Языковой, культурной общности и рост национального самосознания татарского народа
Одним из основных признаков нации является территориальная общность. Только на определенной территории может развиваться жизнь и производственная деятельность нации. Но эта территория, ранее разобщенная и населенная различными этническими группами, объединяется лишь благодаря капиталистическим экономическим связям и охватывает уже более обширные районы и области.
В XIX в. основная масса татар сосредоточилась в четырех географических районах — Волго-Камском, Средне-Волжском, Приуральском и Волго-Окском, где они совместно проживали с другими народностями Российской империи. Большинство татар проживало в Волго-Камском районе (включавшем территории Казанской и часть Вятской губерний), являвшейся центром этнической территории татарской нации. По данным переписи 1897 г. татар насчитывалось: в Волго-Камском районе более 808 тыс., в Средне-Волжском — более 558 тыс., Приуральском — 434 тыс., Волго-Окском — 63 тыс.
Всего на территории поволжских и приуральских губерний проживало 1 млн. 865 тыс. татар. Наибольшее число татарского населения сосредоточилось на основной этнической территории, включавшей Казанскую губернию (за исключением Чебоксарского, Козъмодемьянского и Ядрин-ского уездов) и частично — Уфимскую, Вятскую, Самарскую и Симбирскую губернии. Остальная часть расположилась компактными группами на территории Астраханской, Саратовской, Пензенской, Оренбургской, Пермской, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской губерний. Кроме того, более 731 тыс. татар было разбросано по другим губерниям и областям
^
Российской империи. Другим основным признаком нации принято считать общность языка. Общенациональный язык татарского народа сложился в конце XIX в., когда татарская буржуазная нация вступила в завершающий этап своего формирования. Становление общенационального татарского языка выразилось прежде всего в том, что, во-первых, наметилось сближение различных диалектов, говоров отдельных групп татар, и, во-вторых, произошли изменения в старотатарском литературном языке «тюрки».
«Тюрки», обслуживавший татарское население в период формирования и развития его как народности перестал отвечать потребностям времени и не мог успешно выполнять коммуникативную функцию. Он был малопонятен широким слоям татарского населения и использовался преимущественно образованными людьми. Литературные произведения, написанные на «тюрки», были доступны только интеллигентным кругам.
Вместе с тем развитие нового экономического уклада требовало образования единого языка, призванного обслуживать все социальные слои нации. Таким общим языком для всей нации стал литературный язык, созданный на основе народно-разговорной речи. В основу национального литературного языка лег средний (казанский) диалект, сложившийся в экономическом и культурном центре татарского народа.
В этот период оформились лексические, фонетические и грамматические нормы татарского национального литературного языка. Совершенствовались его основные стили: литературный, публицистический, научный, официально-канцелярский (деловой) и эпистолярный. Ведущее место среди них занимал литературный стиль, который в процессе своего развития обогащался различными художественно-изобразительными средствами общенародного разговорного языка. Это повлекло за собой расцвет татарской культуры в начале XX в.
Формирование татарского национального литературного языка имело большое значение в расширении и укреплении экономических и культурных связей между отдельными областями, где проживали татары. Таким образом, существование общенационального языка свидетельствовало о складывании устойчивой языковой общности татарской нации.
Важным фактором формирования и развития нации является также национальная культура. Особенности культуры татарской нации нашли отражение прежде всего в литературе и устном народном творчестве. В конце XIX столетия под влиянием передовой общественной мысли получает дальнейшее развитие светская литература, непосредственно связанная с новыми социально-экономическими отношениями. Она развивалась в просветительском направлении, способствуя подъему общей культуры татарского народа, освобождения его от многовековой
косности и замкнутости. Передовые идеи нашли выражение в произведениях М. Акьегет-заде, 3. Бигиева, Г. Ильяси, Ф. Халиди и др. Татарская художественная литература конца XIX в., вставшая на путь просветительского реализма, начинает занимать все более значительное место в формировании духовного облика нации.
Национальные особенности татарской культуры отчетливо проявились в устном народном творчестве. Наиболее распространенными жанрами его являлись сказки, байты, пословицы и поговорки, загадки, песни и др. Значительные изменения произошли в татарской музыкальной культуре. Например, в области музыкального фольклора стал бурно развиваться жанр городской песни. Своеобразие национальной культуры ярко проявилось и в народном изобразительном искусстве.
Общность экономических связей, языка, территории, культурьГ 1 обусловили значительный рост национального самосознания татарского / народа в конце XIX в. Прежде всего это выразилось в укреплении у татар сознания принадлежности к конкретной социально-этнической группе. Если ранее татары, как и многие мусульманские народы России, носили название «мусульмане», то с начала XX столетия окончательно I утверждается самоназвание нации — «татары». Этому способствовали/ оживленные споры в печати, а также огромный поток литературных/ произведений с пропагандой «татарства» и принадлежности к татарской нации. Так, Г. Тукай в 1906 г. писал: «За счастье татар готов душу: отдать: Я ведь сам татарин, настоящий татарин».
Показателем пробуждения национального самосознания стала и растущая любовь к родной земле. Она. выразилась в различных жанрах устного народного творчества (в основном в песнях). Красоту Родины воспевали в своих произведениях многие татарские поэты, и особенно ярко прозвучали эти мотивы в стихотворениях Г. Чокрыя, Г. Тукая и др. Значительным фактором национального самосознания являлась также национальная гордость. Прогрессивная татарская интеллигенция'' проявляла огромную заботу о прогрессе нации, желая видеть свой народ! культурным, просвещенным наряду с передовыми нациями России и! Европы. Татарские ученые проявляли большой интерес к изучению; истории народа, его культуры, к сбору материалов фольклора^ рассматривая их как важную национальную ценность.
Во всем этом проявилось растущее национальное самосознание и гордость, сыгравшие существенную роль в духовной жизни татарского народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. АбдуллинЯ. Г. Татарская просветительская мысль. — Казань, 1976.
2. Белялов У. Б. Руководство коммунистической партии социали
стической индустриализацией в национальных республиках Среднего
Поволжья (1926-1940 гг.). — Казань, 1978.
3. Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы
международного симпозиума, Казань, 29 апреля — I мая 1996 г.). —
Казань, 1997.
4. История Казани. Т. 1-2. —Казань, 1988-1991.
5. История Татарской АССР. Т. !. — Казань, 1955.
6. История Татарской АССР. — Казань, 1980.
7. История Татарстана с древнейших времен до XX века: Учебное
пособие для старшеклассников и абитуриентов. — Елабуга, 1996.
. 8. Казанский университет. 1804-1979. — Казань, 1979.
9. Материалы по истории татарского народа / Редкол.: Алишев С. X., Закиев М. 3., Урманчеев Ф. И., Хасанов М. X. — Казань, 1995.
10.НафигочР. И. Неизвестные страницы истории. — Казань, 1989.
11.Отечественная история: Учебное пособие. — Казань, 1996.
12.Салихов Р. Р., Хайрутдинов Р. Р. Памятники истории и культуры
татарского народа (конец XVIII — начало XX вв.). — Казань, 1995.
13.Смыков Ю. И. Крестьяне Среднего Поволжья в борьбе за землю
и волю. 60-90-е годы XIX в. — Казань, 1973.
14.Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом
отношениях. — Казань, 1991.
\5.Хакимов Р. С. История татар и Татарстана: методологические и теоретические проблемы. ■— Казань, 1999.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............................................................................ 3
I. Казанская губерния в первой половине XIX века............ 4
1. Хозяйственная жизнь......................................................... 4
2. Казанский край в Отечественной войне 1812 года....... 10
3. Общественное движение................................................... 14
4. Просвещение и культура........................................... ,...... 18
II. Казанская губерния накануне и в период проведения буржуазных
реформ 60—70-х гг. XIX в................................................... 28
1.Подготовка отмены крепостного права................................ 28
2.Крестьянские реформы 1860-хгг......................................... 30
3.Дальнейшие буржуазные преобразования...................... !... 33
4.Крестьянское движение в ответ на реформы 60-х гг.............. 35
5.Протест демократической интеллигенции. «Казанский заговор» 38
III. Казанская губерния в пореформенный период......................... 40
1. Социально-экономическое развитие.................................... 40
2. Крестьянское, рабочее и социал-демократическое движение в
Казанской губернии в 70—90-е гг. XIX в....................... 49
3. Культурная жизнь............................................................. 55
IV. Образование татарской нации 61
1. Социально-экономические изменения в жизни татарского на
рода...................................................................................... 62
2. Татарское просветительство............................................... 65
3. Джадидизм............................ ,......................................... 70
4. Национально-освободительное движение татарского народа 72
5. Формирование территориальной, языковой, культурной общ
ности и рост национального самосознания татарского народа 75
Литература.............................................................................. 78
Отпечатано в КП «Набережночелни некая типография»,Формат 80*64 1/16. Гарнитура «Тайме». Бумага газетная. Печать офсетная. Подписано в печать 22.12.99 г.
Тираж 1000.