоторых повинностей, они пользовались особой защитой уголовного закона («право-привилегия»), освобождались от телесных наказаний. В 1640 г. им было предоставлено монопольное право занимать государственные должности (духовным, посадским людям и крестьянам запрещалось становиться чиновниками приказов).
Помещики и вотчинники получили широкие права в отношении своих крестьян. Они осуществляли полицейско-административный надзор за ними. Соборное Уложение закрепило за ними право вотчинной юстиции - они могли выносить приговоры по всем преступлениям, совершенным их крестьянами, за исключением наиболее тяжких (убийство, разбои, кражи).
Помещики несли ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Долги помещика могли оплачиваться из имущества крестьян. Более того, за долги помещика крестьянин мог быть поставлен на правеж. Помещики получили право вмешиваться в брачно-семейные отношения крестьян.
Постепенно оформляется понятие подданства. Феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить царю. Служба царю начиналась с 15 лет и была пожизненной. Обязанность эта была наследственной. Из государевой службы нельзя было выйти, а отъезд на службу за границу не только был запрещен, но рассматривался как государственная измена.
Духовенство также принадлежало к феодалам. В первой половине XVI в. шла борьба между государственной и церковной властью. Чтобы ослабить влияние церкви Иван IV предпринял попытку изъять у нее земли. Без ведома царя церковь землей не наделялась. Конечно, отношения светской власти с церковью в этой сфере во многом зависели от обстоятельств субъективного свойства (кто был царем, а кто возглавлял церковь). После введения в 1589 г. патриаршества позиции церкви еще более окрепли. Но давление светских феодалов было настолько сильным, что Соборное Уложение зафиксировало требование к патриарху, митрополитам, монастырям вотчины «не покупати и в заклад не имати, и за собой не держати, и по душам в вечный поминок не имати...».
Усиление светской власти проявилось и в том, что Соборным Уложением преступления против церкви и религии были выделены в самостоятельную главу. Таким образом государство брало на себя уголовно-правовую защиту интересов церкви. В 1650 г. был образован Монастырский приказ, который стал решать и финансово-экономические вопросы жизни церкви.
Городское население - посадские люди. В него входили купцы (гости). Звание гостя давалось царем. Гости получали существенные привилегии, например, им мог доверяться сбор налогов. Гости, как уже говорилось, могли покупать земли. Они так же, как и крупные феодалы пользовались особой защитой закона. Так, в XVI в. бесчестье гостя предусматривало пеню в 50 рублей, а боярского человека доброго - только 5.
Гости и торговые люди гостиной и суконной сотен освобождались от тягла и других повинностей; от пошлин на «питье» и постоялой повинности; от пошлин с огня и топки; подводной повинности, проезжего мыта, мостовщины и т.д.
Основная масса горожан - черные посадские люди несли городское тягло. Налог выплачивался на основе круговой поруки: на каждого хозяина двора причиталась его доля. Сумма налога с города оставалась неизменной. Постоянными податями были прямая государственная подать; стрелецкая подать; ямские деньги; полоняночные деньги. Часто вводились различные чрезвычайные сборы. В ХVII в., по некоторым подсчетам, немногим более 10% городских жителей были «черными», т.е. тягловыми городскими.
Поэтому они уходили (не всегда физически, а переходя в «заклад») в так называемые белые слободы, принадлежавшие аристократии и боярам, которые освобождались от налогов и повинностей. Хотя с 1550 г. основываемые феодалами новые слободы в городах уже не получали ни податных, ни судебных льгот, прежние белые слободы для чернотяглецов сохраняли притягательную силу. Поскольку тягло в черных слободах оставалось неизменным, то доля на каждый двор возрастала по мере уменьшения населения. Поэтому в 1619 г. Земский собор вынес решение вернуть в тягло ушедших в белые слободы (тех, кто «заложился за сильных людей»). В 1637 г. был учрежден сыскной приказ для поиска и возвращения в посад тяглых. Но это не могло решить проблемы. В городах начинаются бунты. В 1648 г. создание белых слобод было запрещено, а Соборное Уложение упразднило белые слободы, вернув их в «государево тягло». Одновременно оно закрепляло монопольное право посада на торговлю и ремесло. (Исключение было сделано только для служилых людей в Москве). Уложение предписывало вернуть в посад всех его бывших жителей и впредь запрещало уходить из посада. Таким образом, городские жители (за исключением знати) оказалось прикрепленным к определенному посаду. С 1658 г. наказание следовало даже за переход из посада в посад.
Крестьяне, как и раньше делились на черных и частновладельческих. Усиливается эксплуатация, ухудшается правовое положение частновладельческих крестьян. Размеры наделов постоянно уменьшаются. К 70-м годам XVI в. они уменьшились вдвое. Тяжелое налоговое бремя и не менее тяжелые повинности толкали крестьян на поиск лучшей доли. Переселяясь к новому помещику крестьянин заключал с ним устный или письменный договор – «порядную грамоту», - в которой определялись обязанности крестьянина, размер участка и усадебные постройки, полученные крестьянином, срок, на который крестьянин «садился на землю». В грамотах также оговаривалось в каком виде крестьянин будет платить натуральный оброк, отрабатывать барщину, нести тягло.
Ухудшилось положение старожильцев: после пяти лет проживания на одном месте они не могли уходить даже в Юрьев День.
Опричнина, природные катаклизмы, эпидемии, голод привели к массовому бегству крестьянства на окраины государства (к середине 80-х гг. в Московском уезде сохранилось только 14% обрабатываемой пашни, в некоторых новгородских пятинах насчитывалось до 90% заброшенных деревень). Поэтому с 1580 г. началась перепись земель, там, где она проводилась, царским указом вводились заповедные лета, т. е. запрет на выход крестьян, отмена Юрьева дня. В 1597 г. были введены урочные лета, установившие пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1607 г. этот срок был увеличен до 15 лет. Однако, помещики требовали бессрочного розыска. Такой порядок был введен Соборным уложением 1649 г.[13] Это принято считать окончательным юридическим закреплением, оформлением крепостного права. Феодал полностью получил «крепость» на личность крестьянина и его имущество.
Сохранились холопы, но их число уменьшилось и статус изменился, постепенно приближаясь к правовому положению крестьян. Холоп признается личностью, получает имущественные права, жизнь его охраняется законом т. е. он становится субъектом права сокращается число источников охолопливания. Так, в 1638 г. был наложен запрет на переход верстанных служилых людей в холопы, "чтоб на то смотря, иным неповадно было воровать, от государевы службы избегать". Из холопов были возвращены и дети боярские, служившие в солдатах и драгунах в годы Смоленской войны (указ 9 мая 1638 г.). Далее, поступавший в услужение к господину холопом в старом понимании не становился. Хотя новое состояние и называлось кабальным холопством, от холопства в чистом виде оно существенно отличалось. Кабальные холопы (кабальные люди) служили за долги или проценты. Ряды кабальных холопов пополнялись из вольных «гулящих» людей возрастом не менее 15 лет, из злостно уклонявшихся от службы детей боярских (со временем охолопливание этой категории жителей было запрещено). Нельзя было кабалить крестьян. Вольный мог сразу оформить на себя служилую кабалу, а мог некоторое время - до 3-х месяцев - послужить бескабально, а затем хозяин оформлял кабалу. Кабальному холопу выплачивалось жалованье - 3 рубля.
Хотя Соборное Уложение закрепило и другие виды холопства (полное, старинное, докладное, добровольное, «купленные люди» и др.) сколько-нибудь интенсивно развивалось лишь кабальное, которое, как мы видим, все больше сближалось с крестьянством. Все изложенное свидетельствует, что и крестьянство, так же как и феодалы, консолидируется, превращается в монолитный класс.