Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

/. Место верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автоном­ного округа в системе судов

Краевой (областной) и равные им суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции и в качестве суда второй инстанции - по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации.

Согласно ст. 20 Закона о судебной системе полномочия, порядок обра­зования и деятельности краевых (областных) и равных им судов устанавли­ваются федеральным конституционным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о судоус­тройстве и другими федеральными законами, действующими в настоящее вре­мя, в республиках, краях, областях, округах, Москве и Санкт-Петербурге функционируют соответственно верховные суды, краевые, областные, окруж­ные и городские суды - суды общей юрисдикции с равными полномочиями. Поэтому далее они называются для краткости «краевые (областные) и равные им суды». Место этих судов в системе судов общей юрисдикции определяется прежде всего федеративным устройством России. Как следует из ст. 65 Кон­ституции РФ, в составе Российской Федерации находятся 89 субъектов: 21 рес­публика, 6 краев, 49 областей, одна автономная область, 10 национальных округов, а также Москва и Санкт-Петербург - города федерального значения. В каждом субъекте Федерации имеется соответственно верховный суд рес­публики, краевой суд, областной суд, окружной суд, городской суд

Краевые (областные) и равные им суды рассматривают в установленном законом порядке дела по кассационным жалобам и представлениям на ре­шения, приговоры, определения и постановления районных судов, не всту­пившие в законную силу. Из этого следует, что областные и равные им суды, являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту же задачу они решают, рас­сматривая дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приго­воры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Наряду с этим областные и равные им суды рассматривают в случаях и порядке, опре­деленных законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в каче­стве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постанов­ления областных и равных им судов, как не вступившие, так и вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотрены Верховным Судом РФ.

Таким образом, краевые (областные) и равные им суды, осуществляя при отправлении правосудия задачи, которые поставлены перед судами общей юрисдикции, являются судами, находящимися по судебной иерар­хии между районными судами и Верховным Судом РФ. Поэтому их вполне обоснованно иногда называют судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции.

2. Состав и структура краевого (областного) и равного ему суда.

Краевой (областной) и равный ему суд состоит из судей, консультантов и Других сотрудников. Их количество зависит от объема работы, который,

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 6. Федеральные суды общей юрисдикции

в свою очередь, определяется населенностью и размерами территории субъ­екта Федерации, загруженностью районных судов и т. д. В соответствии со ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 30 и 42 Закона о судоустройстве и Законом о статусе судей областные и равные им суды действуют в составе: председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

Краевой (областной) и равный ему суд осуществляет правосудие: как суд первой инстанции, рассматривая судебные дела с вынесением решений, приговоров, определений и постановлений; как суд второй инстанции, рассматривая дела по кассационным жалобам и представлениям на реше­ния, приговоры, определения и постановления районных судов, не всту­пившие в законную силу; как суд надзорной инстанции, рассматривая над­зорные жалобы и представления на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу.

Рассматривая гражданские и уголовные дела по первой инстанции, краевой (областной) и равный ему суд действует в составе судьи (предсе­дателя, заместителя или судьи соответствующего суда), который председа­тельствует в судебном заседании, и двух народных заседателей или двух профессиональных судей. В тех случаях, когда уголовное дело по первой инстанции рассматривается с участием присяжных заседателей, должно быть двенадцать основных (комплектных) и два запасных заседателя. Кол­легию присяжных заседателей формирует профессиональный судья - пред­седательствующий в судебном заседании (ст. 440 УПК)'.

В качестве суда второй инстанции краевой (областной) и равный ему суд действует в составе трех профессиональных судей.

Для рассмотрения гражданских и уголовных дел в краевых (областных) и равных им судах образуются коллегии по гражданским и уголовным делам. Состав этих коллегий утверждается президиумом суда. Их возглав­ляют заместители председателя суда. В судебных коллегиях по граждан­ским и уголовным делам соответственно формируются судебные коллегии для рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел как по первой инстанции, так и для рассмотрения дел в кассационном порядке2.

' С ноября 1993 г. приступили к рассмотрению уголовных дел по первой инстанции с участием коллегии присяжных заседателей Ставропольский краевой суд, Иванов­ский, Московский, Рязанский и Саратовский областные суды, с января 1994г.-Ллтайский, Краснодарский краевые суды. Ростовский и Ульяновский областные с>ды В настоящее время есть основания считать, что с 1 января 2003 г. суды при­сяжных будут сформированы повсеместно (см. ст. 7 Федерального закона от 22 ноября 2001 г. (18 декабря 2001 г.) № 177-ФЗ в ред Федерального закона от 26 апреля 2002 г (29 мая 2002 г.) № 59-ФЗ - СЗ РФ 2002. № 22. Ст. 2028). ? Необходимо иметь в виду, что в действующем законодательстве термин «судебная коллегия» употребляется в двух значениях: 1) как организационная единица, объе-

Надзорной инстанцией в областном и равном ему суде является прези­диум соответствующего суда. Президиум состоит из председателя, его заместителей и судей суда, его состав утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

3. Компетенция краевых (областных) и равных им судов.

Компетенция (полномочия) краевых (областных) и равных им судов при обобщенной ее характеристике определяется тем, что к их ведению отнесено рассмотрение: гражданских и уголовных дел по первой инстанции; дел по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, опреде­ления и постановления районных судов, не вступившие в законную силу; дел по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных судов и миро­вых судей, а также по заключениям прокурора в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским и судебная коллегия по уголовным делам краевого (областного) или равного ему суда рассматривают по пер­вой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к их подсудности. Кроме того, каждая из названных судебных коллегий вправе изъять любое гражданское дело (при наличии ходатайства или со­гласия сторон) или уголовное дело (если есть о том ходатайство обвиняе­мого) из районного суда, находящегося на территории соответственно рес­публики, края, области, национального округа, города, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Как показывает практика, коллегия по гражданским делам по первой инстанции чаще дру­гих рассматривает дела о восстановлении на работе, о выселении из поме­щений, о взыскании денежных средств с должников и др.

Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам краевого (областно­го) и равного суда рассматривает и некоторые другие дела, например, по жало­бам на решения окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов или об отказе в регистрации кандидатов на выборах в Государственную Думу1.

Судебной коллегии по уголовным делам краевых (областных) и равных им судов подсудны дела: об убийстве; о похищении человека; об изнасило­вании; о торговле несовершеннолетними; о терроризме и захвате заложни­ков при отягчающих обстоятельствах; об организации незаконного воору-

Диняющая судей областных и равных им судов, рассматривающая гражданские или Уголовные дела и 2) как состав судей, рассматривающих конкретное гражданское или уголовное дело.

См ст. 42 упомянутого Федерального закона «О выборах Государственной Думы Российской Федерации» и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декаб-ря 1993 г. № 10 «О рассмотрении жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» в редакции от 25 октября 1996 г. (Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам. Спарк. С 282-288).

Раздел II Судебная система Российской Федерации

женного формирования; о бандитизме; об организации преступного сооб­щества, об угоне воздушного судна, о массовых беспорядках при отягчаю­щих обстоятельствах, о пиратстве; о приведении в негодность транспорт­ных средств и путей сообщения при отягчающих обстоятельствах; о нару­шениях правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов при отягчающих обстоятельствах; о дивер­сии; получении взятки; о ряде преступлений против правосудия; о преступ­лениях против мира и безопасности и некоторые другие .

На решения, приговоры, определения и постановления судебных колле­гий краевых (областных) и равных им судов до вступления их в законную силу могут быть принесены кассационные жалобы и представления соот­ветственно в судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Вер­ховного Суда РФ. По вступлении в законную силу они могут обжалованы в порядке надзора соответственно в судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также в Президиум Верховного Суда РФ, если они вступили в законную силу после их рассмотрения в кассационном порядке

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам краевых (об­ластных) и равных им судов рассматривают дела по кассационным жало­бам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановле­ния районных судов, не вступившие в законную силу. После рассмотрения дела по кассационной жалобе либо представлению судебные коллегии выносят кассационные определения об оставлении решения, приговора, определения или постановления без изменения, что означает их вступление в законную силу, либо об их отмене или изменении. Кассационное опреде­ление может быть обжаловано в порядке надзора.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает гражданские дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, когда решение было вынесено краевым (областным) или равным ему судом по первой инстан­ции и не было изменено Верховным Судом РФ, а также гражданские дела, рассмотренные районными судами, решения которых были изменены в

Глава 6 Федеральные суды общей юрисдикции

1 См подробнее ч 3 ст 31 УПК РФ, в которой говорится

«Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города феде­рального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны

1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью вто­рой, 126 частью третьей. 131 частью третьей, 152 частью третьей, 205, 206 частями второй и третьей, 208 частью первой, 209-211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей. 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275-279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294-302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353-358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовно­го кодекса Российской Федерации,

2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 и 35» УПК Имеются в виду уголовные дела, переданные по подсудности и передан­ные при изменении территориальной подсудности

кассационном порядке. Основанием для пересмотра таких решений и опре­делений по вновь открывшимся обстоятельствам может быть заявление участвовавших в деле лиц или прокурора (ст. 331 '-334 ГПК).

В компетенцию судебных коллегий краевого (областного) и равного ему суда входят изучение и обобщение судебной практики и анализ судеб­ной статистики, осуществление иных полномочий, представленных им законодательством.

Президиум краевого (областного) и равного ему суда является над­зорной инстанцией. На него возлагается рассмотрение дел по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения, при­говоры и постановления районных судов, а также на кассационные опреде­ления этого суда.

Заседание президиума суда считается правомочным при наличии более половины членов президиума и во всяком случае не менее трех судей. В заседании президиума дела рассматриваются по докладу члена прези­диума или судьи соответствующего суда. В нем участвует соответственно прокурор республики, края, области, автономного округа, Москвы и Санкт-Петербурга. Постановление принимается простым большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании

На постановления президиума краевого (областного) и равного ему суда могут быть принесены надзорные жалобы и представления в судебные коллегии соответственно по гражданским или по уголовным делам Вер­ховного Суда РФ.

Президиум краевого (областного) и равного ему суда рассматривает уголовные дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам по за­ключению прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в порядке надзора. Президиум краевого (областного) и равного ему суда рассматривает гражданские дела по новым и вновь открывшимся об­стоятельствам в тех случаях, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. В этом случае рассмотрение проис­ходит по заключению прокурора или по жалобе заинтересованной стороны.

Президиум краевого (областного) и равного ему суда, помимо рассмот­рения в пределах своих полномочий названных выше категорий дел в по-рядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, имеет и следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным де­лам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с Работой аппарата суда; оказывает помощь районным судам в применении законодательства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

I

Раздел II Судебная система Российской Федерации

Рассматривая компетенцию судов среднего звена системы федеральных судов общей юрисдикции, необходимо подчеркнуть, что верховный суд республики в составе РФ в соответствии с конституциями республик и ст. 40 Закона о судоустройстве РСФСР является высшим судебным орга­ном республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью район­ных судов республики. В пределах своих полномочий, о чем уже говори­лось, верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, укрепление законности, охрану прав и свобод граждан. Кроме того, верховный суд республики обладает правом законодательной инициативы в представительном органе республики, мо­жет вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов в пределах полномочий, определенных Кон­ституцией РФ и конституцией республики.

4. Председатель краевого (областного) и равного ему суда. Организа­ция работы суда.

Председатель областного и равного ему суда обладает широким кругом полномочий по участию в отправлении правосудия и организационному руководству судом. Председатель краевого (областного) и равного ему суда: председательствует в судебных заседаниях или назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или судью соответствующего суда; назначает заседания президиума суда и председательствует на его заседаниях; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и част­ные организации об устранении нарушений закона, причин и условий, спо­собствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием граж­дан и представителей организаций; осуществляет руководство работой по рассмотрению жалоб, поступающих в суд; организует работу по повыше­нию квалификации судей и сотрудников аппарата суда.

Кроме того, председатель суда выполняет ряд других функций органи­зационного характера: ведает кадрами консультантов, секретарей и других работников аппарата суда; утверждает планы работы суда и контролирует их исполнение; представляет в областную администрацию документы о требующихся для работы суда народных и присяжных заседателях; кон­тролирует работу по исполнению судебных решений и своевременность обращения к исполнению приговоров суда, подготовку отчетов о работе суда, его финансовую деятельность и др.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель (если он имеется) или заместитель председателя по назначению председателя.

В краевых (областных) и равных им судах заместителей председателя суда - не менее двух. Заместители председателя суда возглавляют соот-

Глава 6. Федеральные суды общей юрисдикции

ветственно судебные коллегии по гражданским и уголовным делам и являются председателями этих коллегий, выполняют другую работу по поручению председателя суда. Как председатели судебных коллегий они организуют их работу: председательствуют в судебных заседаниях или поручают это судье; образуют судебные коллегии для рассмотрения кон­кретных гражданских и уголовных дел; назначают время и место рас­смотрения наиболее сложных гражданских и уголовных дел; представля­ют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; осуществляют руководство судебной коллегией и в соответст­вии с распределением обязанностей руководят работой аппарата суда; ведут личный прием граждан.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам в некоторых краевых (областных) и равных им судах в целях лучшей организации су­дебной работы подразделяются на судебные составы по четыре-пять судей. Распределение судей по составам утверждается на заседании президиума суда. Председатель суда назначает председателя состава, который предсе­дательствует в судебных заседаниях и обеспечивает подготовку к рассмот­рению дел в кассационном порядке. Судьи, рассматривающие дела в касса­ционном порядке, закрепляются за определенными районными судами по зонам. Это позволяет им заниматься не всеми судами области от случая к случаю, а определенными судами, глубже вникать в разрешение тех вопро­сов, которые там возникают. При таком распределении обязанностей судьи областного и равного им суда лучше осведомлены о положении дел в дан­ном районном суде на основании рассмотренных ими кассационных дел, личных встреч и бесед с судьями.

5. Аппарат краевого (областного) и равного ему суда.

Аппарат краевого (областного) и равного ему суда осуществляет обес­печение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваи­ваются классные чины и специальные звания.

Аппарат краевого (областного) и равного ему суда состоит из ряда подразделений (группа консультантов, канцелярия, секретариат, архив, экс­педиция и др.), которые призваны способствовать осуществлению правосу­дия, создавать для этого условия, выполнять по поручению судей подгото­вительные действия перед разбирательством гражданских и уголовных дел.

Консультанты - это лица, имеющие юридическое образование и опыт работы в суде, прокуратуре или других правоохранительных органах.

Секретари судебного заседания ведут протоколы судебного заседания в сУДе первой инстанции. Они обязаны полно и объективно излагать в прото­коле все действия и решения суда, а равно действия участников процесса при рассмотрении дела. По окончании судебного заседания секретарь оформляет

Раздел II, Судебная система Российской Федерации

дело (подшивает и пронумеровывает листы) и после подписания протокола судьей, председательствовавшим по делу, сдает дело в канцелярию.

Кроме того, секретарь судебного заседания проводит работу по подготов­ке дела для рассмотрения в судебном заседании; выдает адвокату дела для ознакомления; выписывает повестки свидетелям, экспертам, переводчикам, истцам, ответчикам, извещает прокурора о дне и часе рассмотрения дела, готовит и вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку к рассмотрению гражданских и уголовных дел, поступающих в краевой (областной) и рав­ный ему суд с кассационными жалобами и представлениями. При необхо­димости он извещает о дне рассмотрения дела заинтересованных лиц, при­нимает и регистрирует с разрешения председателя состава (судебной кол­легии) жалобы или представления, поступившие непосредственно в суд второй инстанции; выдает дело адвокату для ознакомления, вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению в суде второй ин­станции. По окончании рассмотрения секретарь судебного состава оформ­ляет дело для направления по принадлежности в архив.

Секретарь президиума суда обеспечивает подготовку гражданских и уго­ловных дел для рассмотрения на заседании президиума: извещает прокурора о дне заседания и повестке заседания президиума; вызывает по указанию председателя суда лиц, допущенных к участию в рассмотрении дела. Секре­тарь ведет протокол заседания президиума. В некоторых областных и равных им судах на секретаря президиума возлагается регистрация жалоб и дел, поступающих в порядке надзора, а также ведение надзорного производства.

Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, запол­няют карточки, выполняют другую работу по делопроизводству.

Секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом (кан­целярией), который непосредственно руководит их работой и контролирует ее. Заведующий секретариатом организует прием посетителей председате­лем суда, докладывает ему почту, вызывает народных и присяжных заседа­телей, выдает заинтересованным лицам с разрешения председателя суда или его заместителя копии решений, приговоров, определений и постанов­лений, выполняет другую работу организационно-технического характера.

Распределение обязанностей в аппарате краевых (областных) и равных им судов во многом зависит от объема работы, но его сотрудники выпол­няют в конечном счете одни и те же по содержанию функции. Во всех су­дах имеются секретариат или канцелярия (либо и то и другое), отдел жалоб, архив, экспедиция, а также вспомогательные технические службы.

Районный суд

/. Районный суд - основное звено судебной системы судов общей юрис­дикции.

Глава 6. Федеральные суды общей юрисдикции

В соответствии с Законом о судебной системе районные (городские) су­ды, образованные до введения в действие данного Закона, считаются рай­онными судами (ст. 36).

Упомянутый Закон наметил контуры судебной реформы. Наряду с районными судами формируется институт мировых судей, которые будут единолично рассматривать в пределах своей компетенции гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Второй инстанцией для дел, рассмотренных мировым судьей, будет рай­онный суд, который останется и судом первой инстанции для рассмотре­ния более сложных гражданских, административных и уголовных дел.

В ходе судебной реформы полномочия и порядок деятельности район­ных судов будут установлены федеральным конституционным законом, а полномочия и порядок деятельности мировых судей- определены феде­ральным законом и законами субъектов Федерации.

До введения мировых судей районные (городские) суды рассматривали основную часть гражданских (до 95 %) и уголовных дел (до 90 %). Исклю­чение составляют только гражданские дела, изъятые вышестоящими суда­ми и принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, отнесенные к подсудности краевых (областных) и равных им судов, а также уголовные дела, изъятые вышестоящими судами и принятые ими к своему производству в соответствии с действующими теперь правилами, установленными ст. 31 УПК РФ. Районному суду подсудны уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением дел, которые в соответствии со ст. 31 УПК отнесены к подсудности мировых судей, област­ных и равных им судов, Верховного Суда РФ, а также военных судов.

Районные суды образуются в каждом районе или городе; может быть создан один суд на район и город. Рассмотрение подавляющего большин­ства гражданских и уголовных дел и близость к населению дают основания считать районный суд в настоящее время основным звеном судов общей юрисдикции.

Организационное обеспечение районных судов в настоящее время (как уже отмечалось) возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах Федерации. Обязанность Судебного департа­мента состоит в том, чтобы обеспечить финансирование и материально-техническое снабжение районных судов и тем самым способствовать их самостоятельности и независимости.

2. Состав районного суда. Полномочия судей и народных заседателей.

Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости °т объема работы районного суда- количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, посту­пающими для рассмотрения, - определяется число судей и народных засе­дателей в данном суде. При небольшом объеме работы в районном суде имеется один судья, он же является председателем суда. Но в большинстве Районных судов несколько судей. Один из них - председатель суда.

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 6. Федеральные суды общей юрисдикции

Основной обязанностью судей является осуществление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иным законода­тельством. При отправлении правосудия судьи самостоятельны, независи­мы, неприкосновенны, подчиняются только закону и никому не подотчет­ны. Это весьма существенные гарантии всестороннего, полного и объек­тивного исследования обстоятельств любого дела, отнесенного к подсудно­сти районного суда, защиты прав и свобод граждан.

Судьи должны заранее готовиться к судебному разбирательству каждо­го дела, изучать материалы, которые предстоит исследовать в судебном заседании. Судья обязан подготовить требуемое для рассмотрения данного дела законодательство, комментарии к нему, постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ, материалы судебной практики.

Во время пребывания в районном суде и вне его стен, как и при отправ­лении правосудия, судьи и народные заседатели должны избегать ситуаций, которые могли бы отрицательно повлиять на их честь и достоинство, вызвать сомнение в их беспристрастности, объективности и законопослушности.

Судьям предоставлены определенные права. Так, судьи районных судов вправе требовать от любых органов и лиц: выполнения их указаний в связи с подготовкой дела к судебному заседанию (вызов ответчиков, истцов подсудимых, свидетелей, экспертов и др.), представления в суд докумен­тов, материалов и других данных.

Судьи районного суда обладают правом неприкосновенности, заклю­чающимся прежде всего в том, что установлен особый порядок их привле­чения к уголовной ответственности и административной ответственности Неприкосновенность распространяется на их жилища, служебные помеще ния, транспортные средства и имущество. 3. Компетенция районного суда.

Компетенция (полномочия) районного суда определяется прежде всего тем, что он действует в качестве суда первой и второй инстанции.

Как уже указывалось, к подсудности районных судов отнесены все гражданские дела, подведомственные федеральным судам общей юрисдик­ции. Любое гражданское дело может быть рассмотрено районным судом независимо от сложности, характера и суммы иска. Подсудность граждан­ского дела данному районному суду определяется, как общее правило, местом жительства (нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданского дела, а следовательно, и полномочия районного суда могут измениться, только если вышестоящий суд примет дело для рассмотрения в качестве суда первой инстанции.

Среди дел, которые рассматриваются районными судами в последние годы, - дела по жалобам граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в редакции 1995 г.1). Закон включает в круг субъектов, чьи действия и решения могут быть обжалованы в судебном порядке, государственные органы, органы местного самоуправления, учре­ждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц.

Сравнительно новыми для районных судов являются дела по жалобам на действия медицинских работников, работников социального обеспече­ния и образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи. Такие жало­бы по Закону от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»2 (ст. 28) могут быть поданы не только в районный суд, но и вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и прокурору. Рассмотрение дела в районном суде по такой жалобе, по нашему мнению, исключает возможность дальнейшего альтернативного обжалования действий, связанных с оказанием психиатрической помощи. Наоборот, обжалование таких действий вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган) или прокурору не исключает обжалования решений последних в народный суд.

Жалобы как на нарушение прав и свобод граждан, так и на необосно­ванные действия в связи с оказанием психиатрической помощи подаются в районный суд по месту жительства лица, обращающегося с жалобой, или по месту нахождения органа или должностного лица, действия или реше­ния которых обжалуются.

Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам. В первом случае речь идет о наибо­лее тяжких преступлениях, например, об убийстве или изнасиловании при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, похищении человека при отяг­чающих обстоятельствах, хищениях предметов, представляющих особую ценность. Во втором случае районные суды по общему правилу не могут рассматривать уголовные дела по обвинению военнослужащих1.

Районный суд принимает в ходе досудебного производства по уголов­ному делу решения в соответствии с чч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ. Речь идет о правомочиях суда принимать решения, которые по ранее действовавшему УПК по общему правилу относились к ведению прокуратуры (об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содер­жания под стражей; о производстве обыска или выемки в жилище; о нало­жении ареста на корреспонденцию и имущество и т. п.).

|СЗРФ. 1995 №51.Ст 4970. | Ведомости РФ. 1992. №33. Ст. 1913. См подробнее в § 4 данной главы

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Как и для военных судов, подсудность гражданского иска для районно­го суда, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен (ч. 10 ст. 31 УПК РФ).

Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими приговоры, которые вступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно-досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения свободы лиц, у которых наступило психическое расстройство либо заболевших иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения пригово­ра; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свобо­ды, во время отбывания наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение, и др.

На районные суды возложена обязанность рассматривать дела о примене­нии принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или заболевшим психическим рас­стройством в ходе расследования, судебного разбирательства либо при испол­нении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и по своему со­стоянию представляет общественную опасность. Районные суды также рас­сматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении применения принудительных мер медицинского характера.

Гражданский процессуальный кодекс относит к компетенции народно­го суда рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам в случа­ях, когда решение районного суда вступило в силу без рассмотрения дела в вышестоящем суде, а также когда решение оставлено вышестоящим судом без изменений. При поступлении заявления участвовавшего в рассмотре­нии дела лица или прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах район­ный суд в пределах своей компетенции принимает новое решение или ос­тавляет прежнее без изменения. Если же решение районного суда изменено вышестоящим судом, пересмотр решения по вновь открывшимся обстоя­тельствам относится к ведению этого вышестоящего суда, и районный суд в случае поступления такого заявления обязан переслать его вместе с граж­данским делом по принадлежности.

4. Председатель суда Организация работы в районном суде. В соответствии с законом все судьи в районном суде, если их несколько, обладают единым статусом. Это относится к их правовому положению, связанному с отправлением правосудия. Но это вовсе не исключает воз­можности и необходимости возложения на одного из судей обязанностей по организации работы народного суда. Такие обязанности возлагаются на председателя районного суда, который, как и другие судьи, председатель­ствует в судебных заседаниях по конкретным делам, а также назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях. На прак­тике в районных судах выработано несколько подходов к распределению обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел. В прошлые годы в

Глава 6 Федеральные суды общей юрисдикции

Наши рекомендации