Государственное регулирование рынка с помощью налогов и дотаций
Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (не единственность равновесия, его нестабильность), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.). Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), другими методами.
Прежде всего, рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов, (например, налог с оборота, существовавший в бывшем СССР, и частично заменивший его акциз, введенный в России в 1992 г.).
Непосредственными плательщиками в государственный бюджет являются обычно продавцы.
Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т рублей на каждую единицу товара.
1) Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами (рис. 13). Введение налога уменьшит предложение со стороны продавцов. Кривая предложения переместится влево от кривой S на величину Т и займет положение S1.
Почему на величину Т? Дело в том, что теперь, после введения налога, продавцы согласны предложить то же количество товара, если цена будет на Т рублей выше, чем РЕ.
Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Р+, Р-, Q1.
Р+ - цена которую фактически платит покупатель, окажется выше первоначальной РЕ.
Р- - цена, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной РЕ.
Q1<QE - объем рынка Q, будет меньше первоначального QE. Общая сумма налога, поступающего в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+E1AР-. Из графика видно, что, несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей.
Теперь потоварный налог вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями (рис. 14). В этой ситуации покупатели сокращают спрос. Кривая спроса сместится влево на величину Т и займет положение D1. Q2, Р+, Р- будут точно такими же, как и случае, когда налог вносится в бюджет продавцами.
Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически увеличиваемой покупателями, и повышение цены, фактически получаемой продавцами.
Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения.
Линии спроса и предложения имеют пологие наклоны (эластичный товар, то есть имеющий много заменителей) - см. рис. 15а.
Линии спроса и предложения имеют крутые наклоны (неэластичный спрос, например, товар первой необходимости) - см. рис. 15б. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.
Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.
Линия спроса имеет очень крутой наклон (товар первой необходимости). Линия же предложения имеет весьма пологий наклон. Из рис. 16а видно, что большая часть налогового бремени (Р+ - РЕ) возлагается на покупателей и меньшая часть (РЕ – Р-) - на производителей.
Для сравнения на рис. 16б изображена противоположная ситуация.
Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.
Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций.
Дотация - это как бы "налог наоборот". Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.
Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции (рис. 17.). Это приведет к сдвигу линии предложения на V рублей вправо. В результате объем продаж увеличивается до Q1, цена для покупателей снижается до Р-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р+.