Центральноазиатские республики и политика Казахстана
На территории постсоветского Центрально-Азиатского региона находятся пять государств – членов ООН (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан). Все эти государства входят в состав СНГ.
Одновременно все эти государства являются членами различных международных структур безопасности: Казахстан, Таджикистан и Узбекистан – члены ОДКБ; Казахстан, Киргизия и Таджикистан – члены ЕврАзЭС и ШОС.
Политика Узбекистана: согласно принятой конституции, Узбекистан является правовой демократической страной, во главе которой стоит президент. Олий Мажлис является высшим представительным органом государства и состоит из Сената (верхней палаты) и законодательной (нижней) палаты.
Внешняя политика Узбекистана характеризуется резким похолоданием с международной общественностью с середины 2005 года, когда правительство Узбекистана жестоко подавило народные восстания в Андижане.
Политика Узбекистана в отношении России изначально строилась на взаимном договоре о помощи в случае военных действий. Более того, Российская Федерация способствовала Узбекистану в поиске лиц, причастных к народному андижанскому бунту. На территории Узбекистана, также, как и на территории Киргизии, находилась американская база, однако в 2005 году Ислам Каримов фактически выгнал ВВС США со своей территории. Те «перебрались» в сопредельную Киргизию.
Становление государственности страны началось в октябре 1989 года, когда в еще советской республике был принят закон о госязыке. И уже 1991 год ознаменовался приобретением Узбекистаном суверенного статуса. Поэтому 1 сентября узбекистанцы отмечают, как день независимости. В 29 декабря 1991 года был избран первый президент Узбекистана.
Основы внешней политики Кыргызской Республики
Для Кыргызской Республики внешняя политика является органическим продолжением внутренней поли- тики и отражает консолидированные интересы многонационального, поликонфессионального народа республики и направлена на обеспечение и защиту государственного суверенитета, формирования благоприятных внешних условий для осуществления экономических и политических преобразований демократической ориентации.
В осуществлении внешней политики, направленной на обеспечение национальных интересов, стоят такие задачи, как:
сохранение стабильности в стране в целях развития
стабильность и безопасность в регионе
развитие добрососедских отношений с сопредельными странами и углубление интеграционных процессов в Центральной Азии
содействие укреплению СНГ, реализации экономического и политического потенциала Содружества
укрепление дружественных связей с высокоразвитыми странами Запада и Востока
развитие сотрудничества с организациями системы ООН, ее специализированными учреждениями, региональными международными организациями, финансовыми и экономическими институтами
укрепление сотрудничества с развивающимися странами и странами переходного периода.
Кыргызская Республика в мировом сообществе
Кыргызстан - государство центрально-азиатского региона, месторасположение которого имеет важное геополитическое и геоэкономическое значение как связующего моста между Западом и Востоком, а также Севером и Югом.
В настоящее время Кыргызская Республика политически, экономически, этноисторически, во временном и пространственном измерении находится между коммунистическим прошлым и демократическим будущим. Этот период классифицируется как посткоммунистическое общество.
Кыргызстан, как и другие государства Центральной Азии, является местом схождения четырех культурно-цивилизационных пластов: европейского, опосредованного через Россию, арабо-мусульманского, персидского и китайского. Это обстоятельство, с одной стороны, создает благоприятные предпосылки для развития двустороннего и многостороннего сотрудничества на различных направлениях, а с другой - обусловливает необходимость проведения гибкой и сбалансированной внешней политики.
Кыргызстан активно развивает дипломатические и иные отношения с большинством государств мира. Практическую направленность и осмысленное содержание принимает сотрудничество страны с международными глобальными и региональными организациями. Обогащается и приобретает целевое назначение и системное обеспечение внешнеполитическая деятельность Кыргызской Республики.
Приоритеты внешней политики
Обеспечение национальных интересов политическими и дипломатическими средствами составляет основу внешней политики. В соответствии с этим выделяются следующие приоритеты:
обеспечение и защита суверенитета и территориальной целостности
формирование благоприятных внешних условий для осуществления экономических и демократических реформ
защита прав, свобод и интересов граждан Кыргызстана
Реализация национальных интересов Кыргызстана обеспечивается, главным образом, развитием дружественных, взаимовыгодных отношений с соседями, ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества.
В осуществлении внешней политики, направленной на обеспечение национальных интересов, Кыргызстан определяет следующие основные задачи:
укрепление стабильности и безопасности в регионе
развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами и углубление интеграционных процессов в Центральной Азии
содействие укреплению СНГ, реализации экономического и политического потенциала Содружества
укрепление дружественных связей с высокоразвитыми странами Запада и Востока
развитие сотрудничества с организациями системы ООН, ее специализированными учреждениями, региональными международными организациями, финансовыми и экономическими институтами
укрепление сотрудничества с развивающимися странами и странами переходного периода.
Внешняя политика Таджикистана сегодня
Таджикистан - страна, которая вот уже почти как 20 лет получила свою независимость, после серьезного геополитического изменения на карте мира - "дезинтеграции СССР". Независимость далась Таджикистану самым сложным путем, шел процесс передела власти, что в итоге привел к гражданской войне и к разрухе. Государство имеет сложные очертания границ, отражающие как историко-географические особенности расселения таджикского народа, так и последствия политических процессов, приведших к национально-территориальному размежеванию в регионе в период 1924-1929 гг. Общая протяженность границ составляет 2860 км, в том числе с Афганистаном – 1030 км, с КНР – 508 км, с Кыргызстаном – 500км, с Республикой Узбекистан –900 км.
Принятие и исполнение политических решений образуют внутреннюю сторону механизма воспроизведения политической системы. Они вызываются необходимостью реализовать существующие в обществе политико-управленческие задачи. Выбор центров принятия этих решений, а также указываемые в них цели и средства, пути и этапы соотнесения требований конкретной политической задачи с условиями ее выполнения диктуются интересами и волей экономически и политически господствующих сил.
Любое политическое решение принимается людьми для разрешения конкретной политической ситуации. Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, "пускового механизма" всех событий и поступков выступает именно политическое решение. Иначе говоря, политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения. И оттого, насколько продуманным и точным является политическое решение, зависит успех или неудача того или иного политического деятеля, репутация политических институтов и организаций.
Внешняя политика Туркменистана определяется Президентом Туркменистана и осуществляется Министерством иностранных дел.
Резолюция № 50/80 Туркменистана о «постоянном нейтралитете» была официально принята Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1995 года. Бывший президент Сапармурат Ниязов заявил, что со всеми без исключения государствами Туркменистан развивает цивилизованные связи, ни с одним из зарубежных государств он не имеет враждебных отношений, никому не предъявляет территориальных претензий и никто не предъявляет территориальных претензий к нему. Нейтралитет внешней политики имеет важное место в Конституции страны. Хоть и правительство Туркменистана торгует и экспортирует товары в США и Турцию, она имеет значительные коммерческие отношения с Россией и Ираном, так же растёт объём приграничной торговли с Афганистаном. Во внешней политике Туркменистана особое место занимают вопросы экспорта природного газа в перечисленные страны. При этом, исходя из статуса постоянного нейтралитета, страна использует принцип продажи газовых ресурсов на государственной границе, не вступая в острую политическую дискуссию в вопросах их транспортировки. После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. Туркменистан является членом международных организаций, среди них: Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация Исламская конференция, Исламского банка развития, и Содружества Независимых Государств и другие.
Казахстан
Прошло несколько лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. При распаде СССР составляющие его союзные республики, став суверенными, независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом пути и решили следовать курсом всего человечества. И Казахстан, как одна из 15 союзных республик бывшего СССР, исключением не стал, более того, стал одним из инициаторов вхождения в мировое сообщество государств, интегрирования в мировую экономику. 16 декабря 1991 г. Казахстан из независимой республики Союза ССР стал суверенным, независимым государством. С этого дня, можно сказать, берет отсчет и международная правосубъектность республики Казахстан, наполненная новым содержанием.
Нельзя не отметить отношения Казахстана с ближайшими соседями Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимость придания эффективности союзу трех государств, который, на мой взгляд, имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе нашего Президента была заложена основа созданию союза Центрально-азиатских стран. Появилась прекрасная эмблема такого будущего Союза - могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, символизирующими единые корни и общность целей становления и развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого экономического пространства трех стран. Созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министров и руководителей ведомств. Принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции. Начал функционировать Центрально-азиатский банк развития, положено начало согласованным действиям в межгосударственных отношениях и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н. Назарбаев о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициативы президенты И. Каримова о совещании - семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать еще в 1990 г. по инициативе Казахстана, в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 г. в Ташкенте на встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договора и соглашения между государствами Центрально-азиатских государств.
Договор о создании единого экономического пространства между тремя центрально-азиатскими государствами ни в коей мене не противоречит положениям договора о создании экономического союза стран Содружества и открыт для вхождения всех государств СНГ.