Инвестиционная политика

Инвестиции.

В последние годы в России сложилась кризисная ситуация с инвестициями в электроэнергетику и газовую промышленность. Высокие процентные ставки на банковские кредиты и большой срок окупаемости капитальных вложений в объекты топливно-энергетического комплекса затормозили темпы ввода в действие новых генерирующих мощностей в электроэнергетике и новых месторождений природного газа. Старение основного оборудования сфере ТЭК и истощение основных действующих месторождений природного газа, которые были обустроены еще в во времена СССР, делает проблематичным обеспечение энергоресурсами экономики и инфраструктуры страны в обозримом будущем. Необходимо провести замену и модернизацию существующего устаревшего энергетического оборудования, обеспечить строительство новых электрических станций, развернуть работы по разведке и освоению новых источников природного газ. Для решения этих насущных целей экономики России следует принять срочные меры по преодолению инвестиционного кризиса в топливно-энергетической отрасли и привлечению для строительства объектов ТЭК не менее 5 млрд. $ в год капитальных вложений.

Органам государственной власти РФ необходимо улучшить правовую базу, приняв необходимый пакет Законов и Постановлений Правительства, которые обеспечат полную защиту прав отечественных и внешних инвесторов, гарантировать им получение соответствующей прибыли на вложенный капитал и возможность ее легального вывоза из страны. Учитывая важность отрасли для устойчивого развития реального сектора экономики, возможно рассмотрение предоставления компаниям, работающим в сфере строительства и модернизации объектов ТЭР, предоставления налоговых льгот. Нужны стабильные долгосрочные правила игры на инвестиционном рынке, обеспечивающие равные права и условия конкуренции всем его участникам. Интерес к вложению капитала может также повысить применение ускоренной амортизации для погашения заемных средств, для чего ФЭК и РЭКи должны иметь более широкие полномочия в области инвестиционной политики..

Возможны следующие источники финансирования капитального строительства:

· привлечение кредитных ресурсов национальных и зарубежных банков;

· финансирование за счет собственных ресурсов компаний;

· привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов, а также населения для покупки ценных бумаг энергетических компаний;

· бюджетное финансирование;

· создание компаний топливно-энергетического комплекса, принадлежащих и финансируемых отечественными и зарубежными инвесторами;

· создание внебюджетных фондов развития топливно-энергетического комплекса, подконтрольных органам исполнительной власти.

Известно, что на крупные массовые зарубежные инвестиции в экономику России в ее сегодняшнем состоянии ожидать не приходится. Заявления некоторых авторов о том, что если в процессе реструктуризации энергетических естественных монополий генерирующие мощности в электроэнергетике и газовые месторождения будут проданы это приведет к притоку внешних инвестиций, по нашему мнению, не соответствует реальному положению дел. Возникает вопрос: «Почему, имея 38% акций РАО «ЕЭС России», зарубежные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в строительство новых электростанций?».

Причина видимо кроется в том, что акции были куплены по символическим ценам по сравнению с реальной стоимостью объектов топливно-энергетического комплекса, капитализация которого в десятки раз ниже его реальной стоимости. К стати сказать, что такой же увод активов может произойти, если начать массовую распродажу источников энергии по заниженным ценам, определяемым стоимостью акций на рынке, или же остаточным ценам, что подразумевается в некоторых концепциях реструктуризации РАО «ЕЭС России». При этом контроль со стороны Государства над генерацией, этой жизненно важной отраслью, будет потерян, а цены на электроэнергию возрастут не менее, чем в 5 раз в течение очень короткого времени, и это не будет сопровождаться новым строительством. Примеров этому достаточно в странах СНГ. Спешка при решении подобных проблем ни чего, кроме неприятностей стране дать не может. Ярким примером такой спешки и несогласованности является Постановление Правительства России №1021 от 29.12.2000г. «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации».

В связи с выше сказанным, большой интерес представляет привлечение находящихся на руках у населения финансовых ресурсов в виде свободно конвертируемой валюты. По оценкам разных специалистов эта величина колеблется от 30 до 60 млрд. долларов США. После событий января 1992 и августа 1998года большинство населения потеряло доверие к банкам и предпочитает хранить свои сбережения у себя дома. Организовав соответствующую рекламную компанию и приняв необходимые правовые акты, гарантирующие вкладчикам полную сохранность вложенных средств, можно создать благоприятный инвестиционный климат для индивидуальных вкладчиков. Одной из возможных схем привлечения денег, помимо известных, может быть следующая.

РАО «ЕЭС России» и РАО Газпром выпускают обезличенные ценные бумаги, по которым владелец имеет право без ограничения срока получать определенное количество электрической энергии или природного газа вне зависимости от их текущей цены, то есть иметь определенный индекс. Естественно для каждого следующего транша эти количества - индекс будет меняться в сторону уменьшения, в связи с неизбежным ростом цен на энергоносители. Важнейшим условием является неизменность определенной для каждого выпуска ценных бумаг количества получаемого владельцем ресурса. Это сделает привлекательным такой способ вложения капитала, при этом со временем бумаги предыдущих выпусков будут дорожать, так как их индекс будет выше индекса последующих выпусков. Эти ценные бумаги могут обращаться на свободном рынке и покупаться и продаваться не только физическими, но и юридическими лицами, аналогично акциям различных компаний. В зависимости от количества ценных бумаг в пакете собственник получает ежемесячно соответствующее количество электрической энергии или природного газа, в качестве дохода на вложенный капитал.

Формирование инвестиционных ресурсов для развития топливно-энергетического комплекса возможно также с помощью внебюджетного фонда, который будет создан за счет отчислений, включенной в цену на электрическую энергию и природный газ инвестиционной составляющей. Фонд должен управляться Министерством Энергетики РФ и находится под контролем Федеральной Энергетической Комиссии, чтоб избежать не целевого расходования средств и коррупции. Под собственность, создаваемую за счет фонда, необходим дополнительный выпуск акций РАО «ЕЭС России» и РАО Газпром, которые будут передаваться в собственность субъектов Федерации и Федерального Правительства в следующей пропорции: 50% акций Правительству России, а 50% распределятся между субъектами Федерации пропорционально собранных средств на территории. Затем акции могут быть проданы на рынке этими собственниками для решения социальных вопросов, требующих бюджетного финансирования. Это касается тех количеств энергоносителей, которые потребляются организациями бюджетной сферы и населением. Частные предприятия, акционерные общества и другие производства, должны получать свою долю акций в зависимости от объема внесенных ими платежей в инвестиционный фонд. Необходимо отметить, что средства, которые перечисляются из регионов потребителями как инвестиционная составляющая абонентной платы за пользования электрическими сетями РАО «ЕЭС России», являются дополнительным не легитимным налогообложением всех потребителей электрической энергии России. Эти средства без контроля со стороны представителей потребителей и государства (ФЭК, РЭК) расходуются монополистом. При этом вновь создаваемая собственность становится собственностью РАО «ЕЭС России», хотя по существу она принадлежит потребителям. В этой связи, до цивилизованного решения проблемы собственности, необходимо исключить их цены на электрическую энергию инвестиционную составляющую в абонентной плате за пользование сетями РАО «ЕЭС России», а также произвести сверку платежей за весь период не легитимного существования инвестиционной составляющей в ценах и тарифа.

Успешное функционирование экономики во многом определяется постоянным обновлением существующего оборудования и использованием новейших технологий и технических средств. Это требует инвестиций в различные отрасли, важнейшей из которых является топливно-энергетический комплекс. То есть без соответствующего финансирования ни один, даже самый привлекательный проект, не может быть реализован. Отсутствие капиталовложений ведет к быстрому старению основных средств, уменьшение получаемой прибыли, снижению объемов производства и уменьшению производительности труда. Все это создает предпосылки к развитию кризиса и разрушению всего промышленного производства. В этой связи умение привлечения инвестиций и правильное составление заявок на получение финансовых средств является одним из главных требований, предъявляемых к менеджерам компаний. Первым этапом любого проекта должно стать грамотно составленное технико-экономическое обоснование или, как говорят в настоящее время, бизнес-план, на основе которого осуществляется оценка предложения и принятие решения на проведение работ по его осуществлению.

Недостаток инвестиционных ресурсов является отличительной чертой экономики, которая находится на стадии перехода от плановой системы к рыночным отношениям. Не совершенство нормативной базы, высокая инфляция, высокий банковский процент, отсутствие опыта рыночного ведения хозяйства у персонала, коррупция и криминал-все это сдерживает экономический рост. В сегодняшней России, кроме этого, в энергетической отрасли существуют проблемы, которые не способствуют инвестиционной привлекательности проектов. Это: бухгалтерский учет на предприятиях энергетического комплекса, не соответствующий международным стандартам и затрудняющий проведение анализа финансовой деятельности компаний; наличие не платежей за отпущенные энергетические ресурсы; устаревшие, не рыночные, затратные методы определения цен и тарифов на услуги естественных монополий энергетического комплекса.

Следует отметить, что энергетика, не смотря на высокую капиталоемкость, является одной из самых прибыльных отраслей экономики. Привлечение новых технологий производства и потребления энергии, применение энергосберегающих технических средств и энергетического менеджмента, повышает эффективность использования энергетических ресурсов и может снизить в ряде случаев энергоемкость производства до 60% и сэкономить до 40% энергоносителей. Все это делает капиталовложения в электроэнергетику и газовую промышленность привлекательными для инвесторов. Инвестор должен быть убежден в успехе предлагаемого к реализации проекта, обеспечивающего возврат вложенных средств и получение прибыли.

Основным документом, на основе которого инвестор принимает решение, является бизнес-план. Для его составления необходимо изучить технические, финансово-экономические и коммерческие аспекты предлагаемого проекта и связанные с ним риски. Компания, которая стремиться получить инвестиции, должна представить сведения о расходах, убытках и прибылях, отчеты о движении денежных средств и балансовые ведомости, а также данные прогнозов развития предприятия и планов роста прибыльности выпускаемой продукции и услуг. Это позволит выполнить технико-экономическое обоснование, которое будет содержать стоимость проекта, его технические и социально-экономические параметры и сведения о возможных исполнителях с указанием рентабельности и сроков окупаемости. Очень важным в процессе подготовки бизнес-плана является оценка социально-экономических и экологических последствий для региона, в котором будет реализовываться проект. Это и рабочие места, и дополнительные налоговые поступления в местный бюджет, и защита окружающей среды, в принципе все то, что повышает качество жизни населения. То есть помимо экономической эффективности проект должен учитывать реакцию населения региона. Поэтому во время составления бизнес-плана необходимо проведение большой согласительной работы с местными властями.

Полный перечень вопросов, предложенных Европейским Банком Реконструкции и Развития, которые необходимо включить в бизнес-план, носит рекомендательный характер. Какие разделы и параграфы включать в план решается при его составлении в каждом конкретном случае, чтоб составленный документ содержал максимум полезной информации для принятия решения.

Проблема инвестиций в энергетику не может рассматриваться в отрыве от общего инвестиционного климата в стране. Как сказано в докладе “Инвестиционный климат в России”[112] (Вестник ФЭК,№3,2000): “Есть два принципиально различных пути увеличения инвестиций. Первый - мобилизация ресурсов в руках государства и рост государственных капитальных вложений, что в России сегодня практически невозможно. Второй путь - привлечение в крупных масштабах частных инвестиций Но для этого как раз и нужен благоприятный инвестиционный климат, столь благоприятный, чтоб стимулировать сбережения и чтоб Россия получила предпочтения на международном рынке капитала”.

В условиях высокой инфляции и высокой ставки за кредит вложение средств в объекты со сроками окупаемости в несколько лет на общих основаниях абсолютно безнадежное дело. Одними призывами о том, что нужны инвестиции, в долгосрочные проекты привлечь деньги не удастся. Десятки миллиардов рублей на корсчетах и в матрасах в экономику не пойдут. Необходимо создать выгодные условия инвесторам в реальную экономику и установить такие правила игры на рынке , чтоб вкладчики были уверены в том, что созданная ими собственность будет функционировать и приносить прибыль, зависящую только от успешного менеджмента создаваемых компаний, и что собственность будет защищена от незаконных конфискаций и изъятий со стороны кого бы то ни было. Государство только должно создать условия, поощряющие вложение ресурсов в созидательную, а не в кредитно-финансовую сферу деятельности, Для этого можно использовать бюджетную, налоговую, таможенную и кредитную политику, оформленную соответствующими нормативно-правовыми актами. Одним из возможных путей создания инвестиционных фондов для нужд электроэнергетики и газовой отрасли является включение соответствующей инвестиционной составляющей в тарифы на продукцию и услуги естественных монополистов, а также увеличение устанавливаемой регулирующими органами уровня рентабельности их работы. Однако при этом возникает проблема собственника создаваемых объектов. Если собственность создана за счет прибыли, с которой уплачен налог, то она будет принадлежать тем, кто эту прибыль заработал. Иначе должен определяться собственник, если строительство ведется за счет включенной в тариф инвестиционной составляющей. Практически в этом случае все потребители России, включая население, облагаются дополнительным налогом, который многократно удерживается с каждого налогоплательщика, так как стоимость энергоресурсов включена во все товары и услуги по несколько раз. Такой вопрос возникает например при рассмотрении абонентной платы за пользование сетями РАО ЕЭС, которая состоит из собственно платы за пользование сетями и инвестиционной составляющей. Владельцем собственности, построенной с помощью этих инвестиций, становится РАО ЕЭС, хотя она фактически создана за счет налогообложения. Истинным собственником в этом случае является Государство, как легитимный представитель всех потребителей, которое может ее продать или же увеличить часть своего пакета акций. Оба рассмотренных выше способа формирования инвестиционных возможностей отрасли должны находится под строгим контролем энергетических комиссий, как и включение в прибыль платежей естественных монополистов по целевым кредитам, которые они могут брать под строительство энергетических объектов по согласованию с органами регулирования. Учитывая, что функционирование естественных монополий регулируется Государством, их прибыльность зависит не только от их успешной деятельности как акционерных компаний, призванных приносить прибыль своим владельцам, но и от величины устанавливаемой органами регулирования рентабельности. К сожалению из-за известных причин, вызванных кризисными явлениями в экономике, органы регулирования не имеют достаточного опыта в этой области. По видимому после реструктуризации энергетических естественных монополий, когда источники и продавцы энергоресурсов будут конкурировать между собой, а ценовое регулирование останется только для услуг по передаче и распределению электрической энергии и природного газа проблема прибыльности будет рассматриваться несколько иначе.

Серьезной проблемой, как ясно из сказанного, является поиск инвесторов для строительства новых энергетических объектов. Финансирование капитального строительства, помимо упомянутого выше способа, можно также вести за счет средств бюджетов различных уровней, привлечения средств различных финансовых групп и населения, при обязательном акционировании строящихся объектов энергетики, кредитов, выпуска облигаций и акций, продажи акций энергетических компаний.

Основным направлением инвестиционной политики должна стать приватизация и акционирование. При этом, если учесть, что у населения России на руках находится от 30 до 50 млрд. $, то создание привлекательной системы вложения денег в энергетику и соответствующей рекламы можно привлечь часть этих средств на развитие топливо- энергетического комплекса страны. Амнистии для капитала вывезенного из России еще один источник инвестирования. Например, для населения могут иметь интерес различные формы участия в инвестиционном процессе от покупки обыкновенных акций, до приобретения обязательств на получение определенного количества газа или электрической энергии, под гарантии РАО “Газпром” РАО или "ЕЭС России". В качестве примера рассмотрим Северо-Кавказский регион, где практически выработаны основные газовые месторождения.

Северный Кавказ имеет общий технический гидроэнергетический потенциал более 50,0 млрд. кВт часов в год, в связи с этим основной упор при составлении программ развития энергетики региона необходимо сделать на строительство ГЭС - этого источника дешевой мобильной мощности. Для работы этих станций нет необходимости транспортировать газ с дальнего севера и Сибири и вступать в непростые отношения с РАО "Газпром". Пример Дагестана в этом отношении поучителен. По этому необходимо составить программу скорейшего завершения уже начатых строек, которых на Северном Кавказе несколько: Ирганайская ГЭС, Зарамагский каскад ГЭС, Черекский каскад ГЭС, каскад ГЭС в Карачаево-Черкесии. Увеличение рентабельности АО- Энерго для формирования инвестиционного фонда за счет прибыли и налоговые освобождения - это дополнительный источник финансирования. Формирование и контроль за использование этих средств должно контролироваться государством, службами энергетических комиссий и госэнергонадзора. При определении мест строительства, необходимо учитывать наличие поблизости к ним энергоемких производств, например Зарамагский каскад ГЭС и предприятия цветной металлурги в городе Владикавказе и создания энерго-металлургических комплексов.

Проблема инвестиций в топливо - энергетическую отрасль является одной из самых актуальных для успешного выхода из кризиса всей Российской экономики. Она требует внимательного изучения для разработки действенных мер ее скорейшего разрешения с учетом явно выраженных фактов начала стабилизации и признаков роста промышленного производства и ВВП России.

Перфоманс-контракты

Сложности получения бюджетного финансирования и высокая стоимость кредитных ресурсов сдерживает использования методов и средств энергосбережения на предприятиях. Необходимы новые подходы взаимодействия заказчика и исполнителя работ по представлению услуг, повышающих эффективность использования энергии и энергосбережение. Одним из таких подходов может стать концепция перфоманс-контрактов, означающая превращение будущей экономии энергоресурсов в капиталовложения [6]. Нечто напоминающее лизинг. Учитывая, что у заказчиков, как правило, нет денег на производство работ, но есть большой потенциал энергосбережения, исполнитель работ по повышению эффективности использования энергоресурсов сам решает вопрос финансирования. Естественно, что стоимость работы должна быть меньше ожидаемой экономии. Исполнитель берет на себя:

· проведение энергетических обследований объекта с целью определения ресурса энергосбережения;

· разработку на этой основе программы повышения эффективности и экономии энергоресурсов;

· обеспечение закупки и установки нового оборудования, если это необходимо, и поддержание его в работоспособном состоянии;

· обучение персонала и определение объема достигнутой экономии, за счет которой возмещаются произведенные затраты и получается прибыль.

Возможны различные формы компенсации затрат. Это может быть: установленная заранее величина стоимости работ; получение некоторого процента от полученной экономии; участие в прибылях за счет экономии в течении некоторого срока. Самым сложным для компаний, представляющим услуги по энергосбережению, является получение финансирования первых проектов, так как основой взаимодействия с заказчиками является то, что они до получения реальной экономии ничего не платят. Поэтому свою деятельность необходимо начинать с проектов, в которых предполагается большой экономический эффект при небольших затратах. В дальнейшем следующие работы будут финансироваться за счет полученной прибыли. То есть создается система финансирования работ с помощью револьверного фонда, когда часть средств, получаемых за счет выполнения предыдущей работы, идет на выполнение следующей.

При составлении контрактов на выполнение работ необходимо очень внимательно относиться к их технико-экономическому обоснованию. Издержки, связанные с выполнением работ, должны быть заведомо меньше величины, полученной заказчиком экономии средств на оплату энергоносителей, с тем расчетом, чтоб можно было покрыть все затраты и пополнить револьверный фонд для возможности выполнения следующих работ. То есть перед тем как приступить к выполнению договора исполнитель должен иметь ясное техническое задание, уверенность в правильности предварительной оценки ожидаемого экономического эффекта, наличие необходимой технической базы и обученного персонала, график выполнения работ, форму предполагаемого отчета, форму и методы получения вознаграждения.

Револьверные фонды энергосбережения могут создаваться предприятиями, группами предприятий, местными и региональными органами власти с возможным участием в создании фондов различных предприятий, спонсоров, банков и бюджетов всех уровней.

Планирование систем энергоснабжения

Планирование развития ТЭК включает действующие, осваиваемые и внешние источники энергии для покрытия прогнозируемых потребностей в расчетное время позволят просмотреть различные варианты структуры и баланса энергоресурсов, потребности в финансировании, надежности и т.п. С учетом изменяющихся условий в течении времени они должны уточняться и обновляться для проведения анализа и синтеза принятия решений для различных сценариев развития. При этом: рассматриваются альтернативные варианты источников энергоресурсов и баланса их потребления; учитываются неопределенности; минимизируются затраты как на производство, так и на потребление энергии, при заданном уровне жизни населения.

При минимизации затрат на потребление энергии возникает неопределенность, которая требует своей оценки. Так, увеличение энерговооруженности, влекущей за собой рост потребления энергии, создает условия для повышения производительности труда и интенсификации производства. Расширение производства энергозатратных технологий, приведет к уменьшению коэффициента использования энергии и росту энергоемкости валового национального продукта. В этой связи увеличение энерговооруженности должен основываться на современных энергосберегающий технологиях. Необходимо также иметь ввиду, что увеличение затрат энергии на единицу площади поверхности земли ведет к экологическим последствиям. Дополнительными трудностями последнего времени также являются: падение потребления энергии в промышленности, рост ее потребления в коммунально-бытовом секторе экономики, нарушенный паритет оптовых и розничных цен, неплатежи, увеличение стоимости капитального строительства. Все это вносит дополнительные неопределенности, которые требуют своего решения в количественном выражении, в настоящем и на период планирования будущем.

Основой составления планов прогнозов является:

1. Целевые функции в виде количественных и качественных показателей при заданном уровне жизни населения, основная цель- минимизация затрат на производство, поставку и потребление электроэнергии в условиях государственного регулирования деятельности энергоснабжающих организаций и поощрения энергоснабжения.

2. Учет неопределенностей связанных с развитием регионов, планирование с учетом мер, не допускающих возможное неблагоприятное развитие событий (ограничения и граничные условия).

3. Альтернативы энергоснабжения и энергопотребления. Список имеющихся в наличии ресурсов, их готовность к использованию, включая поставку со стороны. Баланс энергопотребления, необходимые и материальные, и финансовые ресурсы на освоение новых источников энергии. Возможности энергосбережения.

Необходимо отметить, что главный недостаток многих программ – это их не реализуемость в заданное время в связи с тем, что они ставят нереальные уровни конечных результатов, из-за отсутствия необходимого количества ресурсов и недооценки их стоимости, а также переоценке возможностей по достижению сформулированных целей. Таким образом, при планировании необходимо четко сформулировать приоритеты, цели и задачи, ограничения и граничные условия функционирования и развития энергетики. Должны быть представлены по возможности в явной количественной форме, взаимосвязи между ТЭК с остальными секторами экономики и учитываться социальные и политические требования.

При этом в основе всех программ должна лежать концепция устойчивого развития, которая предусматривает удовлетворение некоторого достаточного уровня потребления, обеспечивающего здоровый образ жизни и воспроизводство населения в настоящем при сохранении возможности удовлетворения этих потребностей для последующих поколений в будущем.

Потребности для каждого региона необходимо нормировать. Все что сверх нормы должно стоить очень дорого, чтоб поощрять население к экономии ресурсов.

Концепция устойчивого развития основанная на некотором достойном уровне жизни, за основу которой взята североамериканская модель- это тупиковая вредная идея. Несколько млрд. человек тоже хотят есть и жить достойно. Однако их понимание этого значительно отличается от понимания этого термина незначительной частью населения, которые фактически навязывают свой стиль жизни окружающим их гражданам. Скромность и сдержанность всегда были добродетелью. Поэтому необходимо на уровне не только призывов, но и нормативных актов ограничивать уровень потребления. Сверхпотребление должно пресекаться, если мы хотим создать условия для успешного развития страны.

Планирование развития энергетики в условиях глобального дефицита энергоносителей и их резкого подорожания сегодня становится чрезвычайно сложной задачей. С одной стороны, необходимо четко представить себе .какими, в каких количествах и по какой цене энергоносителями мы располагаем, а с другой стороны необходимо определиться на какие нужды и с какой эффективностью, с учетом охраны природной среды обитания, эти ресурсы будут потрачены. Для того, чтобы повысить эффективность использования энергии в целом, необходимо контролировать и управлять не только производством энергоресурсов, но и временем, способом и местом их потребления. План или прогноз должен включать, таким образом, во взаимной связи, все источники и потребители, то есть управлять и производством и спросом в единой системе приоритетов и целей.

При составлении планов и прогнозов развития ТЭК необходимо учитывать следующие показатели: балансы и потребности энергоносителей, доходы энергоснабжающих организаций, тарифы, затраты потребителей, расширение налогооблагаемой базы, рабочие места и зарплата, соответствие ГОСТам поставляемых энергоресурсов, надежность энергоснабжения, загрязнение внешней среды, связанные с этим финансовые потери, дискомфорт населения, отчуждение земельных ресурсов и уничтожение природной среды.

При этом рассматриваются следующие уровни:

1. Топливо-энергетический комплекс является частью макроэкономики, поэтому планирование его развития связывается с развитием всей экономики в целом. Такие связи включают в себя все основные ресурсы, чтоб по доступным ценам на энергоносители обеспечить развитие экономики.

2. Второй уровень рассмотрения- это топливо- энергетический комплекс как самостоятельная часть экономики, состоящая из отдельных отраслей: электроэнергетики, газовой промышленности, жидкого топлива, нетрадиционной энергетики.

7. Третий уровень это уровень конкретного сектора топливо- энергетического комплекса.

I

Промышленность Сельское хозяйство ТЭК Инфраструктура

II

Нефть Уголь Электроэнергетика Газ Нетрадиционная энергетика

БАЛАНС

III

Спрос – потребление Поставки: собственное производство, импорт

Принятые решения реализуются с некоторой избыточностью для покрытия потребностей в несчастных случаях и катаклизмах. Управление поставками энергии и ее потреблением – это есть управление энергоресурсами.

I. Управление поставками
1. Традиционные источники электрической энергии, в том числе новое строительство
2. Нетрадиционные источники энергии.
3. Импорт энергоносителей всех видов.
II. Управление потреблением энергии.
1. Режим энергопотребления, регулирование энергетическими машинами, энергосберегающая политика, тарифы, программы энергосбережения.
2. Применение энергосберегающих технических средств и технологий.

В результате моделирования получаются альтернативные прогнозы развития энергетики при заданном жизненном уровне населения и спросе на энергоносители на планируемый период при приемлемом уровне надежности, структуре, балансе и сроках ввода осваиваемых ресурсов. При минимальных затратах, предусматриваются оптимальные (по минимуму издержек) режимы потребления энергоресурсов (см. Приложение).

Расчет потребления количества энергоресурсов определяется заданным уровнем их потребления на прогнозируемый период. Основой для определения уровня потребления служат планируемый жизненный уровень населения, развитие инфраструктуры, энергетические потребности экономики в целом при различных сценариях темпов роста.

Из реальных оценок энергетики и прогноза ее развития определяется ВВП на рассматриваемый период, суммарные затраты на получение и освоение энергоресурсов, издержки промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры и социальной сферы на энергоносители. На основе этих данных составляется сбалансированная модель экономики в целом.

Наши рекомендации