Пункт №1. Человек и его ближайшее окружение
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей — от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.
Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.
По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д.
^ По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, например, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.
Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.
Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное воздействие на человека малой группы в том, что:
отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять сущест
вующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются лич
ностью;
группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;
от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно восприни
мать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться
от отрицательного и недостатков;
группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необ
ходимых для его развития.
Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для личности своеобразными зеркалами, в которых отражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплоченный высокоразвитый коллектив.
Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.
Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М.Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались.
Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.
Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй — конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.
Пункт №2. ^ Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и граж
данина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. и вступивший в действие с 1 января 1997 г., воплотил в себе гуманистические начала уголовного права, последовательно реализовы-вая принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Уголовный кодекс РФ ориентирован в первую очередь на охрану от преступных посягательств жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, а также на предупреждение преступлений.
В отличие от прежних Уголовных кодексов, ставивших на первое место защиту государственных интересов, Особенная часть УК начинается с раздела о преступлениях против личности. Конституция провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность государства Защита личности предполагает прежде всего защиту жизни и здоровья человека, что согласуется с нормами международного права (ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.).
В раздел VII «Преступления против личности» Особенной части Уголовного кодекса РФ входят следующие главы: гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья», гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних».
Пункт №3. Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Семья рассматривает не
сколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую ме
бель, приобрести земельный участок для постройки дачи. Помогите семье сделать наиболее
рациональный (выгодный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции
в течение года 25%.
В банке размещать сбережения нерационально, потому что размер инфляции будет намного превышать процентную ставку по вкладу, которая, как правило, в среднем обычно составляет 9%. Таким образом, денежные средства будут быстро обесцениваться.
Наиболее удачным следует признать либо покупку мебели, либо приобретение земельного участка. Покупка мебели является долгосрочным вложением, но не приносит владельцу прибыли, тогда как покупка земли, учитывая рост цен на земельные участки, при последующей продаже, сдаче в аренду, может оказаться источником прибыли. К тому же земля как ресурс экономики позволяет производить продукцию. Мебель же имеет тенденцию к амортизации и износу, то есть через некоторое время она исчерпает свой ресурс, как любой потребительский товар.
Таким образом, лучшим вложением денег является приобретение земельного участка для постройки дачи. Но следует помнить, что такая покупка требует длительного времени и оформления многочисленных документов.
БИЛЕТ № 29