В.
Билет № 1.
В. № 1. Взаимосвязь государства и права. Формы воздействия государства на право и права на государство.
Государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и государственную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционируемых государством и охраняемых им от нарушений.
Единство: возникают совместно, имеют одинаковые подходы к сущности и типологии, выступают средствами управления, инструментами власти, призваны сочетать и обеспечивать личные,групповые и общественные интересы и др.
Различие: государство - особая форма организации политической власти, право – социальный регулятор; государство выражает силу, право - волю, первичным элементом государства является государственный орган, а первичным элементом права - норма, также они отличаются по формам и функциям.
Взаимодействие: воздействие государства на право - оно формирует, изменяет и отменяет право, воздействие права на государство – упорядочивает деятельность гос. аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Два типа взаимоотношения:
Государство над правом(для антидемократических государств)
Право над государством( для правового государства)
В. № 2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
Нормативный акт –официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
●Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра, территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.
●Действие акта по кругу лиц. На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.
В. № 3 Основание юридической ответственности. Освобождение от юридической ответственности.
Юридическая ответственность- необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Мерыэти могут быть: личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф); организационного характера (увольнение).
Три основания юридической ответственности:
1) Норма права,запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него – нормативное основание.
2) Фактическое основание - правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его юридический состав.
3) Правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения – конкретное основание (приказ администрации, приговор или решение суда и т.п.).
Основания освобождение от юридической ответственности— все те обстоятельства, наличие которых в соответствии с законом исключает возможность применения мер юридической ответственности.
2 группы таких обстоятельств:
1 группасодержит те деяния, которые по своим внешним признакам подпадают под квалификацию правонарушающих, но в силу их общественной полезности они таковыми законом не признаются. К ним относятся: необходимая оборона, совершение преступления вследствие физического или психического принуждения и т.п.
2 группа содержит те деяния, которые хотя и признаются законом в качестве противоправных, но в силу условий их совершения, личности правонарушителя или вследствие др. обстоятельств исключают применение мер юридической ответственности (наличие акта амнистии или помилования; истечение сроков давности привлечения к ответственности и т.п.)
Билет № 2
В. № 1. Гражданское общество: понятие, генезис и основные признаки. Формирование гражданского общества в России.
Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.
Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов.
Структура гражданского общества:
- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
- общественные объединения и организации;
- политические партии и движения;
- сфера воспитания и негосударственного образования;
- система негосударственных средств массовой информации;
- семья;
- церковь и т.п.
Признаки гражданского общества:
®наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
®самоуправляемость;
®конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
®свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
®всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
®жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
®многоукладность экономики и другие.
Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.