Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер; в соответствии с Налоговым кодексом налоги Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система была определена также Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ», однако сам перечень налогов был несколько иным. В переходный период, пока не принята и не введена в действие специальная часть НК РФ, перечень налогов определяется в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ». С принятием специальной части НК РФ перечень налогов будет регламентироваться Кодексом. Классификация налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ приводится в табл. 2.2. Как можно видеть, перечни налогов существенно различаются и Налоговый кодекс РФ значительно сократил число налогов.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов.
Список налогов России является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением Федерального Собрания России, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем .
Таблица 2.2. Классификация налогов Российской Федерации
В соответствии | В соответствии | ||
с Законом «Об основах налоговой системы РФ» | с Налоговым кодексом | ||
Федеральные налоги | |||
1. Налог на добавленную стоимость | 1. Налог на добавленную | ||
2. Акцизы на отдельные группы и виды товаров | стоимость | ||
3. Налог на доходы банков | 2. Акцизы на отдельные виды | ||
4. Налог на доходы от страховой деятельности | товаров (услуг) и отдельные виды | ||
5. Налог с биржевой деятельности (биржевой налог) | минерального сырья | ||
6. Налог на операции с ценными бумагами | 3. Налог на прибыль (доход) | ||
7. Таможенная пошлина | организаций | ||
8. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы | 4. Налог на доходы от капитала | ||
9. Платежи за пользование природными ресурсами | 5. Подоходный налог с физических | ||
10. Подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий | лиц | ||
11. Подоходный налог с физических лиц | 6. Взносы в государственные | ||
12. Налоги, служащие источниками образования дорожных | социальные внебюджетные фонды | ||
фондов | 7. Государственная пошлина | ||
13. Гербовый сбор | 8. Таможенная пошлина и | ||
14. Государственная пошлина | таможенные сборы | ||
15. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и | 9. Налог на пользование недрами | ||
дарения | 10. Налог на воспроизводство | ||
16. Сбор за использование наименований «Россия», | минерально-сырьевой базы | ||
«Российская Федерация» и образованных на их основе слов и | 11. Налог на дополнительный | ||
словосочетаний | доход от добычи углеводородов | ||
17. Налог на покупку иностранных денежных знаков и | 12. Сбор за право пользования | ||
платежных документов, выраженных в иностранной валюте | объектами животного мира и ' | ||
года | водными биологическими | ||
18. Налог на игорный бизнес | ресурсами | ||
19. Сбор за пограничное оформление | 13. Лесной налог | ||
20. Плата за пользование водными объектами | 14. Водный налог | ||
21. Сборы за выдачу лицензий и право на-производство и | 15. Экологический налог | ||
оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной | 16. Федеральные лицензионные • | ||
продукции | сборы , | ||
22. Налог на отдельные виды транспортных средств | |||
Региональные налоги | |||
1. Налог на имущество предприятий | 1. Налог на имущество | ||
2. Лесной доход | организаций | ||
3. Сбор на нужды образовательных учреждений | 2. Налог на недвижимость | ||
4. Налог с продаж | 3. Дорожный налог | ||
5. Единый налог на вмененный доход для определенных видов | 4. Транспортный налог | ||
деятельности | 5. Налог с продаж | ||
6. Налог на игорный бизнес | |||
7. Региональные лицензионные | |||
сборы | |||
Местные налоги | |||
1. Налог на имущество физических лиц | 1. Земельный налог | ||
2. Земельный налог | 2. Налог на имущество физических | ||
3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся | лиц | ||
предпринимательской деятельностью | 3. Налог на рекламу | ||
4. Налог на строительство объектов производственного | 4. Налог на наследование или | ||
назначения в курортной зоне | дарение | ||
5. Курортный сбор 5. Местные лицензионные сборы | |||
6. Сбор за право торговли | |||
7. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, | |||
организаций независимо от их организационно-правовых | |||
форм на содержание милиции, на благоустройство | |||
территорий, на нужды образования и другие цели | |||
8. Налог на рекламу | |||
9. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной | |||
техники и персональных компьютеров | |||
10. Сбор с владельцев собак | |||
11. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями | |||
12. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей | |||
13. Сбор за выдачу ордера на квартиру | |||
14. Сбор за парковку автотранспорта | |||
15. Сбор за право использования местной символики | |||
16. Сбор за участие в бегах на ипподромах | |||
17. Сбор за выигрыш на бегах | |||
18. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме | |||
19. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за | |||
исключением сделок, предусмотренных законодательными | |||
актами о налогообложении операций с ценными бумагами | |||
20. Сбор за право проведения кино- и телесъемок | |||
21. Сбор за уборку территорий населенных пунктов | |||
22. Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых | |||
автоматов и другого оборудования с вещевым или | |||
денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры) | |||
23. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы | |||
Однако так было не всегда. В 1994-1996 гг. в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 от 22.12.93 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, в том числе органы местного самоуправления, имели право вводить на своей территории любые налоги сверх установленного перечня. Такое на первый взгляд демократическое право породило огромную волну произвола и дискриминации налогоплательщиков со стороны субфедеральных и местных структур. Поэтому в целях сохранения единства экономического пространства страны налоговый перечень был «закрыт».
Следует отметить, что НК РФ сократил права органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере налогообложения. Норма, записанная в Законе РФ «Об основах налоговой системы РФ» и предоставлявшая органам национально-государственных и административно-территориальных образований право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты, утратила силу с 01.01.1999 со вступлением в действие первой части Налогового кодекса РФ. После вступления в силу указанного акта были внесены изменения в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (см. Закон РФ от 31.3.99 № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"»), вследствие чего исчезло право предоставления дополнительных льгот. В проекте специальной части НК РФ, глава 23 «Налог на доход организаций», также отсутствует возможность для органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливать дополнительные льготы. Указанное обстоятельство является отрицательным фактом, ограничивающим возможности влияния региональных и местных органов власти на процессы экономического развития территорий и проведения эффективной экономической политики.
В отношении исполнительных органов власти НК РФ регламентирует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Таким образом, перечисленные выше органы издают акты нормативного характера только для своих подразделений, но они не имеют обязательной силы для налогоплательщиков и плательщиков сборов. В то же время налогоплательщики могут использовать необязательные для них документы в своей деятельности справочно.
В мае 2000 г. Правительство РФ представило на рассмотрение в Федеральное собрание пакет поправок в Налоговый кодекс РФ, где предлагается унифицировать содержащиеся в различных статьях части первой Кодекса положения, уточнить используемые отдельные понятия и институты, определить новые понятия, а также устранить имеющиеся в тексте неточности. Кроме того, изменяются положения Кодекса, регулирующие:
• исполнение обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов. В частности, предлагается признать обязанность налогоплательщика по уплате налога исполненной со дня списания банком соответствующих денежных средств со счета налогоплательщика;
• представление налоговой декларации и внесения в нее изменений, а также порядок исправления ошибок, допущенных при исчислении налоговой базы организациями и индивидуальными предпринимателями. Предлагается предусмотреть, что в случае, если налогоплательщик самостоятельно исправил обнаруженные им ошибки в представленной в налоговый орган декларации и до подачи соответствующего заявления в налоговый орган принял все возможные меры для обеспечения уплаты налога, сдав платежное поручение в банк на перечисление налога в бюджет, указанное обстоятельство может быть признано смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения даже при отсутствии на счетах налогоплательщика в банках денежных средств, достаточных для уплаты налога;
• проведение зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов. При этом предлагается возложить обязанность по принятию решения о возврате излишне уплаченных и зачисленных в бюджет сумм налогов на налоговые органы, а обязанность по возврату средств из федерального бюджета – на органы федерального казначейства, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – на соответствующие финансовые органы по представлению налоговых органов;
• порядок предоставления налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов. В частности, в целях обеспечения обоснованности принятия решения уполномоченным органом о предоставлении налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита предлагается возложить обязанность на Минэкономики* России представлять налогоплательщикам заключения об эффективности инвестиционного проекта и целесообразности предоставления инвестиционного налогового кредита;
• размер пени и порядок уплаты банками пени в случаях несвоевременного исполнения ими поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов на перечисление сумм налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Предлагается распространить на банки порядок начисления и уплаты пени, применяемый в настоящее время в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов. Процентную ставку пени предлагается принять равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, уменьшив ее для банков в два раза по сравнению с действующей для них процентной ставкой. При этом предусматривается введение штрафа за совершение банками указанного нарушения законодательства о налогах и сборах в размере 60 % от неперечисленной банками суммы налога или сбора;
• срок давности привлечения организаций к ответственности за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах. Предлагается указанный срок увеличить с трех до пяти лет;
• систему ответственности за совершение налоговых правонарушений. В частности, предлагается установить, что штраф за нарушение организацией правил учета и составления отчетности может применяться только в том случае, если нарушение указанных правил повлекло занижение налоговой базы и неуплату налога.
* В настоящее время – Министерство экономического развития и торговли.
Следует отметить, что частые изменения в налоговом законодательстве существенно затрудняют осуществление хозяйственной деятельности, а кроме того, снижают ценность самого Налогового кодекса – основополагающего налогового акта страны. Стабильная налоговая система должна стать основным направлением государственной политики в области налоговой реформы в Российской Федерации.
II Раздел |
Контрольные вопросы
1. Назовите уровни нормативного регулирования налогообложения в РФ.
2. Является ли МНС РФ органом валютного контроля?
3. Когда считается исполненной обязанность налогоплательщика по уплате налога?
4. Могут ли органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливать налоги вне перечня, содержащегося в федеральном законодательстве?
5. На основании каких документов вводятся в действие региональные и местные налоги?
Список литературы
1. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Зарипов В. М. Комментарий изменений и дополнений к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. А. В. Брызгалина. М.: «Аналитика-пресс»,1999, – 232 с.
2. Изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ (с комментариями). Сборник нормативно-методических материалов. Вып. 4. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1999. -144 с.
3. Глинкин А. А. Понятие «реализация» товаров (работ, услуг) в свете Налогового кодекса РФ/ Консультант. № 7.1999. С. 39-42.
4. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части I (по главам) //Нормативные акты для бухгалтера. № 15.1999. С. 8-92.
5. Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах в РФ».
6. Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 № 146-ФЗ.
8. Закон РФ от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
9. Закон РФ от 30.03.99 № 51-ФЗ «О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
10. Закон РФ от 09.07.99 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
11. Закон РФ от 09.07.99 № 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"».
12. Закон РФ от 02.01.00 № 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».