Определение и признаки правового государства
Правовое государство, как уже отмечалось выше, — это государство, формирование и функционирование которого осуществляется на основании и в соответствии с правовыми предписаниями. В современной отечественной юридической литературе предлагаются различные определения правового государства. Основной их смысл в следующем: правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на основе права и принципов законности1. Соответственно, признается, что в основу правового государства заложено стремление борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, ограждение человека от произвола властей разных уровней, обеспечение безопасности и достоинства личности, сохранение и развитие общества с помощью права и др.
Обобщая основные определения и характеристики правового государства, содержащиеся в юридической литературе, можно отметить следующее: правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны реализация идеи народовластия, демократический режим конституционного правления, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод чело- века и гражданина, последовательная реализация принципа законности, взаимная ответственность государства и личности. Или: правовое государство — это государство, характеризуемое разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, признанием верховенства закона, обеспечением принципов демократии и законности, правовой защищенности человека и гражданина, взаимной ответственности государства и личности, содействием становлению институтов гражданского общества.
Говоря о признаках правового государства, следует выделить две их группы: общие признаки, свойственные всем видам государств независимо от их правовой обоснованности, и специфические, характерные только для правового государства.
К общим признакам относятся признаки, отличающие государство от иных форм социальных организаций. Это обособленная государственная территория, институт гражданства (подданства), государственный суверенитет, аппарат публичной власти, налоги и сборы с населения, юридических лиц и др.
К специфическим признакам правового государства следует отнести:
-органическую связь с правом, функционирование государственных структур на основе предписаний конституции и иных нормативных правовых актов;
-верховенство закона во всех сферах общественной жизни, т. е. акта, исходящего от высшего органа государственной власти и обладающего высшей юридической силой;
-организацию и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей, что предупреждает возможность злоупотребления властью и управления государством неправовыми методами;
-признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности (ст. 2 Конституции РФ);
-полную гарантированно и незыблемость прав и свобод человека и гражданина;
-оптимальное сочетание прав и свобод граждан с их конституционными и иными обязанностями;
-возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо ради защиты свободы всех (осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц);
-законность в деятельности всех субъектов права;
-развитие гражданского общества, которому государство уступает часть своих полномочий в управленческой и иных сферах;
-наличие демократического политического режима, в условиях которого гарантируются идеологическое многообразие, многопартийность, возможность легальной политической оппозиции (ст. 13 Конституции РФ);
-взаимную ответственность личности и государства.
Последний из названных признаков весьма существен, означает, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в конституции прав и свобод, своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.
В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, нарушивших права и свободы личности или создавших препятствия для их реализации. Обжалование может иметь место и в ситуации, когда на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиту своих прав внутри государства, он может обратиться в международную организацию по защите прав и свобод человека.