Статья 19. Риски в сфере дорожного движения
1. Возникновение дорожно-транспортных происшествий и их последствия возможны
в результате имеющихся рисков в сфере дорожного движения, связанных с осуществлением деятельности по следующим направлениям:
1) риск организаций, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки. К нему
относится риск выпуска в эксплуатацию механического транспортного средства, имеющего технические неисправности, а также допуска к управлению транспортными средствами лиц, состояние здоровья которых не обеспечивает безопасное управление ими;
2) риск управляющих автомобильными дорогами, железнодорожными переездами
и другими дорожными сооружениями. К нему относится риск содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений с нарушением требований
их эксплуатации;
3) риск медицинских организаций. К нему относится риск оказания несвоевременной медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия;
4) риск учебных организаций. К нему относится риск некачественного обучения кандидатов в водители механических транспортных средств и детей правилам дорожного движения в результате нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан;
5) риск проектных и строительных организаций. К нему относится риск проектирования,
строительства, ремонта и реконструкции дорог и объектов дорожной инфраструктуры без учета требований безопасности дорожного движения;
6) риск организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. К нему относится риск проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств с нарушениями норм и
правил, установленных заводами-изготовителями транспортных средств, требований
технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств и требований
к выбросам вредных (загрязняющих) веществ транспортных средств;
7) риск организаций, осуществляющих проектирование и производство транспортных
средств. К нему относится риск:
проектирования и производства транспортных средств без учета требований их
безопасности в условиях дорожного движения;
несовершенства конструкции, технологических процессов или систем контроля
продукции серийного и массового производства, не позволяющих обеспечить выполнение требований безопасности в отношении производимых транспортных средств и их компонентов;
8) риск органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий. К
нему относится риск:
подтверждения соответствия транспортных средств, предметов оборудования
и запасных частей, устанавливаемых и (или) используемых на них с нарушениями
требований, предусмотренных в области технического регулирования безопасности
транспортных средств;
совершения дорожно-транспортного происшествия вследствие несовершенства,
отсутствия или технических неисправностей отдельных элементов конструкции нового
транспортного средства;
несовершенства технологических процессов или систем контроля продукции серийного и массового производства, не позволяющих обеспечить выполнение требований
безопасности в отношении вводимых в эксплуатацию новых транспортных средств и
их компонентов;
9) риск организаций, осуществляющих технический осмотр. К нему относится риск:
несовершенства технологических процессов или систем контроля линий технического
осмотра транспортных средств, не позволяющих обеспечить выполнение требований
безопасности в отношении эксплуатируемых транспортных средств и их компонентов;
некачественного проведения технического осмотра механических транспортных
средств в результате нарушения требований, установленных законодательством
Республики Казахстан;
10) риск торгующих организаций. К нему относится риск продажи транспортных
средств, предметов оборудования и запасных частей, которые могут быть установлены
и (или) использованы на транспортных средствах, не соответствующих техническим
требованиям безопасности транспортных средств;
11) риск владельцев дорог и транспортных средств. К нему относится риск эксплуатации дорог и транспортных средств с условиями, создающими высокую степень
совершения дорожно-транспортных происшествий.
2. Система управления рисками в сфере дорожного движения устанавливается
настоящим Законом.
Статья 20. Система управления рисками и внутреннего контроля в сфере дорожного
Движения
1. Система управления рисками в сфере дорожного движения направлена на
минимизацию вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий, а
также тяжелых последствий (гибели и травматизма людей) в результате дорожно-
транспортных происшествий.
2. Система управления рисками в сфере дорожного движения – постоянно структурированный процесс, осуществляемый государственными органами в сфере дорожного
движения для выявления, оценки, мониторинга, снижения рисков и их последствий,
влияющих на состояние безопасности дорожного движения.
3. Процесс управления рисками включает следующие этапы:
1) определение рисков:
оценка риска и риск образующих факторов (систематическое и постоянное
отслеживание, анализ всех возможных причин дорожно-транспортных происшествий,
качественная оценка их вероятности и размеров);
классификация рисков (исследование специфики рисков и факторов, которые
приводят к их возникновению, влияют на их развитие, экспертные оценки исторических
данных, карта рисков);
2) измерение (оценка) рисков, периодичность проведения которого устанавливается
в зависимости от значимости риска, но не реже двух раз в год;
3) осуществление анализа рисков;
4) выбор и применение метода управления рисками;
5) корректирование системы управления рисками в сфере дорожного движения;
6) планирование и проведение контрольных мероприятий.
4. Государственные органы, осуществляющие деятельность в сфере дорожного
движения, формируют систему управления рисками и внутреннего контроля в сфере
дорожного движения, которая должна содержать:
1) полномочия и функциональные обязанности по управлению рисками и внутреннему контролю должностных лиц центральных и местных исполнительных органов, их
ответственность;
2) процедуры по управлению рисками и внутреннему контролю;
3) лимиты на допустимый размер рисков в отдельности по их классификации в
сфере дорожного движения;
4) внутренние процедуры представления отчетности по управлению рисками и
внутреннему контролю уполномоченному органу, центральным и местным исполни-
тельным органам;
5) внутренние критерии оценки эффективности системы управления рисками в сфере
дорожного движения.
Порядок формирования системы управления рисками и внутреннего контроля в сфере
дорожного движения устанавливается центральными и местными исполнительными
органами в пределах их компетенции.
5. Критерии оценки степени риска в сфере дорожного движения утверждаются сов-
местным приказом органов контроля и надзора и уполномоченного органа и публикуются
на официальных Интернет-ресурсах государственных органов.
6. Планирование контрольной деятельности государственными органами осуществляется на основании системы управления рисками в сфере дорожного движения,
установленной настоящим Законом.