Социально-экономические отношения в Древней Руси
Русское общество. В обществе Руси той эпохи было много свободы и остатков демократии прежнего родового строя. Между разными классами и группами людей не было прочных границ. Крестьянин мог стать и ремесленником, и дружинником. Не случайно в былинах, если Илья Муромец обижается на князя, тот перед ним извиняется.
Князья и бояре — владельцы больших земельных имений — составляли высший слой общества. Основой боярства были потомки старой родовой аристократии: племенные князья и старейшины. Немало бояр вышло из старшей дружины князя. Именно старших дружинников князь назначал воеводами, послами и на другие важные посты. Среди бояр были потомки славян и варягов, чуди и мери (угро-финских племен). Все они превращались в однородное русское население. Бояре не платили налогов.
В Новгороде, в отличие от Киева, высшее боярство формировалось из богатейших купеческих семей. Главный герой новгородских былин — простой купец Садко. В киевских же былинах герои — это богатыри-дружинники, воевавшие с печенегами. Среднее сословие составляли купцы, богатые городские ремесленники, владельцы небольших земельных имений (нередко это бывшие дружинники). Купцы и ремесленники на Руси составляли городское посадское население. Ремесленники одинаковой специальности даже жили на одной улице. Например, на Бронной или Гончарной. Как вы думаете, чем занимались мастера с этих улиц?
Основную часть населения Руси представляли свободные крестьяне-общинники, которые назывались “люди” (отсюда и появилось название “полюдье”). Они платили подати в казну, так как пользовались государственной землей.
Выделялась еще одна категория населения — смерды. До настоящего времени ученые не пришли к единому мнению относительно их статуса. По одной из версий, смерды считались лично свободными, но князь (позже царь) с течением времени превратил общинную землю в государственную и стал платить землей с крестьянами за военную службу. Впоследствии такие крестьяне стали сильно зависеть от владельца земли.
Особый слой населения составляли люди церкви — черное и белое духовенство. Это монахи и священники. Они подчинялись церковному суду, а не княжескому, и также не платили налогов. Были на Руси и полусвободные люди, которые взяли в долг у князя, боярина, купца и должны были отработать свой долг в течение определенного времени. Их называли закупы или рядовичи. Купа — это ссуда, а ряд — договор. Как только долг полностью выплачивался, закуп или рядович вновь становился свободным. Не всем удавалось собрать нужную сумму, и тогда человек оставался зависимым до самой своей смерти.
Низший слой населения на Руси — это рабы (холопы). Они делились на две группы: временные и полные. Временных рабов захватывали в плен на войне. В случае выкупа родственниками их освобождали. Если выкупа не было, то через несколько лет пленных все равно освобождали, так как считалось, что они отработали свой выкуп. Полными рабами считались люди, добровольно продавшие себя в рабство, и дети рабов. Раб не имел никаких прав. Если его убивали, то хозяину платили штраф, как за испорченное имущество. Рабы работали как домашние слуги (челядь) и на землях в имениях владельца. Нередко хозяева перед смертью освобождали всех своих рабов. К этому активно призывала церковь.
В обществе той поры было очень много небольших групп населения. Это связано с тем, что шло становление классового общества.
Русская правда. Первый сборник законов на Руси назывался “Русская правда”. Он создавался при князе Ярославе Мудром и его сыновьях. В древней Руси князь — это верховный судья, чьи решения являются окончательными. Поэтому люди со своими спорами, обидами и жалобами часто приходили именно к князю. В этом сборнике законов сохранились многие неписаные традиции и обычаи русских. Именно по ним раньше решали все споры. Но с укреплением государства, появлением богатых, бедных, рабов потребовалось создать новые законы, ограничить устаревшие традиции.
“Русская правда” состоит из двух основных частей: “Правда Ярослава” и “Правда Ярославичей”. Первая часть была принята князем Ярославом Мудрым, а вторая — его сыновьями. В “Русской правде” мы видим, что родовые обычаи кровной мести еще существуют, но князья уже пытаются ограничить право родственников мстить за убийство члена своей семьи, заменить его на выкуп (штраф) за убитого. Прежде семьи могли мстить друг другу много десятилетий, и это разрушало нормальную жизнь общества.
Новые законы закрепляют разделение людей на разные сословия. Жизнь дружинника, купца или княжеского дворецкого (огнищанина) ценилась во много раз выше, чем жизнь крестьянина-смерда или тем более раба. Так, за убийство княжеского дворецкого положен штраф 80 гривен, а за убийство закупа — 5 гривен. Для сравнения знайте, что две гривны тогда стоил конь. За убийство раба (холопа) штраф в 5 гривен получал хозяин, а не его семья.
Немало статей в “Русской правде” посвящено защите собственности от кражи. Подробно расписаны штрафы за кражу хлеба, скота, сена, дров и так далее. Значительные штрафы назначены за покушение на честь воина-дружинника. Если за похищение коня или оружия обидчик платил 3 гривны, то за пощечину, выдранный клок волос из усов или бороды штраф составлял 12 гривен. Ссоры внутри дружины ослабляли ее на поле боя. Поэтому князь их жестко пресекал.
Община — основа сельского общества. За все убийства, совершенные на своих землях, община отвечала перед князем. Она должна была сама найти убийцу или заплатить князю штраф за нераскрытое преступление (40 гривен). Если на кого-то из общинников налагался штраф, то выплачивать его помогала вся община.
Итак, согласно “Русской правде” родовая месть замещалась системой штрафов, регулировались имущественные отношения, росла власть князей. Но в целом старые, неписаные обычаи были еще очень сильны, особенно в крестьянской среде.