Определение и признаки правового государства

Правовое государство, как уже отмечалось выше, — это государ­ство, формирование и функционирование которого осуществляется на основании и в соответствии с правовыми предписаниями. В современной отечественной юридической литературе предлагаются различные определения правового государства. Основной их смысл в следующем: правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на осно­ве права и принципов законности1. Соответственно, признается, что в основу правового государства заложено стремление борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, ограждение человека от произвола властей разных уровней, обеспечение безопасности и достоинства личности, сохранение и развитие общества с помощью права и др.

Обобщая основные определения и характеристики правового государства, содержащиеся в юридической литературе, можно от­метить следующее: правовое государство — это такая форма органи­зации и деятельности государственной власти, которой свойственны реализация идеи народовластия, демократический режим конститу­ционного правления, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод чело- века и гражданина, последовательная реализация принципа законно­сти, взаимная ответственность государства и личности. Или: право­вое государство — это государство, характеризуемое разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, признанием верховенства закона, обеспечением принципов демократии и законности, правовой защищенности человека и граж­данина, взаимной ответственности государства и личности, содей­ствием становлению институтов гражданского общества.

Говоря о признаках правового государства, следует выделить две их группы: общие признаки, свойственные всем видам государств независимо от их правовой обоснованности, и специфические, характерные только для правового государства.

К общим признакам относятся признаки, отличающие государ­ство от иных форм социальных организаций. Это обособленная государственная территория, институт гражданства (подданства), государственный суверенитет, аппарат публичной власти, налоги и сборы с населения, юридических лиц и др.

К специфическим признакам правового государства следует отнести:

-органическую связь с правом, функционирование государ­ственных структур на основе предписаний конституции и иных нормативных правовых актов;

-верховенство закона во всех сферах общественной жизни, т. е. акта, исходящего от высшего органа государственной власти и обла­дающего высшей юридической силой;

-организацию и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей, что предупреждает возможность злоупотребления властью и управления государством неправовыми методами;

-признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности (ст. 2 Конституции РФ);

-полную гарантированно и незыблемость прав и свобод человека и гражданина;

-оптимальное сочетание прав и свобод граждан с их конститу­ционными и иными обязанностями;

-возможность ограничения прав и свобод человека и гражда­нина только в той мере, в которой это необходимо ради защиты сво­боды всех (осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц);

-законность в деятельности всех субъектов права;

-развитие гражданского общества, которому государство усту­пает часть своих полномочий в управленческой и иных сферах;

-наличие демократического политического режима, в усло­виях которого гарантируются идеологическое многообразие, мно­гопартийность, возможность легальной политической оппозиции (ст. 13 Конституции РФ);

-взаимную ответственность личности и государства.

Последний из названных признаков весьма существен, означа­ет, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступа­ют равными партнерами и обладают взаимными правами и обязан­ностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государ­ства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реаль­ности закрепленных в конституции прав и свобод, своей безопасно­сти со стороны государства, своей собственности, восстанов­ления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.

В правовом государстве должны быть законодательно закрепле­ны возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государствен­ных органов и должностных лиц, нарушивших права и свободы личности или создавших препятствия для их реализации. Обжало­вание может иметь место и в ситуации, когда на человека незакон­но возложили обязанности или его незаконно привлекли к юриди­ческой ответственности. Если гражданин не получил защиту своих прав внутри государства, он может обратиться в международную организацию по защите прав и свобод человека.

Наши рекомендации