Крестьянство. Моменты политсостояния деревни 1. Празднование 1 Мая в деревне
Впраздновании 1 Мая в деревне, как общее явление для всех районов Союза, крестьяне массового участия не принимали. Состоявшиеся в отдельных населенных пунктах первомайские празднования в большинстве случаев привлекли незначительное число крестьян. Участвовали, главным образом, члены ВКП(б) и ВЛКСМ, учителя, школьники, работники низового соваппарата и служащие. Однако там, где праздник был хорошо организован (приурочена установка радио, привлечены трактора и т.п.), участвовало значительное число крестьян. Так, в Тамбовской губ. в одном из с[елений] Кирсановского у. участие в первомайской демонстрации тракторов, вспахавших землю некоторым беднякам, привлекло на демонстрацию до 300 крестьян. Аналогичные явления отмечены и по другим селам этой же губернии. В Костромской губ., в одной из волостей Нерехтского у. на установку громкоговорителя, приуроченную к 1 Мая, явилось значительное число крестьян, причем некоторые из них, направляясь в церковь, заходили в Народный дом и там оставались.
Попытки срыва празднования церковниками и духовенством
Отрицательного отношения со стороны крестьян к первомайскому празднику, как правило, не наблюдалось. Со стороны отдельных групп верующих, главным образом, церковных советов, при участии духовенства, в ряде районов Запада, Северного Кавказа и Поволжья отмечены попытки к срыву первомайских демонстраций и празднований.
Характерный случай имел место в дер. Новая Кадь Иркутской губ., где к председателю первомайской комиссии явился крестьянин с требованием от группы односельчан перенести празднование 1 Мая со Страстной субботы на Пасху (2 мая), заявляя, что в противном случае крестьяне не пожалеют Народного дома и сожгут его вместе с участниками праздника. Когда же председатель первомайской комиссии заявил попу, что ответственность за срыв праздника падет на него, праздник сорван не был.
Срыв празднества хулиганами
Обращают на себя внимание хулиганские выходки со стороны отдельных групп верующих и зажиточной молодежи. Так, в Брянской губ. участники крестного хода разгромили первомайскую демонстрацию, причем некоторые из демонстрантов были избиты. В Гомельской губ. в одном из сел была разрушена первомайская арка, построенная сельсоветом, причем материал был растащен. В другом селе этой же губернии во время киносеанса группа хулиганов пыталась сломать киноаппарат, спас-
ти который удалось члену губисполкома, угрожавшему хулиганам оружием. В Донском округе в одном из сел Батайского района, пьяная молодежь сорвала устроенный 2 мая спектакль.
Хулиганство в деревне
Рост хулиганства
Усилившееся в последнее время хулиганство начинает принимать в ряде районов Союза угрожающие размеры, особенно в некоторых центральных губерниях, на Урале, в Поволжье и Сибири. Местами ни одна свадьба, ни один праздник не проходят без драки на почве пьянства, нередко кончающейся серьезными ранениями и даже убийством.
Сибирская деревня за последнее время дает сильный рост хулиганства среди молодежи. За ноябрь—декабрь 1925 г. и январь 1926 г. случаев хулиганства было зарегистрировано 193, за февраль—апрель 1926 г. — 335. Хулиганство здесь начинает принимать вполне организованный характер, хулиганы объединяются в шайки по различными названиями («Гужстройка» — в Каменецком округе, «Комитет босяков» — в Канском округе, «Железный батальон смерти» — в Барнаульском округе, «Отряды» — в Барабинском округе и т.п.).
Политический характер хулиганства
Хулиганство в ряде случаев принимает определенно политический характер. Антисоветски настроенные элементы деревни, зажиточные кулаки используют его для борьбы против политической и культурно-просветительной работы. Отмечено несколько случаев устройства антисоветских демонстраций хулиганами. Так, в Рубцовском у. в с. Усть-Козлуча группа зажиточных во главе с кулаком составила поезд из 10 подвод, на одной из которых стояло чучело и были прикреплены белый, зеленый и красный флаги; поезд ездил по деревне, и один из кулаков кричал, указывая на чучело: «Это — Ленин». Подобные выходки отмечены и в других округах Сибири. В ряде районов антисоветские элементы использовали хулиганов для срыва и разгона первомайской демонстрации (Брянская, Астраханская губернии и др.). Нередко хулиганствующая молодежь избивает коммунистов и комсомольцев, работников низового совап-парата, школьных работников. Усиливается борьба хулиганов против культурно-просветительной работы: срываются собрания, спектакли, разрушаются избы-читальни, избиваются работники изб-читален и участники спектаклей.
Хулиганство комсомольцев и коммунистов
Особенно необходимо отметить хулиганство членов КСМ и ВКП(б), наблюдающееся, главным образом, в Сибири (около 1/з всех зарегистрированных по Сибири случаев хулиганства). Нередко комсомольцы избивают без всякой причины крестьян, срывают спектакли и собрания. Были случаи разложения целых комсомольских ячеек на почве пьянства и хулиганства. Здесь местами антирелигиозная пропаганда принимает формы хулиганских выходок со стороны комсомольцев, бедноты и советских элементов деревни.
Слабая борьба с хулиганством
Борьба с хулиганством со стороны соваппарата и органов милиции в деревне чрезвычайно слаба. Соваппарат деревни слабо втянут в эту борьбу и зачастую сам принимает активное участие в хулиганских выходках. Необходимо отметить также волокиту с производством дознания и в движении «хулиганских» дел, которые по 6—8 месяцев лежат нерассмотренными. Борьба с хулиганством местами тормозится тем, что крестьяне бо-
ятся мести со стороны хулиганов. Местами наблюдается организованное сопротивление хулиганов органам власти, ведущим борьбу с хулиганством, что создает обстановку полного безвластия в деревне. Требование крестьян усилить борьбу с хулиганством Рост хулиганства вызывает в ряде районов Союза требования со стороны крестьян усиления наказуемости за хулиганство. Слабая борьба с хулиганством является причиной самосудов и вынесения крестьянами постановлений о высылке хулиганов.
3. Выступления за крестьянские союзы
Число выступлений за к[рестъянские] с[оюзы]
Число выступлений за крестсоюзы в мае продолжает сокращаться (62 случая против 75, зарегистрированных в апреле). Наибольшее число выступлений за крестсоюзы зарегистрировано по Центру (26 случаев), Западу (11) и Северному Кавказу (10). Кроме индивидуальных выступлений за крестсоюзы имели место также и единичные групповые выступления (Полтавский [и] Кубанский округа, Адыгейско-Черкесская обл.). В Терском округе на общем собрании крестьян вынесена резолюция о необходимости организации Крестьянского союза.
Крестсоюз как экономическая организация
В Центральном промышленном районе, на который в мае падает свыше 36% всех случаев агитации за крестсоюзы, основные причины выдвижения идеи крестсоюзов — отказ в приеме на фабрики крестьян — не членов профсоюзов и безработица в деревне, в связи с чем здесь чаще всего крестьяне предлагают организовать «крестьянский профсоюз» по типу профсоюзов рабочих. Из других мотивов, выдвигаемых крестьянами в защиту идеи крестсоюзов по Центру и другим районам Союза, можно отметить необходимость регулирования цен на хлеб и промтовары и улучшения экономического положения крестьянства. В отдельных случаях отмечены требования Крестьянского союза для торговли с заграницей (Московская губ. и Карачаево-Черкесская обл.). В Полтавском округе (Украина) инициативная группа агитирует за организацию крестсоюза, указывая, что таким путем скорее добьются снижения налога. В Ставропольском округе (Северный Кавказ) середняк, выступая за создание крестсоюза, заявлял, что «союз крестьян мог бы открыть новую торговлю, банки и продавал бы с/х товары дороже существующих цен».
Крестсоюз как политическая организация
Требования крестсоюзов, носящие явно политический характер, отмечаются в единичных случаях.