Основы конституционного права Российской Федерации

ЛЕКЦИЯ 5

1. Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники. Особенности норм конституционного права и конституционно-правовых отношений.

2. Сущность Конституции. История развития отечественного конституционализма

3. Характеристика и содержание Конституции Российской Федерации.

1. Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблю­дение прав человека, регулирует порядок формирования органов госу­дарственной власти и принципы их деятельности. Конституционное пра­во является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отрас­лям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые ре­гулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы консти­туционного права определяют основные принципы правового регулиро­вания в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкрети­зацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что кон­ституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных от­ношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его поли­тическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Та­ким образом, предметомконституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т. е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-госу­дарственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ: "Каждый обязан сохра­нять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для оп­ределения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Кон­ституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих спо­собностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности"). В конституционном праве приме­няется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

Связывание и запрещение как методы конституционно-правового ре­гулирования осуществляются на основе субординации, т. е. юридического воздействия на основе властно-императивных начал. Метод дозволения осуществляется на основе координации. Этот метод регулирования заклю­чается в том, что субъектам конституционных правоотношений пре­доставляются права на собственные активные действия в пределах закона.

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосу­дарственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, со­ставляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ);

4) законы субъектов Федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (Указы Президента, поста­новления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный ха­рактер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Консти­туции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя­занность государства".

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчлен­ной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько ста­тей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической си­лой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нор­мами прямого действия, т. е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение со­ставляют нормы международного права, которые имеют приоритет по от­ношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы лич­ности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т. е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат наиболее общие положения правового регулирования (например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отноше­ний);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установ­ки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования орга­нов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т. е. в этих отноше­ниях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации го­сударственной власти. Конституционно-правовые отношения образуют систему конституци­онного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаи­модействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права - это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности обще­ственных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правового положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объ­ективными критериями деления отрасли на отдельные структурные под­разделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Сущность конституции

В юридической литературе имеется множество определений конститу­ции. Общая суть их сводится к тому, что в идеале конституция представ­ляет собой Основной Закон государства, выражающий действительное соот­ношение общественных сил на определенном этапе исторического развития.

Политико-правовые свойства конституции:

1. Конституция - это единый нормативно-правовой акт, а не свод за­конов. Хотя иногда функцию конституции выполняет определенная со­вокупность законов (например, в Великобритании).

2. Принятие новой конституции означает не окончание, а дальнейшее продолжение процесса нормотворчества, который приобретает четкую пра­вовую основу. Конституция является нормативной базой этого процесса. После принятия новой конституции в государстве все законы, противоречащие положениям конституции, объявляются юридически ничтожны­ми и не могут вызывать юридических последствий. Это свойство еще раз подтверждает положение о том, что конституция является Основным За­коном государства.

3. Как Основной Закон Конституция РФ обладает верховенством. Это значит, что в рамках государства нет ни одного акта, который по юри­дической силе превосходил бы конституцию или имел бы с ней одинако­вое правовое значение. Особое значение это свойство конституции при­обретает в условиях федеративного государства, в состав которого входят субъекты, имеющие собственные конституции. Обычно в конституции федеративного государства оговариваются способы обеспечения ее вер­ховенства. Упор при этом делается на политические способы, а именно:

а) политические консультации федеральных органов власти и органов субъектов федерации;

б) принятие федеральными органами актов по отмене конституцион­ных норм субъектов федерации, вступающих в противоречие с федераль­ной конституцией;

в) решение органов конституционного надзора (конституционного су­да) по отмене неконституционных актов. Силовые способы подавления сепаратизма в федеральных конституциях, как правило, не предусмотрены.

4. Конституция обладает таким свойством, как легитимность, прояв­ляющуюся в двух аспектах:

а) конституция должна исходить от соответствующих органов, кото­рые вправе принимать конституцию;

б) в конституции должны закрепляться согласованные интересы и во­ля всех социальных групп, наций, народностей, образующих общество. Именно в этом смысле конституция должна рассматриваться как средст­во достижения и поддержания гражданского мира и согласия в обществе, а не как орудие классовой и политической борьбы.

5. Конституция только тогда может быть актом прямого действия (т. е. ее нормы могут непосредственно применяться независимо от того, име­ются ли конкретные законы, детализирующие положения конституции), когда она в большей степени является юридическим, а не политическим документом.

6. Важным свойством конституции как нормативно-правового акта является ее стабильность, устойчивость. Все другие законы могут часто меняться. Стабильность конституции состоит в том, что она рассчитана на длительный период, в течение которого нормы конституции являются устойчивыми, так как отражают коренные, основополагающие отноше­ния в обществе. Стабильность конституции обеспечивается также осо­бым, усложненным порядком внесения дополнений, поправок и измене­ний в ее текст.

7. Конституция в силу особой значимости является единственным нор­мативно-правовым актом, который может разрабатываться и принимать­ся всенародно, т. е. путем всеобщего, прямого и тайного голосования на­селения государства (путем проведения референдума).

История развития отечественного конституционализма. Практика со­циальной жизни показала, что создание юридических конституций воз­можно двумя путями:

1) когда полностью меняется ведущая социальная сила общества (это связано прежде всего с совершением социальной революции, в результате которой на место одного класса приходит другой господствующий класс);

2) конституция может приниматься тогда, когда социальные группы находятся в состоянии сотрудничества или борьбы. В этом случае на­ступает компромисс между классами, партиями и иными социальными группами.

В условиях российской государственности нашли отражение как пер­вый, так и второй путь создания и принятия конституции. Долгий пери­од своей истории Российское государство не знало конституции как Ос­новного Закона. Монархическая форма правления не нуждалась в кон­ституционном регулировании общественных отношений до тех пор, пока не созрели для этого социальные предпосылки.

Первой Конституцией России явилась Конституция РСФСР, принятая 5 июля 1918 года. Ее создание было вызвано необходимостью законода­тельного закрепления победы нового общественного строя. Конституция устанавливала социалистические принципы организации государствен­ной власти (провозглашение диктатуры пролетариата, создание системы съездов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и т. д.). Она также определяла задачи экономического развития общества (ликви­дация частной собственности на землю, установление общественной соб­ственности на средства производства). Конституция 1918 года выполняла в большей степени роль политической декларации, а не Основного За­кона государства. В дальнейшем порядок разработки и принятия консти­туций России был связан с принятием и развитием конституций СССР.

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Она отразила факт образования союза наций, что означало образование общесоюзной федерации. В структуру Конституции СССР от 1924 года, вошли два до­кумента: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образова­нии СССР. Эта Конституция уже не содержала положений о сущности государства и диктатуре пролетариата.

Вторая Конституция РСФСР была принята в 1925 году. Она юридически закрепила факт вхождения РСФСР в состав СССР и определила круг вытекающих из этого последствий.

Вторая Конституция СССР была принята в 1936 году. Она провоз­гласила окончательную победу социализма в Советском Союзе, отразила изменения в структуре государственной власти, упразднила съезды Сове­тов, объявив высшим органом государственной власти Верховный Совет. Конституция содержала обширный перечень демократических прав и сво­бод, а также условия их реализации. Но во многих положениях эта Кон­ституция была фиктивна, так как вопросы демократии отражались в ней в отрыве от реальной жизни и не соответствовали действительному по­ложению прав человека, которые грубо попирались.

Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 году. Она практи­чески дублировала Конституцию СССР 1936 года. В отличие от союзной Конституции она содержала лишь незначительные изменения с учетом республиканского статуса РСФСР.

Третья Конституция СССР была принята 7 октября 1977 году. Это по­следняя советская Конституция. Она провозгласила построение в СССР развитого социализма и общенародного государства, а также образование единой социальной общности - "советский народ". В Конституции нашли свое дальнейшее развитие демократические права и свободы граждан, но она не содержала гарантий обеспечения этих прав. Эта конституция, как и предыдущие, носила противоречивый характер. С одной стороны, в ней закреплялись принципы народовластия, свободное, всестороннее развитие личности, с другой - провозглашалась руководящая роль одной партии (ст. 6 Конституции СССР ), безраздельное господство государственной собст­венности, трудовая обязанность для всех граждан и т. д.

Четвертая Конституция РСФСР принята в 1978 году. Она зеркально отражала союзную Конституцию. Следует отметить, что таким же обра­зом разрабатывались и принимались все конституции республик в соста­ве СССР.

К концу 80-х годов назрела необходимость обновления Конституции СССР, что было обусловлено следующими основными причинами:

1) демократизация политической системы, отказ от авторитарных форм политического властвования и провозглашение общедемократических прин­ципов разделения властей, многопартийности, политического и идеологического плюрализма;

2) формирование новой экономической системы, переход от планово-ди­рективной к рыночной экономике;

3) изменение социально-классовой структуры общества, возникнове­ние новых социальных групп и классов (например, класса предпринима­телей).

Все это свидетельствует о том, что в конце 80-х - начале 90-х годов в нашем обществе сложилась новая фактическая конституция. Юридичес­кие конституции образца 1977 - 1978 гг. все больше становились фик­тивными. Это потребовало осуществления конституционной реформы.

Конституция РФ 1993 года узаконила факт создания новых властных структур, юриди­чески закрепила форму государственного правления, основы государст­венного устройства и форму политического режима в Российской Федера­ции. Мы должны исходить из того, что Конституция РФ, принятая 12 де­кабря 1993 года, является действующим Основным Законом государства и выполнение конституционных норм- есть главная обязанность всех граж­дан и органов государственной власти.

Наши рекомендации