Понятие, виды и иерархия источников публичных отраслей российского права, их зависимость от национальной правовой системы. Правовые акты города Москвы
Актуальной проблемой данного вопроса представляется проблема определения понятия источника данной отрасли права.
Существуют различные точки зрения в отношении данной проблемы.
С. Л. Зивс предлагал, что термин «источник права » – «источник норм права »подчеркивают внешнюю форму выражения правовой нормы
Нормативный акт как результат правотворчества должен отражать не только особенности нормы права, но и правотворческой деятельности, под которой понимается «целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления либо самого народа по установлению, изменению или отмене общеобязательных правил поведения (норм права) в обществе посредством определенной формально- юридической процедуры ».
Единое понятие понятие:
во-первых, в любой отрасли российского права имеется определенная система источников;
во-вторых, выбор таких источников зависит от принятой в стране системы права;
в-третьих, внешняя форма выражения источника права указывает на ту юридическую силу, которой он обладает и соответственно которая определяет его место в системе таких источников или их иерархию.
Под источником конституционного права (государственно- правовым источником) следует понимать публично- правовую форму выражения государственно- правовых норм, указывающую на его юридическую силу и соответственно – на место в системе таких источников (иерархию).
Не вызывает сомнения тот факт, что в основе системности и иерархичности, а значит и определения видов источников конституционного права Российской Федерации, лежат важнейшие положения, характеризующие принятую в нашей стране систему праву. В этой связи несомненную актуальность приобретает проблема государственно- правового исследования такого рода зависимости.
Как известно, в Российской Федерации принята романо- германская система права, важнейшим источником которой является нормативный правовой акт. Исходя из этого, Конституция и законодательство определяют следующие группы и иерархичность источников конституционного права.
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии c ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти).
3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и др.
Представляется, что из числа источников, характерных для англо- саксонской системы права, в соответствии c Конституцией и законодательством Российской Федерации к числу источников конституционного права России можно отнести:
а) договоры и соглашения в области государственного строительства;
б) судебные акты (решения), содержащие нормативные предписания по вопросам организации государственной власти.
Анализ российской правовой системы позволяет сделать вывод о том, что к числу судебных актов, содержащих такого рода нормативные предписания, могут быть отнесены:
а) решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации;
б) акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации публичной власти;
в) нормативное толкование Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
г) решения Европейского суда по правам человека.
Следует обратить внимание на то, что в странах c романо- германской системой права, наряду c юридическим непризнанием судебной практики в качестве источника права, решения конституционных судов традиционно признаются в качестве нормативных правовых актов, имеющих общеобязательный характер. Так, в ФРГ и Литве решения конституционных судов определяются как имеющие силу закона, в Австрии – как содержащие правоположения, в Испании – по сути как судебные прецеденты, в Казахстане – как нормативные акты, являющиеся составной частью действующего права, в Азербайджане, Армении и Беларуси – как акты нормативного характера.
Важно отметить, что приведенные источники отрасли конституционного права являются одновременно источниками его подотрасли – уставного права города Москвы, что находит, в частности, отражение во многих положениях Устава, подчеркивающих верховенство Конституции и федерального законодательства над правовыми актами города, например, согласно ст. 1 Устава статус города Москвы как субъекта и столицы Российской Федерации определяется Конституцией и соответственно Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации ».
Кроме этого, Устав детализирует и конкретизирует положения Конституции и федерального законодательства об источниках уставного права города Москвы. В частности, в ст. 9 Устава определяются следующие виды (система) и иерархия правовых актов города Москвы:
1. Устав города Москвы и иные законы города Москвы – нормативно-правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемы Московской Городской Думой или жителями города на референдуме города и подписываемые Мэром.
2. Решения Уставного суда города Москвы – правовой акт принимаемый на судебном заседании, выражающий волю Уставного суда или констатирующий определенные обстоятельства. Решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно. Положения решения Уставного суда не могут служить основанием для принятия каких либо других правовых актов или совершения юридически значимых действий.
3. Постановления Московской городской Думы – правовые акты города Москвы организационно распорядительного характера, принимаемые указанным законодательным или представительным органом государственной власти субъекта федерации по вопросам его компетенции и подписываемые Председателем МГД.
4. Акты Мэра Москвы - являются обязательными для исполнения на всей территории города. Такие акты бывают двух видов:
· указы Мэра – правовые акты, издаваемые им по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы;
· распоряжения Мэра – правовые акты, издаваемые им по вопросам оперативно- распорядительного характера.
5. Акты Правительства Москвы – согласно ст. 44 Устава г. Москвы Правительство Москвы принимает:
· постановления, которые подписываются Мэром Москвы, а в его отсутствие – лицом, осуществляющим его полномочия в соответствии c указом Мэра Москвы. Постановление считается принятым, если за него проголосовало более половины членов Правительства Москвы.
· Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.
Постановления и распоряжения Правительства подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим его обязанности. Такие правовые акты являются обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, всеми физическими и юридическими лицами на территории города
6. Акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы в установленных законом случаях:
· постановления и распоряжения Правительства Москвы;
· распоряжения заместителей Мэра в Правительстве Москвы;
· приказы и распоряжения руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы;
· распоряжения и приказы отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти Москвы.
7. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы и соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы.