Право и нравственность
Соловьев был глубоко убежден в том, что право и нравственность не должны ни отрываться друг от друга, ни противопоставляться. «Ни противопоставление запрета и дозволения, ни противоположность
В. С. СОЛОВЬЕВ
внутреннего и внешнего не выдерживают критики, — пояснял мысль Соловьева Г. Д. Гурвич, — ведь внутреннее не может быть отделено от внешнего ни в праве, ни в нравственности. Внутреннее и внешнее суть один длительный процесс, а запрет и дозволение одинаково распространяются на обе эти сферы. Поэтому решение этой проблемы нужно искать в совершенно противоположном направлении: пытаться язаимоутвердить право и нравственность на их общей основе».45
Гурвич верно понял смысл основной задачи, сформулированной для себя Соловьевым. В решении этого вопроса мыслитель противостоял как идеям Л. Н. Толстого, принципиально отвергавшего право во имя чистоты морали, так и идеям Б. Н. Чичерина, которые отделял право от морали. Возражая обоим своим оппонентам, Соловьев обосновывалнравственное значение права как необходимогосредства, дающего возможность для осуществления нравственного идеала.
Поэтому перед мыслителем стояла задача более конкретно, «социально» связать право и нравственность, и для этого он формулируетаксиологическое определение права. Теперь право у Соловьева определяется также исправедливостью, которая не тождественна равенству и не носит только формальный характер. Справедливость трактуется мыслителем какравенство в исполнении должного, что соответствует принципу альтруизма, требующему признавать за другими то же право на жизнь и благополучие, какое признается каждым за самим собой. В этом заключается центральный пункт теории права философа: нравственно-должное в ней трактуется как необходимый признак права, но уже не связывается исключительно с личной свободой. Поэтому несправедливые законы, идущие вразрез с нравственным понятием добра, не отвечают и существенным требованиям права, не являются правовыми и подлежат отмене.
В то же время Соловьев проводил четкоеотличие права отнравственности. Нравственное требование есть требование неограниченное и всеобъемлющее, соответствующее идеалу совершенства; правовое требование по существу ограничено, оно требует лишь фактической эадержки известных проявлений зла. В этом отношении право есть определенныйминимум нравственности. Право требует объективной Реализации этого минимума добра или действительного устранения известной доли зла. Поэтому право допускаетпринуждение.
ц 45 Гурвич Г. Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и "ладимир Соловьев // Правоведение. 2005. № 4. С. 152.
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ]х
Согласно Соловьеву, именно нравственный интерес требует личной свободы как условия человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и совершенствоваться иначе как в обществе. Поэтому, констатировал философ, нравственный интерес также требует, чтобы внешние проявленияличной свободы сообразовывались с условиями существованияобщества, прежде всего с реальной безопасностью всех. Эта безопасность не может быть обеспечена законом нравственным, как не имеющим силу для людей безнравственных, и потому нуждается в ограждении принудительным юридическим законом. Таким образом понятие права (в его объективном отношении к нравственности) формулируется Соловьевым какпринудительное требование реализации определенного минимального добра или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла.46
Но мыслитель не ограничился двумя приведенными выше определениями и формулирует еще односинтетическое (интегральное) определение права, призванное подчеркнуть моменты объективности права, его справедливости (ценности) и процессуальности. Данное определение формулирует своеобразный правовой идеал: «Право, — утверждает Соловьев, — есть исторически подвижное определение принудительного равновесия между двумя нравственными интересами: формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага».47 Именно через правовуюдеятельность, черезсогласование интересов достигается равновесие, которое является отличительным признаком права и которое выражается как в устранении крайнего индивидуализма, так и в устранении полного подчинения личности обществу, уничтожающего свободу. В интересах общего блага возможно лишь ограничение личного интереса, но не его уничтожение вообще, так как это означало бы необратимое нарушение исходного принципа равновесия. В этом заключалась одна из причин, по которой Соловьев отрицал возможность применения к преступнику смертной казни.Принудительность права является у Соловьева лишьгарантом реализации правовых интересов, но не тем, что определяет смысл права как такового.
Сформулированное мыслителем определение права весьма знаменательно. Оно позволяет интерпретировать любое право как проект,
46 Соловьев В. С. Определение права в его связи с нравственностью // Власть и право. Л., 1990. С. 109.
47 Там же. С. 112.
В. С. СОЛОВЬЕВ
устремленный в будущее, к поиску наилучшего выражения справедливости (баланса интересов личности и общества), достигаемый через согласование позиций, через диалог. Причем эта устремленность движима нравственными чувствами в широком значении слова и в этом смысле напоминает «вдохновляющую мораль» Л. Фуллера (см. об этом разд. V, гл. 10). По сути дела, Соловьев также говорит о «внутренней морали» права, а не просто о «морали долга». Необходимость человеческого совершенствования имеет отношение и к праву. Поэтому характеристика права как «минимума нравственности» означает не принудительность нравственных требований для человека, а наличие определенных минимальных нравственно-коммуникативных предпосылок у любой личности, необходимых для того, чтобы люди вообще могли вступать в правовые отношения, быть субъектами правовой коммуникации. Это как раз и есть то соборное, коммуникативное начало, которое было глубоко прочувствовано (каждым по-своему) С. Л. Франком, И. А. Ильиным, Г. Д. Гурвичем, А. С. Ящен-ко, П. А. Сорокиным, Н. Н. Алексеевым, П. И. Новгородцевым, Н. А. Бердяевым и др. и нашло отражение в их правовых построениях, глубоко связанных с философией права Соловьева. К примеру, понимание Г. Д. Гурвичем справедливости как согласования ценностей, как их равновесия, которое постоянно ищется и никогда не может быть достигнуто окончательно, является прямой или косвенной цитатой из Соловьева. Другие мыслители прямо ссылались на труды Соловьева как на источник своих правовых идей (А. С. Ященко, Е. Н. Трубецкой, П. И. Новгородцев и др.).
Следует также отметить, что интегральное определение права, сформулированное Соловьевым, предполагало, что необходимым условием его осуществления являетсягосударство. Государство, с точки зрения мыслителя, есть объективная форма осуществления права.
Исходя из того, что цель права заключается в максимальном предоставлении свободы своим согражданам ради их всестороннего развития, не противоречащего общему благу, Соловьев уделял особое внимание правам человека, под которыми он понимал не только традиционные для либерализмаправа негативные (права, обязывающие Прежде всего государство не вмешиваться в сферу личной свободы индивидуума), но иправа позитивные (требующие определенных Действий со стороны государства для своей реализации). Среди по-^едних особое место занимало сформулированное Соловьевым
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫХ1Х а
(но не только им)право на достойное человеческое существование
явившееся впоследствии одним из краеугольных камней концепции социального государства. Следует иметь в виду, что это право не являлось, по Соловьеву, безусловным: ему соответствовала обязанность лица трудиться для общего блага.48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни советы Леонтьева «подморозить Россию, чтобы не гнила», ни масштабные панславистские мечтания Данилевского, ни принципы охранительной политики Победоносцева, ни либерально-консервативный проект конституционной монархии Чичерина, ни идея всемирной теократии Соловьева — ни одна из этих программ «спасения» России не в состоянии была противостоять надвигающейся катастрофе. Ее ощущение в разной степени присутствовало у всех этих мыслителей. Россия как империя уходила в прошлое, оставляя в наследство Россию как культуру, последняя яркая «вспышка» которой — философский и теоретико-правовой ренессанс начала XX в.