Начальную остойчивость судна
Поправка к метацентрической высоте на влияние свободной поверхности определяется по формуле:
- суммарная поправка к статическому моменту массы судна от влияния свободной поверхности.
Для отдельных цистерн определяется по формуле:
rж - плотность жидкости, т/м3;
iХ - центральный момент инерции свободной поверхности, м4.
Момент инерции свободной поверхности относительно продольной оси наклонения рассчитывается по формуле:
где: l - длина отсека; b- ширина отсека; k - безразмерный коэффициент, зависящий от формы свободной поверхности жидких грузов.
Значения этого коэффициента для простейших плоских фигур приведены в таблице
поверх-ности | |||||||||||||||||||||||||||
b | b=b1/b | b1=b1/b | b =1 | b = 0 | b=0 | ||||||||||||||||||||||
k | 1 + b +b2 +b3 | 1 +10b1-18b12+38b13-b14 36 (1 + b1 ) | 1/12 | 1/48 | 1/36 |
Для равнобедренной трапеции:
Для неравнобедренной трапеции:
Для прямоугольника:
Для равнобедренного треугольника:
Для прямоугольного треугольника:
В соответствии с требованиями Правила Морского Регистра Судоходства РФ включаются только цистерны, для которых: Dmh>0,11 Dmin.
Расчеты производятся в следующей последовательности:
- составляется расчетная комбинация из цистерн каждого вида жидкого груза. Для этого составляется таблица, в которую заносятся цистерны по каждому виду груза или топлива с указанием их характеристик - таблица 1.4.
Таблица 1.4.
Поправки на влияние свободной поверхности.
Nn/n | Наименование цистерны | Длина, l | Ширина, b | Момент инерции, iХ | Dmh |
S iХ | SDmh |
- Определяется поправка к поперечной метацентрической высоте:
- определяется исправленное значение метацентрической высоты:
Для танкера учитывается влияние свободной поверхности всех танков.
Влияние свободной поверхности топливных цистерн можно не учитывать.
Проверка общей продольной прочности корпуса судна.
В судовых условиях контроль прочности корпуса осуществляется расчетным методом и при помощи приборов.
Проверка общей продольной прочности аналитическим методом производится в следующей последовательности:
-рассчитывается составляющая изгибающего момента от веса порожнем:
M0 = K0 × Dоп L;
К0 - коэффициент, равный 0,100 - для грузовых судов с силовой
установкой в средней части;
К0 = 0,126 - для грузовых судов с силовой установкой в корме;
К0 = 0,0975 - для грузопассажирских судов с силовой
установкой в средней части.
- рассчитывается составляющая изгибающего момента на миделе от сил дедвейта как арифметическая полусумма моментов носовых и кормовых грузов относительно миделя:
Для этого составляется таблица
Таблица 1.5