Поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд. Понятие государственных (муниципальных) нужд
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (далее – государственные нужды) осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Договоры поставки для государственных нужд являются разновидностью договора купли-продажи и подвидом договора поставки.
Правовое регулирование государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных нужд осуществляется §4 гл. 30 ГК РФ. В соответствии со ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
К названным отношениям в части, не урегулированной §4 гл. 30 ГК РФ, применяются иные законы. К их числу относятся:
- Федеральный закон от 21.07.2005г. №94-ФЗ (в ред. от 08.11.2007г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов);
- Федеральный закон от 13.12.1994г. №60-ФЗ (в ред. от 24.07.2007г.) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее – Закон о поставках продукции);
- Федеральный закон от 27.12.1995г. №213-ФЗ (в ред. от 01.12.2007г.) «О государственном оборонном заказе»;
- Федеральный закон от 29.12.1994г. №79-ФЗ (в ред. от 02.02.2006г.) «О государственном материальном резерве»;
- Федеральный закон от 02.12.1994г. №53-ФЗ (в ред. от 02.02.2006г.) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
Государственный или муниципальный контракт – это особый тип договора, предусмотренный гражданским законодательством. Договор поставки для государственных нужд тесно связан с государственным или муниципальным контрактом и без него не заключается.
Эти договоры помимо элементов частно-правового характера включают элементы публично-правового характера. Отсюда особенности их правового регулирования. Институт поставки товаров для государственных нужд наряду с диспозитивными нормами содержит большое количество императивных норм.
Эти договоры отличаются от иных своей целевой направленностью. Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях (п. 2 ст. 1 Закона о поставках продукции):
- создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
- поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
- обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
- реализации федеральных целевых программ;
- обеспечения иных федеральных государственных нужд.
В соответствии со ст. 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами признаются потребности публично-правовых образований в: товарах, работах, услугах, связанных с решением вышеназванных целей.
Под государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд понимается соглашение, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).
Более краткое определение данного понятия содержится в ст. 9 Закона о размещении заказов. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Договор поставки для государственных нужд – это соглашение, по которому поставщик обязуется передать покупателю товары, предназначенные для государственных нужд и заключаемое на основании и во исполнение государственного или муниципального контракта.
Эти договоры являются консенсуальными, двусторонними, возмездными и встречными.
Участниками отношений по поставке товаров для государственных нужд являются: государственный заказчик, поставщик, покупатель и (или) получатель.
Согласно ст. 4 Закона о размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Поставщиками по государственному или муниципальному контракту и по договору поставки товаров для государственных нужд могут выступать любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, и индивидуальные предприниматели. Участниками размещения заказа в соответствии со ст. 8 Закона о размещении заказов могут быть также физические лица. Однако, исходя из общих положений о договоре поставки, поставщиками могут быть лишь лица, имеющие статус предпринимателя или коммерческие организации.
Предмет государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных нужд – это любые товары, предназначенные для использования в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.