В. „

Билет № 1.

В. № 1. Взаимосвязь государства и права. Формы воздействия государства на право и права на государство.

Государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и государственную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционируемых государством и охраняемых им от нарушений.

Единство: возникают совместно, имеют одинаковые подходы к сущности и типологии, выступают средствами управления, инструментами власти, призваны сочетать и обеспечивать личные,групповые и общественные интересы и др.

Различие: государство - особая форма организации политической власти, право – социальный регулятор; государство выражает силу, право - волю, первичным элементом государства является государственный орган, а первичным элементом права - норма, также они отличаются по формам и функциям.

Взаимодействие: воздействие государства на право - оно формирует, изменяет и отменяет право, воздействие права на государство – упорядочивает деятельность гос. аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Два типа взаимоотношения:

Государство над правом(для антидемократических государств)

Право над государством( для правового государства)

В. № 2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Нормативный акт –официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

●Действие нормативного акта в пространстве определяется тер­риторией, на которую распространяются властные полномочия ор­гана, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра, территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

●Действие акта по кругу лиц. На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных ор­ганов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданст­ва.

В. № 3 Основание юридической ответственности. Освобождение от юридической ответственности.

Юридическая ответственность- необходимость лица под­вергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Мерыэти могут быть: личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф); организационного характера (увольнение).

Три основания юридической ответственности:

1) Норма права,запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него – нормативное основание.

2) Фактическое основание - правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его юридический состав.

3) Правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения – конкретное основание (приказ администрации, приговор или решение суда и т.п.).

Основания освобождение от юридической ответственности— все те обстоятельства, наличие которых в соответствии с законом исключает возможность применения мер юридической ответственности.

2 группы таких обстоятельств:

1 группасодержит те деяния, которые по своим внешним признакам подпадают под квалификацию правонарушающих, но в силу их общественной полезности они таковыми законом не признаются. К ним относятся: необходимая оборона, совершение преступления вследствие физического или психического принуждения и т.п.

2 группа содержит те деяния, которые хотя и признаются законом в качестве противоправных, но в силу условий их совершения, личности правонарушителя или вследствие др. обстоятельств исключают применение мер юридической ответственности (наличие акта амнистии или помилования; истечение сроков давности привлечения к ответственности и т.п.)

Билет № 2

В. № 1. Гражданское общество: понятие, генезис и основные признаки. Формирование гражданского общества в России.

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов.

Структура гражданского общества:

- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

- общественные объединения и организации;

- политические партии и движения;

- сфера воспитания и негосударственного образования;

- система негосударственных средств массовой информации;

- семья;

- церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

®наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

®самоуправляемость;

®конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

®свободно формирующееся общественное мнение и плюра­лизм;

®всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

®жизнедеятельность в нем базируется на принципе коорди­нации (в отличие от государственного аппарата, который постро­ен на основе принципа субординации);

®многоукладность экономики и другие.

Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Наши рекомендации